Елена Матинян
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности в подготовительной к школе группе Юный эколог
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «Юный эколог»
Воспитатели высшей квалификационной категории Матинян Е. А. ,Матинян М. М.
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Комплексно-тематическое планирование
3. Список литературы.
Пояснительная записка
Актуальность.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности в подготовительной к школе группе Юный эколог» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в дошкольном учреждении, как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка.
Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Экологическое воспитание личности дошкольника означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания – является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.
Цель формирования экологической культуры дошкольников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы: ООД, повседневная деятельность.
Кружковая работа по экологии в ДОУ позволяет развить у дошкольников способности к экологическому мышлению. Это проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий своей деятельности.
Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.
Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в ДОУ свидетельствуют о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с детьми.
После анализа некоторых программ по экологическому воспитанию дошкольников, мной была разработана рабочая программа по экологическому воспитанию дошкольников «Юный эколог». Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу дошкольника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми, взаимодействие с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности : семейные экологические домашние задания, участие в работах на участке ДОУ, помощь в озеленении группы, являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников.
Данная рабочая программа направлена на формирование экологической культуры дошкольников, на расширение знаний о неживой природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи в окружающем мире. Рабочая программа составлена на основе использования технологий программы экологического образования дошкольников программы; С. Н. Николаева Парциальная программа «Юный эколог», О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»; Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа», а также технологии программы экологического образования детей «Мы» под редакцией Н. Н. Кондратьевой.
Причинами создания рабочей программы «Юный эколог» стали:
направленность ДОУ на экологическое воспитание детей,
желание родителей,
работа со способными детьми.
Рекомендации, необходимые для проведения непосредственной организованной образовательной деятельности
1. Добровольное участие детей.
2. Наполняемость кружка: 30 – 34 ребенка старшего дошкольного возраста коррекционной группы.
3. Учебная и развивающая нагрузка сочетается с динамической паузой.
4. Продолжительность непосредственной организованной образовательной деятельности 25 – 30 минут.
5. Регулярность проведения непосредственной организованной образовательной деятельности – 1 раз в неделю, во второй половине дня.
6. Всего непосредственных организованных образовательных деятельностей– 36.
7. Мониторинг уровня знаний и умений детей проводится два раза в год: вводный (сентябрь – октябрь, итоговый (май).
8. Создание и поддержание в ходе непосредственной организованной образовательной деятельности эмоционально-позитивного фона.
9. Соблюдение санитарно-гигиенических норм (освещение, проветривание, время проведения).
Законодательное и научно – методическое обеспечение программы
Закон РФ «Об образовании».
Конвенция о правах ребенка.
Конституция РФ.
Устав МДОУ.
Программа «От рождения до школы» / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.
Парциальные программы : «Юный эколог» /С. Н. Николаева, «Мы в Мордовии живем» /О. В. Бурляева, «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова.
Цели и задачи программы
Цели программы :
Создание условий для формирования эколого-краеведческой культуры детей старшего дошкольного возраста коррекционной группы.
Формирование потребности изучать и познавать окружающий нас мир.
Формирование ответственного отношения к родной природе и готовности к активным действиям по ее охране.
Основные задачи программы :
Формирование основ экологического мировоззрения и культуры.
Формирование экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой.
Формирование осознанного и бережного отношения детей к природе родного края.
Расширение и обобщение знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
Развитие общих познавательных способностей: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно – следственные связи.
В основе программы лежат следующие принципы:
• Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей с речевыми нарушениями.
• Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.
• Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.
• Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
• Принцип системности. Деятельность планируется систематически.
• Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.
Основные формы и методы работы:
Целевые прогулки
Наблюдение
Беседа
Исследовательская деятельность
Экспериментальная деятельность
Проектная деятельность
Эколого-природоведческие игры, игры-путешествия
Работа с энциклопедической и природоведческой литературой
Условия реализации программы
Для эффективной реализации настоящей программы в детском саду созданы благоприятные условия:
Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: групповые уголки природы, подобраны и размещены растений в соответствии с их биологическими особенностями; на территории участка группы : экологическая тропа, сад и огород, зона лекарственных растений;
Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов;
Создана мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.
Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами :
«Маленький ученый»
Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы; Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
Гайки, винтики, гвоздик, проволока;
Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки, стружка;
Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;
Детские халаты, фартуки;
Схемы для проведения опытов;
Журнал для фиксирования результатов.
«Уголок природы»
Календарь природы, модель календаря природы
Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений)
Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки)
Воронки
Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины)
Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы
Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики)
«Огород на подоконнике»
Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур)
Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)
«Умелые ручки»
Детям предложены различные материалы:
Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти)
Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)
Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты)
Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.
«Экологическая тропа»
Центр организован на территории участка группы.
Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Общие сведения о кружке:
Вид кружка – познавательно-исследовательский
Год занятия кружка – первый
Количество членов кружка – 34 человека
Возраст кружковцев – 6 – 7 лет
Количество занятий – в 1 раз в неделю / 36 часов в учебный год
Место занятий – МДОУ Детский сад комбинированного вида №66
Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю, по 30 минут.
Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений, использование музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.
Формы проведения: игра – путешествие; экскурсии в природу; досуги; экспериментальная деятельность;
Методы проведения: рассматривание картин, демонстрация фильмов и презентаций, труд в природе.
Наглядные: наблюдения кратковременные/длительные, определение предмета по определённым признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам.
Практические: игры – эксперименты, дидактические игры (настольно-печатные, словесные, игры-занятия, подвижные игры, творческие игры).
Словесные: рассказывание, беседа, чтение.
Проведение мониторинга по проделанной работе в виде тестирования детей.
Формы подведения итогов по проделанной работе:
1. Экологическая информация для родителей на темы: данные об экологической ситуации в посёлке; правила поведения в экстремальных условиях; выращивание экологически безопасного урожая; комнатные, лекарственные, пищевые растения; домашние животные, их содержание в доме и значение для ребёнка.
2. Организация выставки детских работ по наблюдениям в природе во время экскурсий, целевых прогулок, трудовой деятельности в природе.
Список используемой литературы
1. Грехова Л. И. «В союзе с природой» - эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М. : ИГЛ «Ставрополь, 2002 г.
2. «Мы» : Программа экологического образования детей. Н. Н. Кондратьева и др. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 240 с.
3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) – М. : ВАКО, 2005 г.
4. Тавленко Л. Ф. «В гармонии с природой» Часть 1 старшая группа : Программа и методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений – Ульяновск:
5. «Добро пожаловать в экологию» Часть 2. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. / Сост. О. А. Воронкевич. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 336 с.
6. Николаева С. Н Парциальная программа «Юный эколог», - Москва: Мозаика-синтез, 2016 г.