Лучший педагог года

Дополнительная общеобразовательная программа детей дошкольного возраста «Шашечный дебют» (срок реализации: 1 год)

Елена Аброськина
Дополнительная общеобразовательная программа детей дошкольного возраста «Шашечный дебют» (срок реализации: 1 год)
▼ Скачать + Заказать документы

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ШАШЕЧНЫЙ ДЕБЮТ» (срок реализации : 1 год)

Пояснительная записка

Необходимость разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс обоснована тем, что в нашей стране шашечная игра пользуется большой популярностью, правила просты и общедоступны. Родители воспитанников детского сада заинтересованы в обучении детей игре в шашки, но не всегда могут уделить детям время для игры. Литературы по обучению детей дошкольного возраста игре в шашки недостаточно. Конечно, и педагоги, и родители учат детей играть в шашки, но допускают, на мой взгляд, одну и ту же ошибку: с первых занятий учат ребят расставлять все шашки и показывают ходы. В результате чего дети усваивают основные правила игры: ход шашек и дамок, бой одной или нескольких шашек, но не умеют продумывать свои действия на несколько ходов вперед, плохо ориентируются на шашечной доске, не умеют читать диаграммы, просчитывать комбинации партий. В образовательных учреждениях занятия шашками носят разовый характер (соревнования в группах, турниры в детских садах). Поэтому, для последовательной и планомерной работы по основам шашечного искусства необходима программа дополнительного образования, предполагающая реализацию цикла обучающих занятий.

Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа детей дошкольного возраста „Шашечный дебют“ (срок реализации: 1 год)» размещена в разделах

Программа дополнительного образования «Шашечный дебют» разработан на основании парциальной программы В. Н. Сидорычева «Русские шашки для дошкольников»; методических пособий и разработок. Шашки для детей; В. К. Погрибной. Шашки. Сборник комбинаций.

Учитывая комплексный подход к развитию ребенка, занятия ведутся во взаимосвязи с родителями. Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.

Направленность программы

По содержанию программа является физкультурно – спортивной, по функциональному назначению – учебно – познавательной, по форме организации – кружковой.

Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима обучающая программа занятий. Представленная программа предназначена для обучения детей дошкольных учреждений и предусматривает изучение материала по теории и практике, истории возникновения шашек, участие в турнарах.

Программа направлена на формирование общей культуры дошкольников и развитие интереса к игре в шашки как к интеллектуальному досугу, развитие интегративных качеств, обеспечивающих социальную успешность, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение здоровья детей дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными требованиями к выпускнику детского сада. Содержательная связь тематического плана программы позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно образовательных задач, (развитие любознательности, познавательных способностей для удовлетворения индивидуальных склонностей

и интересов, успешной социализации в современном мире, что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Новизна заключается в том, что систематические занятия по данной программе приблизят начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры научатся находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

Актуальность обусловлена популярностью шашечных игр в нашей стране, правила общедоступны и просты.

Родители воспитанников детского сада заинтересованы в обучении детей игре в шашки, но не всегда могут уделить детям время для игры. Литературы по обучению детей дошкольного возраста игре в шашки недостаточно. Конечно, и педагоги, и родители учат детей играть в шашки, но допускают, одну и ту, же ошибку: с первых занятий учат ребят расставлять все шашки и показывают ходы. В результате чего дети усваивают основные правила игры: ход шашек и дамок, бой одной или нескольких шашек, но не умеют продумывать свои действия на несколько ходов вперед, плохо ориентируются на шашечной доске, не умеют читать диаграммы, просчитывать комбинации партий.

Поэтому, разработанная программа дополнительного образования «Шашечный этюд», актуальна в настоящий момент, для последовательной и планомерной работы по основам шашечного искусства предполагающая реализацию цикла обучающих занятий.

Данная программа актуальна, потому что шашки позволяют развить воображение, фантазию, зрительную память, мышление и восприятие нового предмета, тонкий вкус и сознательный контроль над своими чувствами.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что курс по обучению игре в шашки максимально прост и доступен дошкольникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятие игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шашечного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Таким образом, у детей развивается познавательная активность, образное и аналитическое мышление, пространственное воображение, расширяется кругозор. Ребенок может сам организовать партнеров по деятельности, усваивает основы культуры поведения в игре, использует деловую, познавательную и личностную формы общения. Играя, дети и взрослые познают окружающий мир, тренируют в нужном направлении детские эмоции и ряд других душевных качеств (умение сдерживаться, рассуждать при выборе нужного хода в сложившейся игровой ситуации). Игра позволяет ребенку осознать, что и в реальной жизни есть определенные правила, которые мы должны соблюдать.

Немаловажным является то, что в игре происходит сплочение детского коллектива и эмоциональное сближение членов семьи. Можно смело сказать о плодотворном сотрудничестве: ребенок-сверстник – родитель – педагог.

Цель и задачи программы «Шашечный дебют»

Цель программы :

1. Популяризация игры в шашки.

2. Раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников в процессе обучения.

3. Посредством освоения игры в шашки формировать у детей предпосылки к учебной деятельности, развивать их познавательные способности.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с азбукой шашечной игры, элементарными позиционными основами.

2. Научить играть в парах по правилам, решать задачи в два хода, работать с диаграммами, соблюдать очер дность ходов.

Развивающие:

1. Развивать социальные навыкы детей, умения работать группой.

2. Развивать логическое мышление, смекалку, наблюдательность, внимание, память, мышление, диалогическую речь дошкольников; умения производить расчеты на несколько ходов вперед.

3. Обучать умению ориентироваться на плоскости.

4. Развивать стремления детей к самостоятельности.

Воспитательные:

2. Воспитывть отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

3. Воспитывать настойчивость, целеустремленность, уверенность, волю.

4. Пробуждать желание играть, формировать умение слушать и выполнять указания педагога, воспитывать честность, коллективизм, чувство товарищества.

Отличительной особенностью данной программы является акцентирование внимания на подготовку детей старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля», ориентация на изучение основ игры в шашки. Программа направлена на формирование общей культуры дошкольников и развитие интереса к игре в шашки как к интеллектуальному досугу, развитие интегративных качеств, обеспечивающих социальную успешность, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение здоровья детей дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными требованиями к выпускнику детского сада. Содержательная связь тематического плана программы позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач (развитие любознательности, познавательных способностей для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов, успешной социализации в современном мире, что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

В реализации данной образовательной программы участвуют дети 5 - 7 лет (старший дошкольный возраст).

Сроки реализации данной дополнительной образовательной программы : в течение 2022 – 2023 учебного года.

Реализация данной дополнительной образовательной программы рассчитана на три этапа:

Этапы реализации программы :

Первый этап: подготовительный этап

1. Разработка процедур реализации рабочей программы.

2. Подбор учебно-дидактического и методического материала по сопровождению Программы.

3. Составление перспективного плана со структурой этапов, сроков и распределением задач.

4. Входящий мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки.

Второй этап: Практическая реализация программы

1. Внедрение авторского проекта.

2. Разработка консультаций, памяток для родителей, обеспечивающих эффективность реализации Программы.

Третий этап: Аналитика эффективности реализации программы в реальной социально-образовательной практике

1. Анализ и обобщение полученных данных, соотнесение результатов с поставленными целями и задачами.

2. Обобщение опыта работы по Программе и его презентация на родительском собрании.

Формы и режим занятий:

Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия.

Программа рассчитана на познавательный материал в объеме 61 часа в год по 2 занятия в неделю, длительностью 30 минут. Занятия проводятся в помещении для доп. образования, во второй половине дня.

Все занятия имеют гибкую структуру. Структура разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет).

Ожидаемый результат:

К концу года дети должны знать:

Шашечные термины, белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, ничья.

• Расстановку шашек на доске;

• Правила движения шашек и дамок.

К концу года дети должны уметь:

• Ориентироваться на шашечной доске;

• Правильно располагать доску между партнерами;

• Решать простые шашечные задачи.

• Правильно расставлять шашки на доске;

• Играть шашками и дамками без нарушенных правил;

• Различать горизонталь, вертикаль, диагональ доски;

Способ поверки: Формы проверки результативности занятий:

- проведение детьми «Минуток смекалки» на занятиях;

- соревнования по шашкам среди сверстников: членов кружка, воспитанников детского сада и с родителями.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

- тренировочные игры.

- групповые, семейные турниры.

Список литературы:

1. В. Н. Сидорычев. «Русские шашки для дошкольников». Парциальная программа. Учебно-методическое пособие – М., 2016.

2. В. К. Погрибной, В. Я. Юзюк. Шашки для детей. - Изд. 2-е, перераб. и доп. – Ростов н/ Д: Феникс, 2010. – 137 с.

3. В. К. Погрибной. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/ Д: Феникс, 2007. – 160 с.

4. В. С. Литвинович, Н. Н. Негра. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.

5. В. В. Афанасьев. Дополнительная образовательная программа объединения «Чудо шашки». URL : https://pedsovet.su/load/254-1-0-5177

6. А. Я. Вирный. Немного о шашках, но по существу. – М., 2004

7. Б. П. Герцензон Б., А. Напреенков. Шашки – это интересно. – СПб. : Литера, 1992. – 250 с.

8 И. Г. Сухин. От сказки – к шашкам. – Обнинск, 2008.

9. Интернет сайт для любителей шашек http ://www.kombinashki.ru/roditelyam.php.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Дополнительная программа по культурно-нравственному воспитанию для детей среднего школьного возраста в СРЦНДополнительная программа по культурно-нравственному воспитанию для детей среднего школьного возраста в СРЦН ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ХОРОШИХ МАНЕР И КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ» Возраст обучающихся: от 10 до 14 лет Срок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная программа детей дошкольного возраста «Шашечный дебют» (срок реализации: 1 год)
Опубликовано: 2 апреля 2023 в 15:24
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная программа детей дошкольного возраста «Шашечный дебют» (срок реализации: 1 год)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Аброськина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД