Надежда Иванова
Дополнительная общеобразовательная программа по развитию мелкой моторики для детей 3–4 лет «Волшебный мир творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная программа по развитию мелкой моторики
«Волшебный мир творчества».
Содержание
1. Пояснительная записка…2
2. Возрастные особенности дошкольников 3-4 лет…4
3. Аппликация. Тематическое планирование. …5,7
4. Список использованной литературы…. 9
Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования «Волшебный мир творчества» разработана для детей 3-4 лет. Срок реализации 1 год.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа по развитию мелкой моторики для детей 3–4 лет „Волшебный мир творчества“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Программа имеет художественную направленность, то есть включает в себя такой вид деятельности как аппликация.
Аппликация - это один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон; наиболее простой и доступный способ создания художественных работ.
Аппликация может быть:
• Предметной, состоящей из отдельных изображений (Лист, ветка, дерево, птица, цветок);
• Сюжетной, отображающей те или иные события;
• Декоративной, включающей орнаменты узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Ребенок, осваивает аппликацию, учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином ее виде. Таким образом, признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками в познании действительности.
Действуя с предметами и материалами, ребенок на практике познает некоторые ее свойства - твердость, мягкость, объём величину, вес, сопротивляемость и т. д.
Цель программы, является развитие наглядно-образного мышления, познавательной активности, мелкой моторики, воображения, творческих способностей, художественных способностей, игровой деятельности, наглядно-действенного мышления, восприятия, сенсомоторной координации.
Педагогу необходимо помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности. Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов.
Актуальность программы состоит в том, что занятия по аппликации являются первым шагом для приобщения детей к художественной деятельности и творчеству, стимулируют эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста.
Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Педагогу нужно разбудить в каждом ребёнке интерес к труду, к освоению нового материала, сделать занятия увлекательными и интересными.
Задачи:
• Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности.
• Воспитывать выдержку, волевые усилия, способности быстро переключать внимание.
• Формировать умение выполнять аппликацию нетрадиционными способами: аппликации из ваты, из пластилина, бумаги, из салфеток, из крупы и бросового материала, семян подсолнечника, ватные диски.
• Развитие воображения, самостоятельности, настойчивости, умения доводить работу до конца, аккуратности и трудолюбия, умений и навыков в обработке материалов, которые ребенок сможет самостоятельно применить для изготовления подобных поделок.
• Вызывать у детей радость от созданного ими изображения.
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
• плоская аппликация из бумаги и салфеток;
• аппликация из природных и нетрадиционных материалов;
• обрывная аппликация.
Новизна данной дополнительной образовательной программы состоит в том, что занятия построены таким образом, чтобы ребёнок мог усвоить сначала первоначальный материал, а затем более сложный; процесс обучения совмещается с практической деятельностью детей.
Возрастные особенности – один из основополагающих педагогических принципов, которые были использованы при написании программы. Опираясь на него, воспитатели регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.
Данная программа рассчитана на детей 3-4 лет. Детям этой возрастной группы свойственны нижеизложенные особенности: усвоение основных представлений о цвете, величине, форме; умение слушать сказки; сравнивать реальные предметы с их изображениями на картинках.
Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности (в аппликации – силуэтное). Он передает образы предметов с помощью цветной бумаги. Этот материал должен всегда быть под рукой. Но этого не достаточно. Нужно развивать творческие способности малыша, учить выкладывать на листе бумаги приготовленные воспитателем детали разной формы, величины, цвета; раскладывать их в определённой последовательности, составляя задуманный ребёнком или заданный воспитателем предмет, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу. Для совершенствования изобразительных навыков следует формировать восприятие формы, цвета, ритма, эстетических представлений.
Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные). Очень важно создать доброжелательную обстановку на занятии. Сначала ребенку интересен сам процесс изготовления поделки, но его постепенно начинает интересовать его качество. Малыш стремится как можно натуральнее передать образ предмета, а после занятия обыграть свою поделку: покормить ежика изготовленными грибами, спеть песенку наряженной елочке. Ребенок с удовольствием рассказывает, что он склеил, что может делать этот предмет, какой цвет он выбрал для своей поделки.
Аппликация.
Занятия аппликацией проводят в форме игры, по ходу которой взрослый комментирует процесс работы. Занятия можно проводить с небольшой группой детей или индивидуально. Под руководством воспитателя дети могут создавать коллективные поделки. В этом случае каждый ребенок выполняет свое задание, а результат получается общий.
Воспитателю необходимо приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Учить предварительно выкладывать на листе бумаги, приготовленные воспитателем детали разной формы, величины, цвета; раскладывать их в определённой последовательности, составляя задуманный ребёнком или заданный воспитателем предмет, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу.
Учить детей аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеёнке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижать салфеткой.
Вызывать у детей радость от созданного ими изображения. Формировать навыки аккуратной работы.
Учить создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розетта и др.) не только предметные, но и декоративные композиции из геометрических фигур, и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Развивать чувство ритма.
Занятия аппликацией не только формируют у детей навыки работы с бумагой и клеем, а в дальнейшем и с ножницами, способствуют развитию интереса и положительного отношения к этому виду деятельности, но и несут в себе много возможностей для обучения и развития малышей.
Длительность занятий можно варьировать в зависимости от ситуации и желания детей (в начале обучения длительность занятий составляет 10-15 минут, но постепенно их продолжительность можно увеличивать).
Ожидаемые результаты.
К концу года дети могут:
• Самостоятельно подбирать нужный материал для выполнения аппликации, будь то бумага или вата, или конфетти.
• Доделать работу до конца, выполнив ее аккуратно, радоваться созданному изображению.
Тематическое планирование
1занятие в неделю 32 занятия в год, по 10-15 минут.
№ занятия Тема занятия Материал
Октябрь
1. Грибок Белый картон,цветная бумага,клей.
2. Зонтик Цветной картон, цветная бумага, клей.
3. Пирамида Белый картон,цветная бумага,клей.
4. Осеннее дерево Альбомный лист, фломастер, цветная бумага, клей.
Ноябрь
1. Подсолнух Пластилин, белая бумага, цветная бумага, семечки, клей
2. Платок для матрешки Цветной картон, цветная бумага, клей.
3. Одеяльце Цветной картон, цветная бумага, клей.
4. Гусеница Пластилин, Альбомный лист, фломастер, цветная бумага, клей.
Декабрь
1. Гирлянда из флажков Цветной картон, цветная бумага,клей
2. Новогодняя варежка. Цветная бумага, веревочка, белый картон, клей.
3. Дед Мороз Белая краска, цветная бумага, клей. картон.
4. Елочка Цветной картон, цветная бумага,клей.
Январь
1. Снеговик Ватные диски, голубой картон, цветная бумага, клей.
2. Домик для зайчика и петуха Цветной картон, цветная бумага,клей.
3. Чашки для медведей. Цветной картон, цветная бумага,клей.