МААМ-картинки

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивно-прикладное фехтование» (1 фото)

Михаил Иванов
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивно-прикладное фехтование»
▼ Скачать + Заказать документы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивно-прикладное фехтование»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа на проспекте Вернадского»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«СПОРТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ФЕХТОВАНИЕ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Спортивно-прикладное фехтование» является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой и разработана в соответствии с положениями соответствующих законов, приказов и методических рекомендаций.

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Спортивно-прикладное фехтование“» размещена в разделах

Программа разработана на основе программы «Фехтование: Дополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта для реализации в организациях дополнительного образования в группах спортивно-оздоровительного этапа подготовки» (2015 г.) с изменениями и дополнениями, отражающими особенность данного конкретного направления фехтования.

Фехтование - система приёмов владения ручным холодным оружием в рукопашном бою, нанесения и отражения ударов и уколов.

Также фехтованием называют и сам процесс боя с использованием холодного оружия (как реальный, так и учебно-тренировочный, спортивный, исторический, сценический).

Фехтование – изящный и романтичный вид спорта, древнее боевое искусство, которое имеет тысячелетнюю историю и не теряет своей актуальности до наших дней.

Спортивно-прикладное фехтование – это спортивное единоборство, в котором используются безопасные имитаторы оружия, изготовленные из мягких полимерных материалов. Основным разделом для обучения детей школьного возраста является спортивный палочный бой. В общем виде можно сказать, что спортивный палочный бой - это дисциплина, объединяющая, на едином соревновательном поле, различные направления единоборств и боевых искусств в которых используется оружие, параметрами совпадающее с палками средней длинны и представляющее собой условный поединок на спортивных имитаторах палки и регламентированный правилами соревнований.

Обучение проводится по двум направлениям: синглстик и спортивный арнис.

Синглстик - это боевое искусство, в котором используется деревянный палка в качестве оружия. Изначально применялось для обучения матросов фехтованию на абордажных саблях, но постепенно превратилось в вид спорта. самообороны с тростью. Синглстик даже был включен в программу летних Олимпийских играх 1904 года. В современном мире растущий интерес к традиционным западным боевым искусствам возродил интерес к этой форме обучения обращению с оружием.

Арнис, также известный как Кали или Эскрима, является национальным боевым искусством на Филиппинах. Включает в себя умение применять одну и две палки, холодное оружие и рукопашный бой.

Эффективность этого единоборства определяется тем, что это комплексная система боя, развивающая универсальные навыки, необходимые как при самообороне на улице, так и в спортивном спарринге с палкой.

В настоящее время спортивный арнис является национальным видом спорта на Филиппинах, признанным Департаментом спорта Филиппин и Олимпийским комитетом Филиппин. Спортивный арнис включен в программу Игр Юго-Восточной Азии.

Как и в других видах фехтования, в спортивно-прикладном фехтовании развиваются такие качества, как воля к победе, смелость, ловкость, чувство дистанции и момента, умение управлять своим поведением в конфликтной ситуации. Кроме этого, оно имеет и непосредственное прикладное значение как средство самообороны.

Тренировки по спортивно-прикладному фехтованию в системе дополнительного образования направлены, в первую очередь, на гармоничное физическое развитие детей, развитие психологической устойчивости к стрессообразующим факторам, воспитанию силы воли и уверенности в своих силах. Средством для решения этих задач выступают технико-тактическая и физическая подготовка, а также соревновательная деятельность.

Программа «Спортивно-прикладное фехтование» реализуется в детском объединении: «Клуб «Байлун» - спортивно-прикладное фехтование».

Направленность программы

Физкультурно-спортивная.

Уровень освоения программы

Базовый.

Актуальность программы

Одним из современных направлений в спорте и физической культуре, пользующейся популярностью среди молодежи, являются различные дисциплины фехтования. Пройдя большой путь исторического развития, в наше время фехтование из боевого искусства превратилось в вид спорта, которое воспитывает морально-волевые качества личности: стремление к победе, стойкость, настойчивость. Спортивно-прикладное фехтование – весьма изысканный вид единоборства, имеющий, в то же время прикладную составляющую. Являясь реальным единоборством, фехтование не требует грубой физической силы и жесткости. Этот вид спорта помогает повысить уровень интеллектуальных способностей, функциональных возможностей организма, уровень развития гибкости, быстроты одиночных движений, координации движений и прыгучести, внимательности, наблюдательности, двигательной памяти и тактического мышления. Вот почему дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивно-прикладное фехтование», направленная на гармоничное развитие учащихся, всестороннее совершенствование их двигательных способностей, совершенствование психических познавательных процессов, укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия является актуальной. Дополнительная программа соответствует государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу общества и ориентирована на образовательные потребностей детей и родителей.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы заключается в создании целевой развивающей среды для выявления индивидуальных способностей и роста обучающихся в области фехтования, развитии не только их физических качеств, но и сильных личностных качеств, творческих способностей. Разнообразие форм и методов обучения и вариантов соревновательной практики позволяет обучать спортивно-прикладному фехтованию детей любого возраста – от дошкольников до старших школьников.

Дети и подростки, занимающиеся боевыми искусствами, становятся физически развитыми, дисциплинированными, уверенными в себе, спокойными, овладевают позитивным мышлением, повышают результаты в учебе и других видах деятельности, укрепляют свое здоровье, овладевают рядом жизненно необходимых навыков.

Отличительные особенности программы

Программа обучения спортивно-прикладному фехтованию разработаны на базе существующих программ по виду спорта «Фехтование» с поправками и изменениями, связанными с отличием использующегося спортивного оружия и включают изучение технических приемов и боевых действий, характерных для конкретной дисциплины. Программы обучения предполагают максимально быстрое освоение технического и тактического арсенала конкретной дисциплины спортивно-прикладного фехтования с целью участия учащихся в соревновательной деятельности и получения ими жизненно важных навыков.

В основе этой программы – сочетание специфической двигательной и психологической подготовки, которое позволяет в короткие сроки освоить технические приемы, боевые действия и их тактические формы, что создает возможность для переноса полученных навыков в соревновательную деятельность и закладывает основы для гармоничного физического, психического и интеллектуального развития учащихся.

Цель и задачи программы

Цель программы:

укрепление здоровья воспитанников, формирование гармонично развитой личности, посредством занятий физической культурой и спортом (фехтованием).

Задачи программы:

Образовательные:

• Знакомство воспитанников с: историей развития единоборств, достижениями выдающихся спортсменов и тренеров прошлого и настоящего, особенностями «смежных» видов спорта;

• Изучение с воспитанниками: спорта как понятия, специальной терминологии, техники и технологии выполнения специальных движений, основ анатомии и физиологии человека, физиологических основ специальных движений, основ профилактики травматизма, оказания доврачебной помощи, правил соревнований и судейства, основ идеомоторной тренировки (формирование у детей мысленного образа и комплекса ощущений специальных движений, основ спортивной стратегии, тактики, правил;

• Формирование у воспитанников специальных практических умений и навыков: индивидуальной и групповой тренировки, техники правильного дыхания, техничности и технологичности выполнения специальных движений, подготовки и участия в соревнованиях, практики судейства, выработки индивидуальной стратегии и тактики спортсмена.

Развивающие:

• Развитие у воспитанников общих интеллектуальных способностей: устойчивого внимания, пространственной ориентации, быстроты мышления, неординарности мышления, памяти;

• Развитие у воспитанников специальных способностей: устойчивости психики, адекватности восприятия и действия в спортивной ситуации, быстроты реакции;

• Развитие у воспитанников общих и специальных физических способностей;

• Общее физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание;

• Коррекция отклонений физического развития.

Воспитательные:

• Знакомство воспитанников с основами физической культуры: основами здорового образа жизни, спортивной и общей гигиеной, основами спортивного питания;

• Воспитание у детей и подростков основ нравственной культуры: патриотизма, целеустремлённости, работоспособности, воли к победе, устойчивого интереса, мотивации к занятиям фехтованием и к здоровому образу жизни, этики поведения спортсмена (этика спорта, адекватности самооценки, культуры болельщика;

• Воспитание у детей и подростков основ социальной культуры: индивидуальной и коллективной ответственности и дисциплины, умения работать в команде, культуры поведения в различных социальных ситуациях;

• Воспитание у детей и подростков основ эстетической культуры: культуры тела, восприятия спорта как части общечеловеческой культуры.

Категория обучающихся по программе

Возраст обучающихся: 9 - 18 лет.

Предполагаемый численный состав группы: 10 - 20 человек. Группы формируются с учетом возраста, морфо-функционального и психологического уровня развития учащихся, уровня их знаний и умений

Срок реализации программы: 3 года.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

Форма занятий: очная, дистанционная; групповая.

Режим занятий соответствует правилам и нормам СанПиН 2.4.4.3172-14, предусмотрены необходимые перерывы для отдыха и проветривания помещения.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

1 год обучения

Раздел 1. Вводное занятие.

Техника безопасности при занятиях единоборствами. Тесты по общей физической подготовке

Раздел 2. Теоретическая подготовка

Тема 2.1 История единоборств

Общая история единоборств в разных странах мира.

Тема 2.2 Морально-этические аспекты единоборств

Правила «боевой добродетели» и их роль в воспитании личности. Беседа на тему морально-этических аспектов единоборств.

Тема 2.3 Теория и методика единоборств

Понятие о составных частях тренировочного занятия. Методика проведения разминки. Основы методики общей физической подготовки. Понятие о специальной физической подготовке. Общие принципы методики построения тренировки. Представление о технических приемах и боевых действиях. Общее представление о тактике единоборств. Понятие о здоровом образе жизни.

Тема 2.4 Правила соревнований

Основные положения правил соревнований по фехтованию.

Раздел 3. Общая физическая подготовка

Тема 3.1 Строевые упражнения

Построение шеренгой и в колонну. Повороты направо и налево.

Тема 3.2 Упражнения для развития основных физических качеств

Основы методики развития основных физических качеств.

Упражнения общего воздействия для воспитания гибкости, силы, быстроты, ловкости. Упражнения для основных мышечных групп – корпуса, пояса верхних конечностей, пояса нижних конечностей.

Тема 3.3 (Беговые упражнения

Как правильно бегать, какие бывают виды бега.

Равномерный бег, бег с высоким подниманием колена, бег приставными шагами правым и левым боком, бег «змейкой».

Тема 3.4 Гимнастические упражнения

Методика выполнения гимнастических упражнений.

Седы, упоры, приседы, стойки, вольные упражнения.

Раздел 4. Специальная физическая подготовка

Тема 4.1 Специально-координационные упражнения

Что такое ловкость и как ее развивать.

Упражнения для развития специальной координации движений. Упражнения в равновесии.

Тема 4.2 Имитационные упражнения

Значение имитационных упражнений при занятиях единоборствами.

Упражнения с предметами. Упражнения с имитацией движений единоборств на месте и в движении по залу.

Тема 4.3 Самостраховка и боевая акробатика

Правила выполнения приемов самостраховки. Зачем нужны приемы самостраховки и боевой акробатики.

Кувырки и перекаты. Самостраховка при падении на спину и на бок из седов и приседов.

Раздел 5. Подвижные игры

Правила проведения подвижных игр. Общеразвивающие подвижные игры

Раздел 6. Технико-тактическая подготовка

Тема 6.1 Стойки и передвижения

Учебная стойка. Атакующая и защитная стойка. Понятие о боевой стойке. Передвижения обычными и приставными шагами.

Тема 6.2 Базовая техника фехтования

Основные траектории ударов. Линии и сектора. Основные защиты. Соединение ударов и защит с передвижениями.

Тема 6.3 Упражнения в атаках и защитах

Упражнения в атаках и защитах на 1 шаг; на 2 и 3 шага. Защитно-атакующие комбинации на месте и в передвижениях. Парные упражнения в непрерывных атаках и защитах (палит-палит).

Тема 6.4 Учебно-тренировочные бои

Учебно-тренировочные бои на 1 и на 2 удара. Бои со строгими техническими заданиями. Игровые поединки.

Тема 6.5 Тактическая подготовка

Что такое тактика.

Простая атака, ложная атака, атака с выбором. Преднамеренные защиты.

Раздел 7. Итоговое занятие.

Итоговый аттестационный экзамен.

2 год обучения

Раздел 1. Вводное занятие.

Техника безопасности при занятиях единоборствами. Тесты по общей физической подготовке

Раздел 2. Теоретическая подготовка

Тема 2.1 История единоборств

Общие сведения о единоборствах Востока и Запада.

Единоборства (традиционные и спортивные) в России.

Тема 2.2 Морально-этические аспекты единоборств

Правила поведения на занятиях по единоборствам и на соревнованиях. Когда можно и когда нельзя применять свои навыки единоборств. Воспитательное значение единоборств. Беседа о значении морали для спортсменов.

Тема 2.3 Теория и методика единоборств

Методика проведения занятий по общей и специальной физической подготовке. Понятие о микро-, мезо- и макроциклах, о многолетней подготовке. Основные положения биомехники. Основы методики проведения тренировок. Здоровый образ жизни.

Практикум по методике проведения тренировок.

Тема 2.4 Правила соревнований

Детальное знакомство с правилами соревнований по спортивному палочному бою и спочан.

Практикум по судейству в качестве бокового судьи.

Раздел 3. Общая физическая подготовка

Тема 3.1 Строевые упражнения

Построение в 2 и 3 шеренги, построение в колонну по два и по три. Повороты «направо», «налево», «кругом». Передвижение простым шагом, строевым шагом, бегом.

Тема 3.2 Упражнения для развития основных физических качеств

Методика воспитания основных физических качеств.

Общеразвивающие упражнения для развития основных физических качеств. Упражнения для отдельных мышечных групп. Упражнения для воспитания общей выносливости.

Тема 3.3 Беговые упражнения

Виды бега и их роль в тренировке.

Челночный бег, бег спиной вперед, бег с захлестом ног назад, бег с ускорениями.

Тема 3.4 Гимнастические упражнения

Упоры, махи. Комплексы вольных упражнений.

Раздел 4. Специальная физическая подготовка

Тема 4.1 Специально-координационные упражнения

Упражнения для развития специальной координации движений. Упражнения в равновесии. Упражнения в балансировании. Упражнения для развития точности движений.

Тема 4.2 Имитационные упражнения

Упражнения имитирующие основные положения и технические действия единоборств (с предметами и без предметов, на месте и в передвижениях).

Тема 4.3 Самостраховка и боевая акробатика

Кувырки вперед и назад через голову и через плечо. Кувырки с предметами в руках. Самостраховка при падении назад, вперед и на бок из различных положений.

Раздел 5. Подвижные игры

Подвижные игры, имитирующие некоторые положения единоборств – «Бой петухов», «Вытолкни из круга», «Сбей булаву» и др.

Раздел 6. Технико-тактическая подготовка

Тема 6.1 Стойки и передвижения

Боевая стойки и передвижения в ней. Варианты стоек – фехтовальная и «рукопашная».

Тема 6.2 Базовая техника фехтования

Сектора и уровни. Реверсивные и инерционные удары. Уколы. Защиты подставками, блоками и уходами. Комбинации атакующих действий. Комбинации атакующих и защитных действий.

Тема 6.3 Упражнения в атаках и защитах

Упражнения в атаках и защитах на месте и в передвижениях. Упражнения в защитах от серийных атак. Упражнения в защитах и ответах. Упражнения в «контрах». Парные упражнения в непрерывных атаках и защитах (палит-палит).

Тема 6.4 Учебно-тренировочные бои

Бои, проводимые с установкой на технически безошибочное выполнение действий. Бои с установкой на чередование технически правильно выполненных взаимозаменяемых действий в обороне. Бои с установкой на чередование технически правильно выполненных взаимозаменяемых действий в атаке.

Тема 6.5 Тактическая подготовка

Значение тактического мышления.

Атака с выбором. Экспромтные атаки и защиты. Действия с переключением.

Раздел 7. Итоговое занятие.

Итоговый аттестационный экзамен.

3 год обучения

Раздел 1 Вводное занятие.

Техника безопасности при занятиях единоборствами. Тесты по общей физической подготовке

Раздел 2. Теоретическая подготовка

Тема 2.1 История единоборств

История оружейных единоборств в мире и в России.

Тема 2.2 Морально-этические аспекты единоборств

Общественная мораль и этика поведения. Воспитательное значение единоборств. Право на необходимую самооборону. Беседа о ситуации необходимой обороны.

Тема 2.3 Теория и методика единоборств

Основные положения теории и методики фехтования. Методика проведения занятий в годичном цикле обучения. Теоретические положения техники и тактики единоборств.

Тема 2.4 Правила соревнований

Особенности правил соревнований и их грамотное использование для победы в турнирах.

Практикум в судействе в качестве рефери.

Раздел 3. Общая физическая подготовка

Тема 3.1 Строевые упражнения

Выполнение команд «сомкнуться» и «разомкнуться». Перестроения.

Тема 3.2 Упражнения для развития основных физических качеств

Общеразвивающие упражнения для развития основных физических качеств. Упражнения для отдельных мышечных групп. Упражнения для воспитания специальной гибкости, ловкости, взрывной силы, быстроты, общей и локальной выносливости.

Тема 3.3 Беговые упражнения

Методика построение самостоятельной беговой тренировки.

Бег со сменой направления. Челночный бег. Бег с препятствиями. Кроссовый бег.

Тема 3.4 Гимнастические упражнения

Методика построения комплексов вольных упражнений. Комплексы вольных упражнений. Упражнения на перекладине и брусьях.

Раздел 4. Специальная физическая подготовка

Тема 4.1 Специально-координационные упражнения

Роль точности движений и равновесия в единоборствах.

Упражнения для развития специальной координации движений. Упражнения в равновесии. Упражнения в балансировании. Упражнения для развития точности движений.

Тема 4.2 Имитационные упражнения

Упражнения имитирующие основные положения и технические действия единоборств (с предметами и без предметов, на месте и в передвижениях).

Тема 4.3 Самостраховка и боевая акробатика

Кувырки вперед и назад через голову и через плечо с предметами. Кувырки через препятствие. Перекаты и переползания. Самостраховка из усложненных положений.

Раздел 5. Подвижные игры

Специализированные игры с элементами единоборств – «Береги руки», «Наступи на носок», «Бой кенгуру», «Пятнашки в парах» и др.

Раздел 6. Технико-тактическая подготовка

Тема 6.1 Стойки и передвижения

Роль передвижений в тактическом «рисунке» поединка.

Основные стойки. Передвижения и смена стоек. Специальные способы передвижений – пробежка, «стрела» и др.

Тема 6.2 Базовая техника фехтования

Методические основы фехтования. Удары по нестандартным траекториям. Прямолинейные и круговые уколы. Защита сопровождением. Защита уклонами («эластико»). Продолжительные комбинации атакующих действий и защитно-атакующих действий. Обобщающие защиты.

Тема 6.3 Упражнения в атаках и защитах

Роль упражнений в атаках и защитах для подготовки к поединку и ситуации самообороны.

Упражнения в атаках и защитах на месте и в передвижениях. Упражнения в защитах от серийных атак. Упражнения в защитах и ответах. Упражнения в «контрах». Парные упражнения в непрерывных атаках и защитах (палит-палит).

Тема 6.4 Учебно-тренировочные бои

Бой с установкой на вариативное применение заданных действий. Бои с установкой на реализацию нападений только после подготавливающих действий. Бои, в которых удары засчитываются только в скоротечных схватках. Бои, в которых удары засчитываются только в маневренных схватках. Бои в ограниченном пространстве. Вольные бои. Соревновательные бои.

Тема 6.5 Тактическая подготовка

Тактика и ее связь с техникой. Тактика спортивного поединка и тактика в самообороне. Подготавливающие действия. Действия в безальтернативных ситуациях. Действия в ситуациях альтернативного выбора. Действия в ситуации предвосхищения действий противника. Действия в обусловленной ситуации. Действия в моделируемых тренером сюжетах боя.

Раздел 7. Итоговое занятие.

Итоговый аттестационный экзамен.

Итоговый контроль проводится в соответствии с Положением об аттестации обучающихся по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам ГБОУ «Школа на проспекте Вернадского». По окончании программы предусмотрена выдача Сертификатов внутреннего образца. Сертификаты вручаются обучающимся при условии: посещения более 75% занятий, успешного выполнения тестов по общей и специальной физической подготовке, успешной сдачи аттестационного экзамена.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт» Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Автор: воспитатель А. А. Голудина Руководитель: старший воспитатель Е. А. Земляк.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивно-прикладное фехтование»
Опубликовано: 27 января 2023 в 18:18
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивно-прикладное фехтование»» (включая файлы) размещена пользователем Михаил Иванов в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД