Еременко Ирина Марсовна
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Наши истоки»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края
«Курганинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
УТВЕРЖДЕНО
Решением педагогического
совета ГКУ СО КК
«Курганинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
протокол №___ от ___
___О. Г. Габдулхакова
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
по реабилитации несовершеннолетних
«Наши истоки»
Составитель: воспитатель Еременко И. М.
п. Лучезарный
2020
Пояснительная записка
Публикация «Дополнительная общеразвивающая образовательная программа „Наши истоки“» размещена в разделах
Существуют в нашей жизни понятия «малая» Родина и «большая». Родина – это страна, в которой человек родился. С ней связана его жизнь, жизнь его семьи, жизнь всего народа, к которому он принадлежит. На этой основе и должно воспитываться подрастающее поколение.
Школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований личности. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научится любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребуется неизмеримо больше душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка, закрепленный в переживаниях, определяет его действия и поступки.
Основными направлениями дополнительной общеразвивающей образовательной программы духовно-нравственного развития и воспитания подростков является воспитание гражданственности, патриотизма.
Таким образом, актуальность данной программы возрастает в связи с ростом роли патриотического воспитания. Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины. Для достижения этой цели разработана дополнительная общеразвивающая образовательная программа по реабилитации несовершеннолетних «Наши истоки.
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по реабилитации несовершеннолетних «Наши истоки» руководствуется педагогическими принципами, которые выражаются в следующих категориях:
научная достоверность используемого материала;
соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизического развития подростков;
постоянство требований и систематическое повторение действий;
гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого воспитанника;
единство развития коллективных свойств, творческого сотрудничества и личностной индивидуальности каждого ребенка;
Цель программы : - воспитание гражданского самопознание через ознакомление с историей, природой и культурой родной страны, родного края.
Задачи программы :
- расширять представления о ближайшем социальном окружении;
-воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире;
- учить работать с картой района, края, страны;
- раскрыть значение «малой родины» в жизни человека, которая начинается с его родного дома, родного села (города, школы; любовь к «малой родине» помогает человеку выживать;
- знакомить воспитанников с жизнью и деятельностью известных людей своего села района, края, страны;
- формировать бережное отношение к истории и природе своей страны, родного края, чувство ответственности за свою Родину;
- развивать индивидуальные творческие способности подростков.
Методика и технология реализации:
Программа состоит из 4 разделов, разделенных на темы. Общий объем занятий – 38 часов:
«Мой дом. Моя семья» (10 часов);
«Земля отцов – моя земля» (12 часов);
«Я – гражданин России» (5 часов);
«Славные страницы нашей истории» (11 часов).
Каждый из разделов представляет собой цикл занятий. Общий объем теоритических занятий по 4 разделам – 5, практических - 33 (продолжительность каждого занятия составляет 1 академический час длительностью 40 минут).
Целевая группа: несовершеннолетние в возрасте от 8 до 18 лет, находящиеся в СРЦН.
В этом возрасте у детей, находящихся на реабилитации в учреждении до конца еще не сформированы гражданская и нравственная позиция. Поэтому в данном случае необходимо подводить детей к осознанному пониманию понятия о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, поселку, в котором живёшь
Формы занятий: теоретические и практические занятия.
Занятие включает в себя 4 этапа: организация детей, основная часть занятия, физминутка и окончание занятия.
Организация детей:
создание «ситуации успеха» через практическое задание, с которым может справиться ребенок и которое основано на ранее полученных знаниях и связано с новым материалом;
создание интереса к занятию (приемы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность).
Основная часть:
организация детского внимания;
объяснение материала и показ способа действия или постановка задачи и совместное решение;
закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, проектная работа, практические занятия);
акцентирование внимания на затруднениях через столкновение знания с незнанием, умения с неумением.
Физминутка
обеспечение на занятии условий для снятия усталости, оказание помощи детям в переключении их деятельности.
Окончание занятия:
подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с поставленными задачами, оценивание участия детей в занятии);
фиксация в речи детей нового знания или способа действия;
организация рефлексии и самооценки собственной и коллективной деятельности;
осмысление достижения и переключение детей на другой вид деятельности.
Методы работы: на занятиях используются различные методы работы (Занятия, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, игры, практические работы, индивидуальная работа).
Режим занятий: 1 раз в неделю, по одному занятию в день, занятия проводятся согласно календарно-тематического плана.
Состав исполнителей: воспитатель, имеющий высшее и среднее профессиональное образование, образовательный ценз указанного лица подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.
Ожидаемые результаты реализации программы : по окончанию цикла занятий воспитанники должны:
-иметь устойчивый интерес к истории своей страны, малой родины, культуре родного края, знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к представителям других поколений;
-уметь самостоятельно искать, отбирать, использовать информацию в справочной литературе, сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, применять приобретенный опыт;
-знать историю своего края, формировать у подростков ценностные отношения к родному краю, к родной природе и культуре, к труду, к другим людям.
Формы контроля результатов: викторины, творческие задания, составление альбомов, выставки творческих работ, презентации индивидуальных творческих проектов.
Материальное обеспечение программы, технические средства обучения и контроля: стандартно оборудованный учебный класс, игровая комната, актовый зал, мастерская по труду, компьютер-ноутбук, экран, мультимедиа проектор.
Содержание программы
1. Мой дом. Моя семья (10 часов)
1.1 Семья и ее функции.
Что такое семья. Основные функции семьи.
1.2. Откуда я родом.
Что такое род. Генеалогия. Составление родословной.
1.3. История моего имени.
История происхождения фамилии, имени, отчества.
1.4. Родственные связи.
Ближайшие родственники, способы поддержания родственных связей.
1.5. Семейные ценности.
Ответственное отношение к созданию семьи и воспитанию будущих детей.
1.6. Семейный альбом.
Что такое семейный альбом.
1.7. Семейные обязанности.
Круг домашних обязанностей.
1.8. Семейные традиции.
Понятие семейные традиции. Положительные и отрицательные традиции.
1.9. Семейный этикет.
Что такое семейный этикет.
1.10. Самое главное слово в любом языке.
Значимая роль матери в семье и обществе. Обобщение по разделу.
2. Земля отцов – моя земля (12 часов)
2.1. Моя малая Родина.
Что такое малая Родина, ее значение в жизни каждого человека.
2.2. Государственная символика Краснодарского края.
Герб, флаг, гимн Краснодарского края.
2.3. Именем Екатерины нареченный.
История города Екатеринодара-Краснодара.
2.4. Уклад кубанской семьи.
Семейный уклад и традиции в кубанской семье.
2.5. Город, в котором я живу.
История города Курганинска. Достопримечательности нашего города.
2.6. Ремесла на Кубани.
Традиционные занятия жителей Кубани. Занятия жителей Курганинского района.
2.7. Просветители земли кубанской.
Кирилл Васильевич Россинский.
2.8. Наши земляки в годы Великой Отечественной войны.
История оккупации Курганинского района.
2.9. Радетели земли кубанской.
Наши великие соотечественники.
2.10. Земля отцов – моя земля.
История Кубани от переселенцев казаков до наших дней.
2.11. Кубань – родина героев.
Кубанцы – герои войны, труда.
2.12. Кубанская земля - сила и величие России.
Кубань – сельскохозяйственная житница России. Обобщение по разделу.
3. Я – гражданин России (5 часов)
3.1. Я – гражданин России.
Права и обязанности гражданина России.
3.2. Государственная символика.
Государственные символы – герб, флаг, гимн.
3.3. Нет в мире краше Родины нашей.
Значение Родины в жизни каждого человека.
3.4. Права гражданина России.
Права ребенка в государстве.
3.5. Путешествие в Законоград.
Важность соблюдения закона всеми гражданами в государстве. Обобщение по разделу.
4. Славные страницы нашей истории(11 часов)
4.1. Святые заступники народа русского.
Святые Сергий Радонежский и Серафим Саровский.
4.2. Кирилл и Мефодий – создатели русской письменности.
Значение создания письменности для развития государства Российского.
4.3. Жизнь, ставшая легендой.
Великий русский фельдмаршал Александр Васильевич Суворов.
4.4. Виртуальное путешествие «Города-герои».
Города-герои.
4.5. Морская слава России.
Великий русский адмирал Федор Федорович Ушаков.
4.6. Русские миллионеры.
Великие русские меценаты.
4.7. С победою в сердце!
Подвиг защитников Брестской крепости.
4.8. Прадеды победы.
Героизм советского народа в Великой Отечественной войне. Оборона Ленинграда.
4.9. Дети войны.
Знакомство с детьми-героями Великой Отечественной войны.
4.10. За Русь мы все стеной стоим.
История возникновения праздника День народного единства.
4.11. Итоговое занятие.
Подведение итогов изучения родного края, страны.
Рекомендуемая литература
Основная
1. О. Г. Панаэтов. Хрестоматия. Литература Кубани (часть 1,2) 2009
2. Б. А. Трехбратов. Новая история Кубани, 2008
3. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика, Издательский центр «Академия», 2008
4. Р. М. Гриценко Русский язык (литературная норма и кубанские говоры, 2008
5. В. Н. Ратушняк. История Кубани с древнейших времен до конца 19 века, 2009
Дополнительная
1. Большая энциклопедия. НИИ региональной энциклопедии ТюмГУ,2004
2. Газета «Курганинские итоги», «Кубанские новости».
4. Е. А. Ляшенко «Школа юного краеведа». Материалы к занятиям. - Волгоград: Учитель, 2007
Интернет-источники
1. https://ped-kopilka.ru/ - Учебно-методический кабинет – сайт для педагогов, учителей, воспитателей, студентов, родителей и всех тех, кто занимается воспитанием и обучением детей.
2. https://www.uroki.net/ - поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, сценарии школьных праздников.
3. https://www.maam.ru/ - международный образовательный портал.