Папки-передвижки

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Логоритмика»

Александра Саламатова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Логоритмика»
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание

1. Пояснительная записка___3

2. Цель, задачи программы___5

3. Методическое обеспечение___6

4. Принципы построения программы___7

5. Структура логоритмического занятия___8

6. Учебный план___10

7. Мониторинг по «Логоритмике»___15

8. Ожидаемый результат___17

9. Список методической литературы___19

Пояснительная записка

Возможно, самое лучшее, самое радостное,

что есть в жизни - это красивая речь

и свободное движение под музыку.

И ребенка можно этому научить.

А. И. Буренина.

Темочки:

Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.

Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т. к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

Направленность программы : тематическая направленность и организационная вариативность программы кружка способствуют формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Новизна и актуальность: С каждым годом в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т. д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. А Занятия с детьми младшего дошкольного возраста являются профилактикой речевых нарушений. Система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей с логоритмикой отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований. В логоритмические занятия включены элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия, простейшие приемы массажа, гимнастики для глаз). В занятия кружка включены пальчиковые музыкально-речевые игры, массажи пальцев, релаксация под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания. В занятия по логоритмике включены все возраста, начиная с младшей группы и заканчивая подготовительной к школе группой. Таким образом, наблюдается непрерывность в образовании.

Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

социально-гуманитарной направленности «Логоритмика»

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Поэтому цель данной программы - профилактика и коррекция, имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.

Задачи

образовательные:

- развивать двигательные умения и навыки;

- формировать пространственные представления;

- развивать координацию, переключаемость движений.

воспитательные:

- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии сданным образом;

- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.

коррекционные:

- развивать речевое дыхание;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать грамматический строй и связную речь;

- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.

Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Логоритмика» от уже существующих в этой области заключается в том, что позволяет уже на раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного представления о музыке, развитии речи, физическом развитии, ритме, танцах, о здоровье, развитии коммуникативных способностей.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы : от 3 до 6 лет

Срок реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Логоритмика» : 1 год.

Форма занятий: групповая. Формой проведения логоритмических занятий является игра. Исключительная ценность использования игровой деятельности как средства коррекции личности ребенка с общим недоразвитием речи, заключается в том, что в игре развивается способность творческого воображения - базиса различных видов искусства, происходит освоение и осознание ребенком действительности. При составлении занятий по логопедической ритмике также учитываются следующие дидактические принципы: активность, сознательность, научность, наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, индивидуальный подход к каждому ребенку.

Занятия проводятся во вторую половину дня, один раз в неделю. Продолжительность занятия:

в младшей группе – не более 20 минут;

в средней группе - не более 25 минут;

в старшей и подготовительной группах- не более 30 минут.

Тема берется на одно занятие, в зависимости от сложности материала и психофизиологических особенностей детей.

Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Дидактический материал: дидактические карточки, картотека игр и упражнений по возрастам, музыкальные произведения, песни, танцы, аудиозаписи, иллюстрации, картины, раздаточный материал.

Техническое оснащение занятий: музыкальный центр, мультимедийный проектор, музыкальные инструменты, декорации, костюмы и др.

Принципы построения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Логоритмика»

1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются музыкальным руководителем, логопедом, воспитателем логопедической группы. Вопросы включения в ход занятия здоровьесберегающих технологий решаются совместно с медицинскими работниками детского сада.

3. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.

4. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача логопеда - соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме.

5. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков других групп (постановка звука “с” полностью подготавливает артикуляционный уклад звука “з” и частично уклады шипящих звуков). Эта взаимная связь позволяет использовать здоровые звуки для постановки дефектно произносимых звуков.

6. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога, таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.

7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

8. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.

9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.

10. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку.

11. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.

Структура логоритмического занятия.

1. Вводная часть длится 3-5минут: используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

2. Основная часть занимает 10-15 минут: включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на музыкальных инструментах, подвижные м малоподвижные игры, упражнения на развитие дыхания, внимания, голоса, артикуляции, счетные упражнения, упражнения на развитие координации движения, на координацию речи с движением, на координацию пения с движением, упражнения на развитие речевых и мимических движений, общей моторики, мимических мышц, дыхания, чувства ритма и темпа, упражнения на регуляцию мышечного тонуса.

3. Заключительная часть занимает 2-5 минут: упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения, упражнения на развитие дыхания.

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

• Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

• Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

• Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

• Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На логоритмических занятиях совместно с логопедом ДОУ и по рекомендации врача-педиатра используются:

1. упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,

2. выработка продолжительного речевого выдоха,

3. тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

Учебный план

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

социально-гуманитарной направленности «Логоритмика»

Младшая группа

Месяц занятия Количество занятий Количество часов

в неделю в месяц в неделю в месяц

Октябрь Знакомство с Веселым язычком

Солнышко и дождик.

Грибной дождик.

Тучка. 1

1

1

1 4 1

1

1

1 4

Ноябрь Осень в лесу.

Весёлый огород.

Репка.

До свиданья птицы! 1

1

1

1 4 1

1

1

1 4

Декабрь Зима в лесу.

Дед Мороз спешит на ёлку.

Украшаем ёлочку.

Наступает Новый год

1

1

1

1 4 1

1

1

1 4

Январь Новый год

Новогодний праздник в лесу.

Рукавичка.

Снеговик.

1

1

1

1 4 1

1

1

1 4

Февраль Котята и щенок.

У бабушки в гостях.

Как снеговики солнце искали.

Армейская карусель. 1

1

1

1 4 1

1

1

1 4

Март Как цыплята солнце будили.

Новая столовая.

В гости к нам пришли матрёшки.

Весеннее солнышко. 1

1

1

1 4 1

1

1

1 4

Апрель Весенняя капель.

Прилетайте птицы!

Весенний ручеёк.

Кораблик. 1

1

1

1 4 1

1

1

1 4

Май Утренние лучи.

Петушок и его семья.

Колечко.

Бобровый пруд 1

1

1

1 4 1

1

1

1 4

Учебный план

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

социально-гуманитарной направленности «Логоритмика»

Средняя группа

Месяц Тема занятия Количество занятий Количество часов

в неделю в месяц в неделю в месяц

Октябрь В гости к веселому язычку

Дружба- это хорошо!

Наши любимые игрушки.

Наши любимые домашние питомцы. 1

1

1

1 4 1

1

1

1 4

Ноябрь Цыплёнок и его семья.

У кошки День рождения.

Лесные звёзды.

Дорога на мельницу. 1

1

1

1 4 1

1

1

1 4

Декабрь Сказка про зайцев.

Круглый год.

Про Мурочку-Мурысоньку.

Дед Мороз. 1

1

1

1 4 1

1

1

1 4

Январь Новый год

Снегурочка на новогодней ёлке в лесу.

Петушок.

Лисичка со скалочкой. 1

1

1

1 4 1

1

1

1 4

Февраль Петух да Собака.

Бременские музыканты.

Возьми меня с собой.

А что у вас? 1

1

1

1 4 1

1

1

1 4

Март Вот так мастера!

Как стать большим.

Даша и Маша.

Горшочек каши. 1

1

1

1 4 1

1

1

1 4

Апрель Как мышонок стал трудолюбивым.

Сказка про Бурого Мишку и Мышку-вертушку.

Чьи это уши?

История о том, как мышата помогли Зайчонку свой дом найти. 1

1

1

1 4 1

1

1

1 4

Май Красный фонарик.

Колесо.

Бычок -смоляной бочок.

Коза- обманщица. 1

1

1

1 4 1

1

1

1 4

Учебный план

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

социально-гуманитарной направленности «Логоритмика»

Старшая группа, подготовительная группа

Месяц тема занятия Количество занятий Количество часов

в неделю в месяц в неделю в месяц

Октябрь Домашние животные и птицы.

В гости в Простоквашино.

Игрушки «Весёлый хоровод».

Праздник каравая. 1

1

1

1 4 1

1

1

1 4

Ноябрь Путешествие язычка.

В гостях у лесного гнома.

Спор овощей.

Краски осени. 1

1

1

1 4 1

1

1

1 4

Декабрь Теремок-холодок.

Дед Мороз построил дом.

Отчего у белого медведя нос черный (по мотивам юкагирской народной сказки).

Ёлка (по мотивам сказки В. Сутеева) 1

1

1

1 4 1

1

1

1 4

Январь Новый год

Снеговик на ёлке.

Морозята.

Приключения снежинки. 1

1

1

1 4 1

1

1

1 4

Февраль Снежная книга (по В. Бианки).

Мороз, солнце и ветер (по мотивам русской народной сказки).

Яблоко (по сказкам В. Сутеева).

Гуси-лебеди (по мотивам русской народной сказки) 1

1

1

1 4 1

1

1

1 4

Март Я маму мою обидел (по стихотворению Э. Мошковской)

Кем быть?

Откуда у носорога шкура? (по мотивам одноимённой сказки Р. Киплинга).

Откуда у верблюда горб? (по мотивам сказки Р. Киплинга). 1

1

1

1 4 1

1

1

1 4

Апрель Откуда у кита такая глотка? (по мотивам сказки Р. Киплинга).

Космическое путешествие.

Лекарство от зевоты.

Пасха. 1

1

1

1 4 1

1

1

1 4

Май Колобок.

Волшебное зеркальце (по мотивам чешской народной сказки).

Как муравьишка дом солнышка искал.

История о том, как гном построил дом. 1

1

1

1 4 1

1

1

1 4

Мониторинг освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Логоритмика».

Мониторинг проводится в начале учебного года с целью исследования состояния и развития эмоциональной сферы детей; развития мелкой моторики пальцев рук; развития слухового внимания и слухового восприятия детей; соответствия музыкально-речевого восприятия с выполнением различных движений. Результаты мониторинга учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.

Критерии:

1. Эмоциональная сфера детей.

Дети мимикой изображают разнообразие настроений стихотворения: грусть, сочувствие, доброжелательность, удивление, обиду.

• На песни веселого и грустного характера выражать свои эмоции (радость, грусть, и т. д.)

2. Состояние мелкой моторики.

• Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами - коза, корзинка, кошка.

• Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру.

• Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим».

• Переключение от одного движения к другому.

«Игра на рояле» (пальцы 1 — 5,2 — 4, 5 — 1,4 — 2, 1 —2 — 3 — 4 — 5, 5—4 — 3—2 — 1).

Игра «Кулак - ладонь - ребро (правой, затем левой рукой).

Чередование движений: правая рука - ладонь, левая рука - кулак, далее - наоборот.

3. Слуховое внимание.

• Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»).

• Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) - впереди, сзади, справа, слева.

4. Восприятие и воспроизведение ритма.

1-й элемент: - -. -

2-й элемент: -. - -

3-й элемент: - - …

4-й элемент: … - -

5. Ориентирование в пространстве.

• Правой рукой показать левый глаз, левой рукой - правое ухо, сопровождая стихами, музыкой.

• Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади, сопровождая стихами, музыкой.

6. Состояние общей моторики.

Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить:

• силу движений,

• точность движений,

• темп движений,

• координацию движений,

• переключение от одного движения к другому.

7. Общее звучание речи (отсутствие речи, внятность, запинки, заикание)

Определяются умения ребёнка, результаты заносятся в сводную таблицу.

Задачи освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Логоритмика»

Младший дошкольный возраст

• Создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей.

• Проведение активной работы по организации детского коллектива.

Осуществление пропедевтической работы по развитию речи:

- формировать умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве;

- научить детей правильно выполнять оздоровительные упражнения, самомассаж;

- развивать музыкальные и творческие способности детей;

- развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи;

- развивать правильное дыхание;

- развивать общую и мелкую моторику, умение напрягать и расслаблять мышцы;

- развивать зрительное, слуховое и двигательное внимание, память.

• Воспитание у детей доброжелательного отношения к окружающим людям, бережного отношения к природе, животным.

Ожидаемые результаты

• Сформированность знаний по лексическим темам.

• Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами.

• Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.

• Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.

• Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела.

• Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.

• Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.

• Положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).

• Улучшение результатов мониторинга речевого развития.

• Воспитание бережного отношения к природе, животным.

• Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, заботе о своем здоровье и здоровье окружающих.

Задачи освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Логоритмика».

Старший дошкольный возраст

• Мониторинг неречевых психических функций детей с целью корректирования перспективного плана.

• Развитие коммуникативных навыков детей.

Осуществление коррекционной работы:

- закреплять артикуляции звуков в определенной последовательности, тренировать умение дифференцировать парные согласные;

- учить детей точно выполнять движения в соответствии с текстом;

- научить детей основным принципам дыхательной гимнастики по А. Стрельниковой, развивать правильное диафрагмальное дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру;

- закреплять умение детей выполнять здоровье-сберегающие упражнения, в том числе и на формирование правильной осанки;

- развивать координацию движений, ориентирование в пространстве;

-развивать музыкальные и творческие способности детей, умение импровизировать в различных видах музыкальной деятельности;

- развивать певческие навыки детей, укреплять голосовой аппарат;

- развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику;

- развивать фонематический слух, слуховое, зрительное внимание, память.

• Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, чувства ответственности за свое здоровье, бережного отношения к окружающему миру.

• Воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к традициям своего народа.

Ожидаемый результат

• Сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен

• Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.

• Сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения.

• Сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата.

• Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках.

• Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма.

• Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега.

• Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.

• Положительные результаты дмониторинга музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).

• Улучшение результатов мониторинга развития речи, в том числе и диалогической.

• Воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей.

• Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Список методической литературы

• Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей : Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М. : ТЦ Сфера, 2005.

• Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Логоритмика»
Опубликовано: 14 декабря 2024 в 14:42
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Логоритмика»» (включая файлы) размещена пользователем Александра Саламатова (УИ 210866) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!
17 января 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД