Зеленовская Марина
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир открытий»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Возраст обучающихся – 2-3 года
Срок реализации – 9 месяцев
Составитель: Зеленовская М. В., воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 31, г. Калининград
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Мир открытий“» размещена в разделах
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Цель программы: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредствам экспериментальной деятельности, формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи программы:
. 1. Создать условия по опытно-экспериментальной деятельности для дошкольников.
2. Научить проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы.
3. Развивать умение делать выводы, умозаключения.
4. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и
экспериментов.
5. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
6. Воспитывать стремление сохранять и оберегать мир природы, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования, структуризация практического и диагностического материала для дететей данной возрастной группы.
Адресат программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 2-3 года, принимаются все желающие без специальной подготовки.
Объем и срок освоения программы
Срок освоения программы – 9 месяцев.
На освоение программы требуется 36 часов.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса: набор в группу детей одного возраста: 2-3 года.
Программа предусматривает групповые формы работы с детьми. Состав группы 10-15 человек.
Количество, периодичность и продолжительность занятий:
Общее количество часов в год – 36 часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 10 минут. Недельная нагрузка на одну группу- 1 занятие в неделю.
Планируемые результаты и способы их проверки:
1. Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.
2. Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
3. Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
4. Расширение представлений о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости.
5. Сформировать у детей ту систему ценностей, знаний и практических умений, которые позволят им, будучи взрослыми людьми, жить в гармонии с природой, научить их ценить и беречь природу родного края.
В сентябре и мае проводится диагностическое обследование воспитанников (мониторинг).
Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы.
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Устав МАДОУ ЦРР д/с № 31, правила внутреннего распорядка обучающихся МАДОУ ЦРР д/с №31, локальные акты МАДОУ ЦРР д/с №31. Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся.
Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:
- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
- вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);
- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.
Материально-технические условия.
Кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин. Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия, игровые персонажи).
Кадровые. Педагог дополнительного образования.
Материально-технические: проектор, ноутбук, методические разработки занятий.
Методические рекомендации по организации центров детского экспериментирования:
Центр детской экспериментально-исследовательской деятельности – это один из элементов развивающей предметной среды. Этот центр создаётся в групповой комнате с целью развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и формирования основ научного мировоззрения. В то же время эта зона является площадкой для организации специфической игровой деятельности ребёнка, так как ведущим видом деятельности остаётся игра
Оформление центра
Желательно чтобы центр детского экспериментирования располагался рядом с окном и был достаточно просторным (чтобы при необходимости можно было поставить дополнительные, рабочие столики). Так же желательно, чтобы рядом располагалась раковина и источник воды. Это позволит детям мыть руки сразу по окончании занятий, а педагогам быстро приводить в порядок рабочее место. Для хранения оборудования и различных материалов нужно удобно разместить небольшие стеллажи или полки. Подоконник окна можно использовать для размещения на нём ящиков с растениями, посадками для наблюдений.
На видном месте можно повесить табличку с названием экспериментально-исследовательского центра и его эмблемой, либо «поселить» в уголке персонажа, который будет хозяином этого места, и будет помогать детям.
В качестве оформления можно использовать портреты учёных, комнатные растения.
Для детей раннего возраста в экспериментальном уголке должны быть:
- Центр «Песок-вода»: ёмкости различного размера, лейки, формочки, камешки, песок, глина, вода, лодочки, кораблики, лопатки, совочки, вед рки, предметы из природных материалов, пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности, плавающие игрушки
- Центр «Воздух»: воздушные шарики, вертушки, султанчики, ленточки, флажки.
- Манипулятивный центр: мелкие предметы для группировки по разным признакам, цветные геометрические фигуры, шнуровка, логико-математические игры, вер вочки.
Перспективное планирование работы
по экспериментально – исследовательской деятельности
с детьми 2-3лет.
(Первая младшая группа)
Сентябрь.
1. Тема: «Сыпем - лепим (игры с песком)». Цель: Познакомить со свойствами сухого и влажного песка. Песок сухой и мокрый.
2.Тема: Поиграем с песком. Цель: Закрепить знания о свойствах песка (лепится, сыпется).
3.«Камни». Познакомить с камнями, различными по форме и текстуре.
4.«Ракушки». Познакомить детей с видами ракушек
Октябрь.
5. «Надувайся пузырь, да не лопайся.» Научить пускать мыльные пузыри, познакомить со свойством мыльной воды.
6. Игры с веерами и султанчиками.
(Авторская разработка) Познакомить со свойствами воздуха- движется. Движение воздуха- это ветер.
7. «Облака бегут по небу» Побуждаем детей замечать простейшие взаимосвязи (наличие ветра и движение облаков)»
8. «Ветер по морю гуляет.» Стр. 66 Знакомство со свойством воздуха.
Ноябрь.
9. Овощи и фрукты (игры с овощами и фруктами).
(Авторская разработка) Познакомить с внешним видом овощей и фруктов, учить их различать по форме, цвету, величине и вкусу.
10. «Сорока-белобока»
Наблюдение за сорокой, кормление птиц Развиваем представление о птицах, фиксируем внимание на строение тела, вызываем эстетический отклик. Симпатию к нарядной сороке. Установка кормушки.
11. «Листопад – листопад» (Авторская разработка) Учить различать листочки по форме, цвету, величине. Слушать, как сухие листочки шуршат под ногами.
12. «Искусство дождя», стр. Развиваем в детях воображение
Большой лист плотной пергаментной бумаги
Декабрь.
13. «Как воду превратить в лёд» (Авторская разработка) Познакомить со свойством воды: замерзает при низкой температуре и превращается в твёрдое вещество- лёд
14.«Превращение льда в воду.» (Авторская разработка) В тепле лёд тает и превращается в воду. Лёд- это твёрдая вода, которая замёрзла в холоде.
15. «Поплывет или утонет?» Развитие наблюдательности, мелкой моторики, освоение навыков классифицирования предметов. Предметы, тонущие в воде (камушки, ложки, винтики, пуговицы, и предметы, не тонущие в воде (мячик, деревянные дощечки, пластмассовые игрушки, емкость с водой, два пустых ведерка.
16. Фольга Знакомим детей со свойствами фольги
Январь.
17. «Снег, какой он?» (Авторская разработка) Познакомить со свойствами снега- холодный, белый, сыпется.
18. «Лепим из снега» Формировать представление о свойстве снега- лепится, тает в тепле
19. «Как вода гулять отправилась» Дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой. Поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.
20. «Разные ножки топают по снежной дорожке.» (Авторская разработка) Научить получать чёткие следы на снегу.
Февраль.
21. Колобок Знакомим со свойствами теста
22. «Бумага, её качества и свойства.» (Авторская разработка) Познакомить со свойствами бумаги: рвётся, мнётся, режется,в воде промокает.
23. «Тяжёлый- лёгкий».(Авторская разработка. Учить определять предметы по весу.
24.«Витамины на окошке.» Посадить лук в воду, наблюдение как появляются корешки и перышки лука- вода нужна для роста растения.
Март.
25. «Маленький цветочек.» Познакомить с растениями и с тем, как они растут.
26. «Вода льется из крана» стр. 49. Познакомить со свойствами воды, воспитываем бережное отношение к воде
27. «Пейте куклы вкусный сок» Закрепить свойство воды «прозрачная» и как воду можно окрасить в разные цвета
28. «Водичка- водичка» Закрепить свойства воды (прозрачная, льётся, теплая, холодная)
Апрель.
29.«Солнечные зайчики.» (Авторская разработка)Показать детям как появляются «солнечные зайчики» на стене, мебели и т. д. ; вызвать радость у детей, рассказать, что для игр с «зайчиками» необходимы: зеркальце и солнышко.
30.«Веточка берёзы.» (Авторская разработка)Наблюдение за появлением листочков на веточке, закрепить знание о том, что для роста растений нужна вода и свет.
31.«Найди такую же коробочку» Развивать умение оценивать предметы и события
32.«Что-то в коробке» Познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик, свеча, показать, что свет не проходит через прозрачные предметы
Май.
33.«Интересные насекомые», Учим узнавать насекомых на картинках. Развиваем наблюдательность, вызываем интерес к живо природе, активизируем словарь, употребляя в речи названия насекомых
34.«Надувание мыльных пузырей» Научить пускать мыльные пузыри, познакомить со свойствами мыльной воды
35. «Познакомьтесь, одуванчик.»стр Познакомить с одуванчиком на разных стадиях развития : желтый, белый.
36. «Знакомимся с одуванчиком.» Закрепить характерные особенности строения одуванчика.