Салмина Ирина
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-гуманитарной направленности «Основы этикета»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ
Название программы
«Основы этикета»
Направленность программы
Социально-гуманитарная
Автор-составитель программы:
Салмина Ирина Валентиновна
Цель: воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста на основе этикетных правил.
Задачи:
Обучающие:
• ознакомить детей с историей возникновения этикета;
• способствовать развитию культуры речи;
• прививать устойчивые нормы поведения;
• научить практическим умениям поведения: знакомиться, приглашать в гости, сервировать стол;
Публикация «Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-гуманитарной направленности „Основы этикета“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2022
• познакомить с основами столового этикета, поведения в театре, в транспорте;
• учить сохранять правильную осанку во время еды.
Развивающие:
• развивать умение вести монологические и диалогические формы речи в общении со знакомыми и незнакомыми, взрослыми и сверстниками;
• развивать волевые качества в управлении своим поведением в общении с окружающими.
Воспитательные:
• воспитывать вежливость, уважительное отношение к окружающим;
• формировать коммуникативные навыки.
Ожидаемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
- готовность к ответственному поведению;
- осознание ценности личности других людей;
- толерантность.
Метапредметные результаты:
коммуникативные компетенции:
- умение слушать и вступать в диалог;
- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Регулятивные УУД:
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- анализировать свои удачи и неудачи;
-самостоятельно искать решения, выход из той или иной ситуации.
Предметные результаты:
воспитанники будут знать:
- основы этикета;
- как помочь товарищу и как принять эту помощь;
- понимать сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, интерес, любовь к ближнему, вежливость, самолюбие, себялюбие, грубость, подлость, обман, черствость души, щедрость души;
- согласно правилам этикета, здороваться и прощаться с людьми;
- овладевать культурой поведения в детском саду, семье, на улице, общественном транспорте, в театре;
- использовать в речи вежливые интонации и не допускать использования грубых слов.
Возраст обучающихся 5-7
Формы занятий
комбинированные, тематические, интегрированные, занятия – творчество т. д.
Методическое обеспечение
Дидактические материалы:
словесная игра по этикету речевого общения «Наши имена», дидактическая игра по этикету телефонного разговора: «У меня зазвонил телефон», демонстрационный материал "Этикет для малышей" и т. д
Методические пособия: Е. А. Алябьева, Воспитание культурного поведения у детей 5-7 лет. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2009-128с.
Е. А. Алябьева. Дни этики в д/с. ТЦ Сфера,2013-160с
Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. Как развивать сотрудничество и взаимоотношения дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды. – СПб: Детство-Пресс, 2012.
Е. В. Баринова. Знакомство с вежливыми словами. Ростов н/Д: Феникс, 2012-93с.
Е. В. Баринова Уроки вежливости и добра. 2-е изд. Ростов н/Д 2013-253с.
Методика обучения дошкольников правилам современного этикета, 74с.
Беседы о поведении ребёнка за столом. М. :ТЦ Сфера, 2012-64с.
Буре Р. С. Социально –нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. М. :Мозаика-Синтез. 2012-80с.
В. Исханова. «Уроки хорошего поведени с Машей и Мишей», Феникс, Р-н-Д, 2015
2. Метенова Н. М. «Уроки вежливости» Я. 2000
3. Мирошниченко С. «Хорошие манеры» Мой Мир М. 2007
4. Шорыгина Т. А. «Беседы о хорошем и плохом поведении» Сфера М. 2010
5. Шорыгина Т. А. «Общительные сказеи» Сфера М. 2017
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) - Помещение со столами;
- индивидуальное рабочее место;
- информационно методическое оснащение;
- мультимедийные презентации;
- видео-уроки – алгоритм выполнения работ.
Введение
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Основы этикета» социально-гуманитарной направленности реализуется на
Программа «Основы этикета» реализуется для дошкольников в рамках дополнительных платных образовательных услуг.
Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования приказ № 374 от 6.10.2009 года.
Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.
СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26).
Актуальность программы
Проблема нравственного развития личности всегда была одной из актуальных проблем воспитания и образования. И этот факт не случаен. На крутых поворотах истории, вместе с устоями старого общества рушился этикет, создавались новые демократические формы общения между людьми. Отсутствие чётких нравственных ориентиров, снижение уровня духовной культуры - всё это реальность, которая окружает современных детей. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план.
Современное общество нуждается в возрождении и развитии нравственно-этической культуры. Не только образованным, но и интеллигентным должен быть наш современник.
Программа «Основы этикета» имеет социально-гуманитарную направленность. Она направлена на формирование основ нравственности и этической культуры. Основная задача - включение каждого обучающегося в последовательный процесс осознания, усвоение норм нравственной жизни людей, приобщение к этим нормам. Программа представляет собой непрерывную нить содержательно выверенной канвы диалога детей и педагога, при котором голос каждого значим и слышим.
Данная программа может быть использована как педагогами дополнительного образования, так и учителями начального, среднего и старшего звена.
Новизна программы
Новизна данной программы заключается в следующем, что мы разработали примерное планирование работы с детьми 5-7 лет, основываясь на принципах развивающего образования, принципе интеграции и на комплексно - тематическом принципе построения основной общеобразовательной программы ДОУ.
Адресат программы
Данная программа рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Наполняемость учебной группы 5-9 человек.
Условия приема:
- зачисление детей в группы платные образовательные услуги производится на основании подписанного договора родителя (законного представителя) обучающегося;
- обучающему должно быть возраста от 5 до 7 лет;
- обучение и воспитание обучающего осуществляется на русском языке - государственном языке России.
Объем программы
Общее количество учебных занятий в год - 76 ч, в неделю - 2 ч. Общий объем, за весь период обучения – 76 ч.
Формы обучения и виды занятий
Формы занятий:
- индивидуальные занятия;
- подгрупповые занятия;
- групповые занятия;
- занятия «в паре».
Формы организации образовательного процесса
Программа составлена таким образом, что организация деятельности дошкольников предполагает следующие формы: познавательные, творческие, сюжетно-ролевые.
Структура занятия строго не определена, может включать такие формы работы как: психогимнастику, артикуляционную и дыхательную гимнастику, физ. минутки, беседу, рассматривание иллюстраций и пособий, просмотр коротких м/ф и т. д.
При реализации программы используются следующие образовательные технологии: здоровьесберегающая технология; игровые и педагогические технологии; личностно-ориентированные технологии, технология коллективной творческой деятельности, технология развивающего обучения и т. д.
Для успешной организации и осуществления учебно-познавательной деятельности дошкольников используются следующие методы обучения:
• словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
• наглядный (показ, видеопросмотр);
• репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);
• частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
• исследовательский метод;
• метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение).
Срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 года обучения. Программа «Основы этикета» состоит из одного модуля: 1 модуль 1 г. о., дети 5-7 лет.
Возможно освоение программы по модулю. Модуль рассчитан на 1 год обучения.
Режим занятий
Программа рассчитана на два года. Занятия по программе проводятся 2 раза по 30 минут в неделю, в период с сентября по май текущего учебного года. Общее количество часов в год - 76 часов.
Цели и задачи программы
Цель: формирование полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения детей в быту, в общении, в различных видах деятельности
Задачи:
• ознакомить детей с историей возникновения этикета;
• формировать умение свои мысли в общении с окружающими;
• прививать устойчивые нормы поведения;
• научить практическим умениям поведения: знакомиться, приглашать в гости, сервировать стол; познакомить с основами столового этикета, поведения в театре, в транспорте;
• учить сохранять правильную осанку во время еды.
• развивать умение вести монологические и диалогические формы речи в общении со знакомыми и незнакомыми, взрослыми и сверстниками;
• развивать умение управлять своим поведением в общении с окружающими.
• воспитывать вежливость, предупредительность, уважительное отношение к окружающим;
• помогать детям, оценивать правильность или неправильность поведения;
• формировать навыки культурного общения;
• формировать коммуникативные навыки.
Содержание программы
При написании данной программы мы исходили из того, что игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.
На первых занятиях происходит знакомство с понятием этикет. Педагог разъясняет, в поведении важно все: наши действия должны быть красивы, чтобы людям приятно было на нас смотреть и общаться с нами.
Далее идет знакомство с речевым этикетом. Изучение правил речевого этикета происходит на основе того, что уже известно ребенку. Он знает, что необходимо приветствовать знакомых при встрече, говорить вежливые слова «спасибо», «пожалуйста» и др. Задача педагога – расширить и углубить эти знания, создать возможности для их использования. Например, он обращает внимание на такие вопросы: кого и как мы приветствуем при встрече? Какие вежливые слова и почему помогают установлению добрых отношений, проявлению любви к близким и родным людям? Освоение правил происходит и на занятиях по этикету, и в повседневной жизни, не прекращаясь ни на минуту. Дети узнают, в каких случаях уместен тот или иной вид приветствия, кто должен приветствовать первым. Также в тему речевого этикета включаются занятия на обучение правилам знакомства, вежливым словам просьбы, сочувствия, прощания; умение говорить комплименты.
Сейчас велико значение телефона в жизни человека. Дети учатся основным правилам телефонного разговора: пользоваться телефонным аппаратом осторожно, говорить вежливо, не кричать в телефонную трубку, стараться разговаривать недолго. Освоение правил телефонного разговора начинается на занятиях и продолжается в реальной действительности. В любую детскую игру можно ввести ситуацию телефонного разговора: позвонить в поликлинику и вызвать на дом доктора; узнать в кинотеатре, когда будет детский киносеанс; маме позвонить домой и узнать у дочки, чем она занимается, и т. п.
Семейный этикет
В жизни ребенка семья играет очень важную роль. А семейное счастье создается всеми членами семьи. Этому во многом способствует соблюдение правил семейного этикета: доброта и внимание ко всем членам семьи; вежливость и забота друг о друге; приятные сюрпризы и семейные праздники; отсутствие конфликтов и ссор; красивый внешний вид, приятный близким людям. Дети, как правило, с большим интересом играют в семейную жизнь, обучаясь в этих играх умению быть мамами и папами, перенося в игру обычаи и порядки своих семей.
Правила этикета, связанные с родным домом, очень важны. Овладение этими правилами способствует социализации детей. Педагог убеждает их в том, что обстановка в доме, поддерживаемый в нем порядок, характеризует его хозяина. Человек, ухаживающий за своим домом, как правило, внимателен к близким людям и друзьям. Хозяином детской комнаты является ребенок, он и должен отвечать за порядок в ней: в силу своих возможностей не сорить, поддерживать чистоту, после игры класть на место игрушки.
Хозяевами помещения детсадовской группы являются дети – они тоже должны соблюдать эти правила, стремиться сделать место своего пребывания в детском саду как можно красивее. В детском саду детям даются ежедневные поручения по наведению чистоты и порядка.
Этикет за столом
Знание правил столового этикета позволяет человеку быть уверенным в себе, красиво и правильно вести себя за столом, а значит, быть приятным участником застольного общения.
Различные игры с посудой, настольное лото, вопросы, задаваемые во время сервировки стола и подготовки к еде, помогают запомнить назначение и виды посуды и столовых приборов.
Умение красиво сервировать стол отрабатывается в детском саду ежедневно. Обращается внимание на культуру еды у детей, отрабатываются навыки красивого и правильного приема пищи, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками.
Гостевой и подарочный этикет
Чтобы дети чувствовали себя в чужом доме свободно, а в собственном – радушными и приветливыми хозяевами, им необходимо знание гостевого и подарочного этикета. У дошкольников в детском саду есть широкие возможности для изучения, закрепления и соблюдения гостевого и подарочного этикета. Помимо специальных занятий проводятся разнообразные праздники: поздравления с днем рождения ребят из своей группы, приглашение родителей на праздничные события, где дети выступают в роли хозяев, гостевые визиты в другие группы детского сада. Правила гостевого этикета закрепляются в различных организационных формах. В ходе игр отрабатываются навыки приема гостей. Чтение и обсуждение многих произведений детской литературы знакомит ребят с содержанием правил гостевого и подарочного этикета. Поскольку подарок является способом не только сказать о любви, но и показать ее, важно уметь правильно выбрать, поднести, а также принять подарок. На занятиях и в реальной ситуации мы учим делать это красиво, демонстрируя тем доброжелательное отношение.
Культура внешнего вида
Ее воспитание начинается уже в младшей группе, когда воспитатель вводит в детскую жизнь культурно-гигиенические требования, добиваясь от своих подопечных чистоты и опрятности, следя вместе с ними за порядком в групповой и туалетной комнатах, на участке детского сада. На занятиях по этикету вводится важное этикетное правило: красиво и опрятно выглядеть – это значит проявлять уважение к окружающим тебя людям.
От внешнего вида ребенка во многом зависят не только его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, но и его собственное внутреннее состояние. Если ребенок хорошо выглядит, он приобретает уверенность в себе, легко вступает в контакты, нравится окружающим, другие дети с удовольствием играют с ним, взрослые отмечают его привлекательный вид.
Серия занятий, в которых детей знакомят с правилами искусства нравиться, культурой внешнего вида, культурно-гигиеническими навыками, преследуют цель – создать единство внешнего облика и внутреннего состояния личности ребенка. Правила, которым детей обучают на этих занятиях, требуют постоянного применения в реальной жизни. Педагог говорит детям комплименты по поводу их поведения и внешнего вида («Как ты красиво выглядишь»; «Какая у тебя добрая улыбка»; «Как приятно на вас поглядеть»; «Спасибо тебе за то, что ты так внимателен»). Отрабатывается умение детей красиво ходить, стоять, сидеть, постоянно напоминая о том, что корпус тела нужно держать прямым.
Обсуждая с детьми значение одежды и обуви в жизни человека, отмечается, что главное – это их чистота и опрятность. Быть аккуратно и чисто одетым – значит уважать окружающих тебя людей. С таким человеком приятно общаться, с ним хочется дружить, играть…
Культура поведения в общественных местах
Начинается обучение детей правилам поведения в общественных местах с определения этого понятия. Общественными мы называем такие места, в которых собирается много людей, различных по возрасту, положению, интересам. Это транспорт, театры, кинотеатры, музеи, библиотеки, парки, кафе, рестораны, магазины, больницы. Детский сад тоже является общественным местом. В общественных местах особенно важно соблюдать правила поведения, чтобы не задеть интересы другого человека и не поставить его в неудобное положение. Педагог учит детей на собственном примере, с помощью бесед, разъяснений, практических действий. Дети должны не только усвоить правила поведения в общественных местах, но и понять, что их соблюдение необходимо для создания доброжелательных отношений с окружающими знакомыми и незнакомыми людьми, для поддержания порядка в том или ином месте.
Помимо занятий проводятся специально организованные экскурсии: пройти по улице, проехать в автобусе, зайти в магазин, посетить выставку, музей, библиотеку.
Но самым доступным и действенным средством для достижения нужной цель является сюжетная игра. В процессе игры у детей закрепляются знания о правилах поведения в общественных местах: не кричать и громко не разговаривать, не грубить, не сорить, не оставлять после себя грязь, не есть на ходу и др., проявлять уважение к людям, не обижать их, не мешать им, помогать тем, кто нуждается в помощи.
Межличностные отношения
Умение устанавливать и сохранять со сверстниками доброжелательные отношения – важное коммуникативное качество, которое помогает дошкольнику познавать мир, комфортно себя в нем чувствовать, развивать свой ум, способности и душевные качества. Воспитатель обязан заботиться о дружеских взаимоотношениях детей, развитии их товарищеского коллектива. Этому подчинена жизнь группы и каждого отдельного воспитанника в ней. Ежедневно во время различных режимных моментов тем успешнее решается задача межличностного общения, чем более осознанно и четко воспитатель обучает детей правилам соблюдения этикета дружбе и товариществе.
Уже в дошкольном возрасте дети знают, что мальчики будут мужчинами, папами, а девочки – женщинами, мамами. У детей формируются представления о понятиях «настоящий мужчина» и «настоящая женщина». Настоящий мужчина никогда не обидит женщину, всегда готов оказать ей помощь и защитить ее от опасностей и неприятностей, взять на себя самые трудные дела. В детском коллективе мы учим мальчиков «рыцарскому» поведению по отношению к девочкам: не обижать, быть великодушными и добрыми. Настоящая женщина всегда красива и обаятельна, добра и приветлива, она готова поддержать мужчину в трудную минуту. Мы учим девочек поведению «принцесс»: не кричать и не плакать по любому поводу, быть вежливыми и отзывчивыми, с готовностью и добротой приходить на помощь.
Поведение в природе
Особенностью дошкольного возраста является эмоционально окрашенное восприятие материала, эмоции играют большую роль в восприятии природы, ее красоты и неповторимости. Педагог показывает детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и потому должны беречь ее и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку.
Посредством бесед, игр, игровых упражнений воспитатель формирует основы экологически грамотного поведения в природе, умение прогнозировать свои поступки по отношению к природе и людям.
Программа «Основы этикета» предполагает систему адаптационных занятий, модуль состоит из следующих блоков:
1. Введение «Что такое этикет?»
2. Речевой этикет.
3. Семейный этикет.
4. Межличностные отношения.
5. Культура внешнего вида.
6. Гостевой этикет.
7. Поведение в общественных местах.
8. Поведение в природе.
9. Этикет за столом.
10. Диагностические занятия
Модуль «Основы этикета» ведёт работу по совершенствованию устной речи.
Содержание блока направлена на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание блока позволяет организовать работу по трём направлениям:
• развитие связной речи;
• продуктивная деятельность;
• двигательная деятельность.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Таким образом, модуль «Основы этикета» решает задачи подготовки детей к совершенству их речи и манерам поведения.