Папки-передвижки

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Веселые краски»

Елена Мамедова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Веселые краски»

Пояснительная записка

Направленность программы Дополнительная общеразвивающая программа «Веселые краски» имеет художественную направленность.

Актуальность программы заключена в обучении детей нетрадиционным способам рисо-вания, в активизации и постоянном развитии познавательного интереса, эмоционально-познавательного отношения к процессу художественной деятельности.

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности „Веселые краски“» размещена в разделах

Отличительные особенности в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

В условиях постоянно ускоряющейся динамики процессов развития в культуре, экономике, образовании, одним из важных факторов успешности человека является творчество.

Особым потенциалом развития творческих способностей обладает изобразительная дея-тельность.

Рисование, как часть изобразительной деятельности является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, т. к. оно связано с самостоя-тельной, практической и творческой деятельностью дошкольника.

Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались педагоги: А. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Т. С. Камарова и другие. В работах психологов: А. В. Запорожца, В. В. Давыдова, установлено, что дошкольники способны в процессе пред-метной чувствительности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства пред-метов и явлений, устанавливать связи между отдельными явлениями и отражать их в об-разной форме.

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.

Эта проблема актуальна, она подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса, в основном, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по рисованию.

Нетрадиционное рисование имеет ряд преимуществ:

Многообразие способов рисования; многообразие средств рисования; проявляет характер ребенка, его индивидуальность; вызывает целый комплекс эмоций; развивает мелкую мо-торику руки, прививает любовь к изобразительному искусству; непринужденно развивает творческие способности. Адресат программы. Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 4-7 лет. Объем и срок освоения программы. Срок освоения программы – 9 мес (36 учебных часа). Формы обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса. Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер, так как в системе работы используют-ся нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием различных материалов, батик, тампонированием и др. Используются самодельные инстру-менты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного рисования.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии. Состав группы не менее 15 обучающихся.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий (общее количество ча-сов в год; количество часов и занятий в неделю; периодичность и продолжительность за-нятий). Общее количество часов в 1 год обучения – 36 часов;

Педагогическая целесообразность программы

Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей. В работе с дошкольни-ками преобладают следующие методы работы: собственная изобразительная деятельность, игры, экскурсия, наблюдения, чтение и анализ детской литературы, пословиц и по-говорок и т. д. Однако программа, кроме творческих задач, решает и задачи технологиче-ского мастерства (ручные умения) включая работу с традиционными художественными материалами и инструментами, которые являются основой любой продуктивной деятель-ности, их совместное применение станет стимулом творческого нестандартного роста и рисовального опыта, развития ручной умелости. При совершенствовании у детей ручной умелости, развивается интеллект, формируются психические процессы, развиваются ком-муникативные навыки. Развиваясь, рука ребенка не только способствует формированию всех этих качеств, но и постепенно готовится к успешному школьному обучению (к пись-му).

Практическая значимость

Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества, которое определя-ется как продуктивная деятельность средствами нетрадиционных техник рисования. В ходе работы ребенок учится графической речи, создает новое, оригинальное, у него активизируется воображение, он реализует свой замысел, находя средства для его воплощения, способствующие успешной адаптации детей дошкольного возраста в условиях временного коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе.

Цель и задачи программы

Цель: развитие детей средствами нетрадиционных техник рисования в условиях самореа-лизации в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Задачи программы :

Образовательные: - учить использовать нетрадиционные техники рисования; - учить основам в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства; - формировать образное, пространственное мышление и умение завершать свой замысел до конца; - способствовать развитию процесса интеграции разных видов искусств и художественно-творческих видов деятельности; - способствовать приобретению навыков исследовательской работы.

Развивающие - развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений поставленных задач; - пробуждать интерес к декоративно-прикладному искусству; - развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству; - развивать умение находить выход из проблемных ситуаций.

Воспитательные - осуществлять трудовое, эстетическое воспитание школьников; - воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям; - добиваться максимальной самостоятельности детей в творчестве.

Возрастные особенности обучающихся

Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста (4—5 лет) характеризуют

возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических про-цессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания. Восприятие.

В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т. п. В процессе познания ребенок знакомится с различными свойствами окружающего мира: цветом, формой, величиной, предметов, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности. Он учится воспринимать их проявления, различать оттенки и особенности, осваивает способы обнаружения, запоминает названия.

К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспери-ментировать. Ребенок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представ-ления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета — светло-красный и темно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометриче-ские фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величи-не большое количество предметов: например, расставить по порядку 7—10 тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложек разного размера. Возрас-тает способность ребенка ориентироваться в пространстве. качество музыкальной деятель-ности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продук-тивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение).

В продуктивной деятельности дети 6-7 лет знают, что хотят изобразить, и могут целена-правленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей.

Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации.

Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу, наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.

Принципы отбора содержания

Образовательный процесс строится с учетом определенных принципов.

Принципы:

- принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с уч том региональных культурных традиций;

- принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с уч том природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;

- принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к дал кому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

- принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;

- принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;

- принцип развивающего характера художественного образования;

- принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с уч том «природы» детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей;

- принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.

- принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;

- принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной дея-тельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

- принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активно-сти;

- принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);

- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

- принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;

- принцип взаимосвязи обобщ нных представлений и обобщ нных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;

- принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

Основные формы и методы

Программа даёт возможность детям приобщиться к достижениям культуры через беседы, просмотр презентаций, репродукций, а также походов на выставки местных художников города, выставки детей и родителей, организованных в СП «Детский сад»».

Организация практических занятий содержит увлекательные формы и методы, цель кото-рых донести до детей определённое содержание, сформировать у них устойчивый интерес к нетрадиционной деятельности, знания и умения в их использовании: занятия погружение в тему, занятие – игра, сказка, выставка, дидактическая игра, занимательные занятия.

Каждое занятие начинается с беседы или просмотра презентации, рассматривания или показа нетрадиционных способов изображения, знакомства с техниками, организуя познавательную и продуктивную деятельность детей, в конце проводится анализ продуктов деятельности.

Эвристический и исследовательский метод даёт возможность ярче выразить свои индиви-дуальные изобразительные способности.

Репродуктивный метод необходим для закрепления приобретённых знаний, навыков и умений, как на занятиях, так и в свободной, совместной и самостоятельной деятельности.

Для успешной реализации программы подготовлен дидактический материал. Он включа-ет в себя образцы с применением нетрадиционных техник, выполненные педагогом и деть-ми, рисунки, открытки и эскизы, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ и профессиональных работ, презентации знакомства с ИЗО искусства и по основным темам.

Планируемые результаты

1. Расширение и обогащение художественного опыта.

2. Формирование предпосылок учебной деятельности: самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия, умения взаимодействовать друг с другом.

3. Овладение нетрадиционными изобразительными средствами рисования.

4. Формирование навыков трудовой деятельности.

К концу года обучения дети должны знать:

• особенности материалов, применяемых в нетрадиционной изобразительной дея-тельности;

разнообразие выразительных средств: пятно, цвет, линия, ритм, композиция, фак-тура и т. д. ;

• правила плоскостного изображения;

• отличительные особенности и значение декоративно-прикладного искусства в жизни человека.

К концу года обучения дети должны уметь:

• использовать нетрадиционные техники с самостоятельной продуктивной деятель-ности;

• использовать способы нестандартного раскрашивания;

• смешивать краски одновременно из 2-3 цветов;

• проявлять творчество в создании художественного образа;

• сознательно выбирать средства выражения для своего замысла;

• передавать личное отношение к объекту изображения;

• передавать движения фигур человека и животных;

• декоративно оформлять готовую работу;

• давать мотивированную оценку результатам своей деятельности.

Формы подведения итогов реализации программы Проверкой результативности обучения является работа при помощи наблюдений, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов. Опыт ус-пешного участия воспитанников в различных выставках, конкурсах, открытых занятиях, вернисажах и т д. В дальнейшем помогает им в самореализации и адаптации в обществе.

Итоговый контроль проводится по годам обучения. Формой проведения итогового заня-тия является творческий доклад, презентация. По качеству выполнения определяется уро-вень усвоения образовательной программы.

Мониторинг

За период обучения дошкольники получают определенный объем знаний, умений и навыков, качество, которых проверяется диагностическими методиками. Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы проводится 2 раза в год: вводный – с 1 по 15сентября, где определяются стартовые возможности детей, итоговый – 25 мая.

Педагогический мониторинг: отслеживает качества педагогического процесса, реа-лизуемого программой.

Цель педагогического мониторинга по нетрадиционному рисованию: выявить уровень художественного развития детей в художественно-творческой образовательной деятельности и возможности интеграции видов нетрадиционного рисования в ситуации свободного выбора ребенком вида, техники, материалов, замысла, способов изображения.

Общий характер педагогического мониторинга: естественно – педагогический.

Структура мониторинга включает в себя следующие этапы:

1. Определения объекта мониторинга, установление стандарта (эталона, норматива) и операционализация мониторинга (определение критериев, показателей и индикаторов).

2. Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и ус-ловиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики. 3. Обработка и анализ полученной, а также уже имеющейся информации из существую-щих источников. 4. Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития. 5. Принятие решения об изменении деятельности.

Учебный план

Средняя группа

№ п/п Название раздела, тема Количество часов

Всего Теория Практика Форма аттеста-ции/

контроля

Раздел 1. Этика общения

1 «Подсолнух» рисо-вание методом тыч-ка 2 1 1 Теоретический контроль/ прак-тическая работа

2 «Осеннее дерево» - оттиск ластиком 2 1 1 Теоретический контроль/ прак-тическая работа

3 «Грибочки на пе-нечке» рисование ладошкой 2 1 1 Теоретический контроль/ прак-тическая работа

4 «Бабочка» рисова-ние ладошкой 2 1 1 Теоретический контроль/ прак-тическая работа

5 «Выставка рыжих котов» рисование методом тычка 2 1 1 Теоретический контроль/ прак-тическая работа

6 «Грибы, которые я знаю», рисование пальцами, оттиск печатками 2 1 1 Теоретический контроль/ прак-тическая работа

7 «Два петушка по-ссорились» рисова-ние ладошкой 2 1 1 Теоретический контроль/ прак-тическая работа

8 «Укрась елку буса-ми» рисование пальцами, оттиск пробкой 2 1 1 Теоретический контроль/ прак-тическая работа

9. «Я слепил снегови-ка» метод обрыва-ния и скатывания бумаги 2 1 1 Теоретический контроль/ прак-тическая работа

10 «Поможем зайцу найти друзей». Тех-ника тычка 2 1 1 Теоретический контроль/ прак-тическая работа

11. «Мои любимые рыбки» восковые мелки и акварель 2 1 1 Теоретический контроль/ прак-тическая работа

12. «Цветы мимозы» рисование ватными палочками 2 1 1 Теоретический контроль/ прак-тическая работа

13. «Весеннее солныш-ко» рисование ла-дошкой 2 1 1 Теоретический контроль/ прак-тическая работа

14 «Ежик» метод тычка 2 1 1 Теоретический контроль/ прак-тическая работа

15. «Звездное небо» пе-чать по трафарету 2 1 1 Теоретический контроль/ прак-тическая работа

16. «Цыплята» обрыва-ние и скатывание бумаги 2 1 1 Теоретический контроль/ прак-тическая работа

17. «Черепахи на про-гулке» 2 1 1 Теоретический контроль/ прак-тическая работа

18. «Расцвели одуван-чики» 2 1 1 Теоретический контроль/ прак-тическая работа

Итого 36 18 18

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Веселые краски»
Опубликовано: 6 сентября 2024 в 14:58
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Веселые краски»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Мамедова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 октября. День мелкой моторики. Передвижка «Мелкая моторика»

Мелкой моторикой называют тонкие движения кистей и пальцев рук. Они необходимы для многих действий, которые совершает человек в быту, творчестве и труде. А еще доказано, что развитие мелкой моторики...

10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД