Минина Ирина Евгеньевна
Дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности «Маленькие логики» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
( Срок реализации: 1 год)
Пояснительная записка
1. Комплекс основных характеристик образования
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне - развитой личности. Ребенок по своей природе - исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Его «Почему? Как? Где?» порой ставит в тупик неискушенных взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогают игры – исследования. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить взаимодействие с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности „Маленькие логики“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
В настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений можно встретить рекомендации по использованию палочек известного бельгийского математика Кюизенера и логических блоков бельгийского математика и психолога Золтана Дьенеша для обучения детей основам математики и конструирования.
Проанализировав различные материалы, авторские разработки, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами – практиками, появилась возможность применения универсальных технологий – цветных палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша в игровой деятельности и в самостоятельных играх детей дошкольного возраста в детском саду для формирования математического мышления и развития творческого воображения.
Основными особенностями палочек Кюизенера является абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудием профессионального труда педагога и инструментом учебно-познавательной деятельности ребенка.
Игры с блоками Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером. Основная цель логических блоков– научить ребенка решать логические задачи, классифицируя геометрические фигуры по свойствам.
Благодаря играм с цветными палочками Кюизенера и с блоками Дьенеша у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения); способности к моделированию и конструированию, что в свою очередь способствует развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи. Также эти интеллектуальные игры способствуют развитию творческих способностей: фантазии, воображения, наглядно – действенного мышления, пространственного ориентирования, внимания.
На практике эти задачи реализуются через организацию деятельности кружка «Маленькие логики». В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре с палочками. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Дополнительная общеобразовательная программа «Маленькие логики» разработана в соответствии с нормативно- правовыми документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155 (далее - ФГОС дошкольного образования).
-СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26);
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Актуальность
«Игра - это прекрасный метод развивающего обучения» (Л. Выготский).
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Ребенку понятна необходимость приобретения новых знаний и действий, он сам стремится к тому, чего еще не умеет.
Для развития познавательных способностей в дошкольном возрасте активно используются развивающие игры: цветные палочки Кюизенера, блоки Дьенеша.
Несмотря на обилие методических пособий по развитию познавательных и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр, мало программ активно использующих альбомы игр и заданий, изданных для данных игр.
Программа «Путешествие в стране блоков и палочек» разработана для развития познавательных и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством развивающих игр с использованием альбомов игр и заданий.
Цель:
Развитие умственных и речевых способностей в процессе игры в благоприятной среде на основе сотрудничества детей и педагога.
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить детей с оттенками (розовый, голубой, фиолетовый, вишневый).
2. Формировать умение следовать устным инструкциям.
3. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, угол, сторона, высота, длина, длиннее – короче, больше – меньше, выше - ниже, толще – тоньше.
Развивающие:
Развивать у детей - мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение); - познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение); - мелкую моторику рук и глазомер; - творческие способности и фантазию; - способности к моделированию и конструированию.
Воспитательные:
-Воспитывать интерес к интеллектуальным играм.
-Формировать стремление доводить дело до конца.
Принципы, лежащие в основе программы :
- доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
- наглядность (наличие дидактических материалов).
- сотрудничество и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей).
- научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).
Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным – работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе кружка дети усваивают цвета и их оттенки; названия и отличительные признаки геометрических фигур (в стихотворной форме, обогащают словарный запас, учатся работать по схемам, сравнивать и обобщать предметы по определенному признаку (цвету, длине, форме и т. д.)
Отличительные особенности программы
Занятия по программе построены в игровой форме с интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами.
Сначала дети знакомятся с новыми для них развивающими играми, рассматривают, ощупывают, выполняют простейшие задания. Постепенно малыши создают сюжеты, картины из палочек, блоков и кубиков, составляют рассказы по картинкам, «оживляют» героев. Дети учатся классифицировать логические блоки одновременно по двум и трем признакам, знакомятся с символическим обозначением свойств фигур, «расшифровывают» изображения. Содержание занятий закрепляется дидактическими играми.
На занятиях кружка активно используются альбомы, изданные для игр с палочками Кьюзинера, блоками Дьенеша.
1. Комплекс основных характеристик образования.
1.1. Объем программы
Программа рассчитана на учебный год
- 1 в неделю/2 половина дня
- 4 в месяц
- 36 в год
Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает допустимого объема, установленного СанПиН 2.4.1.3049-13 и составляет– 20 минут. Численность детей в кружке не более 10 человек.
1.2. Возрастные и индивидуальные характеристики детей среднего дошкольного возраста
1.3. Содержание программы
1.4. Планируемые результаты реализации программы
В результате игровых занятий дети научатся:
1. Сравнивать предметы по длине, высоте, толщине, цвету, форме, различать основные цвета и их оттенки.
2. Следовать устным инструкциям и работать по схемам.
3. Проявлять интерес к деятельности, принимает игровую задачу.
4. Эмоционально-положительно относится к взаимодействию со сверстниками в игре.
5. Различать «много» предметов и «один».
6. Строить разнообразные постройки, используя палочки и блоки.
7. Использовать речь в процессе игры.
8. Осваивать действия с предметом.
9. Самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности, в повседневной жизни).
10. Самостоятельно преодолевать ситуации затруднения разными способами.
11. Активно общаеться со сверстниками и взрослыми., использует диалог.
12. Планировать выполнение хорошо знакомого процесса, выполнения определенного действия по просьбе взрослого.
13. Применять самостоятельно новые знания и способы деятельности для решения различных задач.
14. Строить свою работу в соответствии с требованиями (критериями, умеет работать по правилу, по образцу и по простейшему алгоритму (3-4 шага); слушать взрослого и выполняет его инструкции.
15. Сосредоточенно действовать в течение 20 минут.
2. Организационно-педагогические условия реализации программы
2.1. Учебный план
2.2. Календарный учебный график
2.3. Календарно - тематическое планирование состоит из 36 недель.
2.4. Оценочные материалы (карта мониторинга)
Методические материалы
Для проведения занятий по программе «Путешествие в стране блоков и палочек» используются методические материалы:
-Дидактические пособия к развивающим играм (альбомы, карточки, схемы).
-Дидактические игры.
Методы и приемы оценивания
Педагогическая диагностика знаний и умений детей по программе проводится 1 раз в год (в мае).
Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогической диагностики, которая предусматривает выявление уровня развития познавательных процессов. Для проведения диагностики используются следующие методики:
1. Методика «Нелепицы» (Р. С. Немов)
3. Перечень учебно-методического обеспечения
1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценен С. С., 2009. 2. Комарова Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 3-5 лет / Л. Д. Комарова. – М. : Издательство ГНОМ, 2012. - 3. Лелявина Н. О., Финкельштейн Б. Б. «Давайте вместе поиграем» (игры с логическими блоками Дьенеша).- СПБ. 4. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. СПБ., 2000. 5. Финкельштейн Б. Б. Методические советы по использованию комплекта игр и упражнений с цветными счетными палочками Кюизенера. - СПБ. 6. Финкельштейн Б. Б., Лелявина Н. О. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша. -СПБ.
4. Перечень материально-технического обеспечения