Елена Мамедова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Веселые краски»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Направленность программы Дополнительная общеразвивающая программа «Веселые краски» имеет художественную направленность.
Актуальность программы заключена в обучении детей нетрадиционным способам рисо-вания, в активизации и постоянном развитии познавательного интереса, эмоционально-познавательного отношения к процессу художественной деятельности.
Темочки:
Отличительные особенности в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
В условиях постоянно ускоряющейся динамики процессов развития в культуре, экономике, образовании, одним из важных факторов успешности человека является творчество.
Особым потенциалом развития творческих способностей обладает изобразительная дея-тельность.
Рисование, как часть изобразительной деятельности является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, т. к. оно связано с самостоя-тельной, практической и творческой деятельностью дошкольника.
Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались педагоги: А. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Т. С. Камарова и другие. В работах психологов: А. В. Запорожца, В. В. Давыдова, установлено, что дошкольники способны в процессе пред-метной чувствительности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства пред-метов и явлений, устанавливать связи между отдельными явлениями и отражать их в об-разной форме.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.
Эта проблема актуальна, она подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса, в основном, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по рисованию.
Нетрадиционное рисование имеет ряд преимуществ:
Многообразие способов рисования; многообразие средств рисования; проявляет характер ребенка, его индивидуальность; вызывает целый комплекс эмоций; развивает мелкую мо-торику руки, прививает любовь к изобразительному искусству; непринужденно развивает творческие способности. Адресат программы. Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 4-7 лет. Объем и срок освоения программы. Срок освоения программы – 9 мес (36 учебных часа). Формы обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса. Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер, так как в системе работы используют-ся нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием различных материалов, батик, тампонированием и др. Используются самодельные инстру-менты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного рисования.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии. Состав группы не менее 15 обучающихся.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий (общее количество ча-сов в год; количество часов и занятий в неделю; периодичность и продолжительность за-нятий). Общее количество часов в 1 год обучения – 36 часов;
Педагогическая целесообразность программы
Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей. В работе с дошкольни-ками преобладают следующие методы работы: собственная изобразительная деятельность, игры, экскурсия, наблюдения, чтение и анализ детской литературы, пословиц и по-говорок и т. д. Однако программа, кроме творческих задач, решает и задачи технологиче-ского мастерства (ручные умения) включая работу с традиционными художественными материалами и инструментами, которые являются основой любой продуктивной деятель-ности, их совместное применение станет стимулом творческого нестандартного роста и рисовального опыта, развития ручной умелости. При совершенствовании у детей ручной умелости, развивается интеллект, формируются психические процессы, развиваются ком-муникативные навыки. Развиваясь, рука ребенка не только способствует формированию всех этих качеств, но и постепенно готовится к успешному школьному обучению (к пись-му).
Практическая значимость
Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества, которое определя-ется как продуктивная деятельность средствами нетрадиционных техник рисования. В ходе работы ребенок учится графической речи, создает новое, оригинальное, у него активизируется воображение, он реализует свой замысел, находя средства для его воплощения, способствующие успешной адаптации детей дошкольного возраста в условиях временного коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе.
Цель и задачи программы
Цель: развитие детей средствами нетрадиционных техник рисования в условиях самореа-лизации в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи программы :
Образовательные: - учить использовать нетрадиционные техники рисования; - учить основам в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства; - формировать образное, пространственное мышление и умение завершать свой замысел до конца; - способствовать развитию процесса интеграции разных видов искусств и художественно-творческих видов деятельности; - способствовать приобретению навыков исследовательской работы.
Развивающие - развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений поставленных задач; - пробуждать интерес к декоративно-прикладному искусству; - развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству; - развивать умение находить выход из проблемных ситуаций.
Воспитательные - осуществлять трудовое, эстетическое воспитание школьников; - воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям; - добиваться максимальной самостоятельности детей в творчестве.
Возрастные особенности обучающихся
Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста (4—5 лет) характеризуют
возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических про-цессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания. Восприятие.
В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т. п. В процессе познания ребенок знакомится с различными свойствами окружающего мира: цветом, формой, величиной, предметов, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности. Он учится воспринимать их проявления, различать оттенки и особенности, осваивает способы обнаружения, запоминает названия.
К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспери-ментировать. Ребенок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представ-ления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета — светло-красный и темно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометриче-ские фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величи-не большое количество предметов: например, расставить по порядку 7—10 тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложек разного размера. Возрас-тает способность ребенка ориентироваться в пространстве. качество музыкальной деятель-ности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продук-тивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение).
В продуктивной деятельности дети 6-7 лет знают, что хотят изобразить, и могут целена-правленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей.
Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации.
Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу, наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.
Принципы отбора содержания
Образовательный процесс строится с учетом определенных принципов.
Принципы:
- принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с уч том региональных культурных традиций;
- принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с уч том природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
- принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к дал кому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
- принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
- принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
- принцип развивающего характера художественного образования;
- принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с уч том «природы» детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
- принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
- принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
- принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной дея-тельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
- принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активно-сти;
- принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
- принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
- принцип взаимосвязи обобщ нных представлений и обобщ нных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
- принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
Основные формы и методы
Программа даёт возможность детям приобщиться к достижениям культуры через беседы, просмотр презентаций, репродукций, а также походов на выставки местных художников города, выставки детей и родителей, организованных в СП «Детский сад»».
Организация практических занятий содержит увлекательные формы и методы, цель кото-рых донести до детей определённое содержание, сформировать у них устойчивый интерес к нетрадиционной деятельности, знания и умения в их использовании: занятия погружение в тему, занятие – игра, сказка, выставка, дидактическая игра, занимательные занятия.
Каждое занятие начинается с беседы или просмотра презентации, рассматривания или показа нетрадиционных способов изображения, знакомства с техниками, организуя познавательную и продуктивную деятельность детей, в конце проводится анализ продуктов деятельности.
Эвристический и исследовательский метод даёт возможность ярче выразить свои индиви-дуальные изобразительные способности.
Репродуктивный метод необходим для закрепления приобретённых знаний, навыков и умений, как на занятиях, так и в свободной, совместной и самостоятельной деятельности.
Для успешной реализации программы подготовлен дидактический материал. Он включа-ет в себя образцы с применением нетрадиционных техник, выполненные педагогом и деть-ми, рисунки, открытки и эскизы, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ и профессиональных работ, презентации знакомства с ИЗО искусства и по основным темам.
Планируемые результаты
1. Расширение и обогащение художественного опыта.
2. Формирование предпосылок учебной деятельности: самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия, умения взаимодействовать друг с другом.
3. Овладение нетрадиционными изобразительными средствами рисования.
4. Формирование навыков трудовой деятельности.
К концу года обучения дети должны знать:
• особенности материалов, применяемых в нетрадиционной изобразительной дея-тельности;
• разнообразие выразительных средств: пятно, цвет, линия, ритм, композиция, фак-тура и т. д. ;
• правила плоскостного изображения;
• отличительные особенности и значение декоративно-прикладного искусства в жизни человека.
К концу года обучения дети должны уметь:
• использовать нетрадиционные техники с самостоятельной продуктивной деятель-ности;
• использовать способы нестандартного раскрашивания;
• смешивать краски одновременно из 2-3 цветов;
• проявлять творчество в создании художественного образа;
• сознательно выбирать средства выражения для своего замысла;
• передавать личное отношение к объекту изображения;
• передавать движения фигур человека и животных;
• декоративно оформлять готовую работу;
• давать мотивированную оценку результатам своей деятельности.
Формы подведения итогов реализации программы Проверкой результативности обучения является работа при помощи наблюдений, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов. Опыт ус-пешного участия воспитанников в различных выставках, конкурсах, открытых занятиях, вернисажах и т д. В дальнейшем помогает им в самореализации и адаптации в обществе.
Итоговый контроль проводится по годам обучения. Формой проведения итогового заня-тия является творческий доклад, презентация. По качеству выполнения определяется уро-вень усвоения образовательной программы.
Мониторинг
За период обучения дошкольники получают определенный объем знаний, умений и навыков, качество, которых проверяется диагностическими методиками. Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы проводится 2 раза в год: вводный – с 1 по 15сентября, где определяются стартовые возможности детей, итоговый – 25 мая.
Педагогический мониторинг: отслеживает качества педагогического процесса, реа-лизуемого программой.
Цель педагогического мониторинга по нетрадиционному рисованию: выявить уровень художественного развития детей в художественно-творческой образовательной деятельности и возможности интеграции видов нетрадиционного рисования в ситуации свободного выбора ребенком вида, техники, материалов, замысла, способов изображения.
Общий характер педагогического мониторинга: естественно – педагогический.
Структура мониторинга включает в себя следующие этапы:
1. Определения объекта мониторинга, установление стандарта (эталона, норматива) и операционализация мониторинга (определение критериев, показателей и индикаторов).
2. Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и ус-ловиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики. 3. Обработка и анализ полученной, а также уже имеющейся информации из существую-щих источников. 4. Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития. 5. Принятие решения об изменении деятельности.
Учебный план
Средняя группа
№ п/п Название раздела, тема Количество часов
Всего Теория Практика Форма аттеста-ции/
контроля
Раздел 1. Этика общения
1 «Подсолнух» рисо-вание методом тыч-ка 2 1 1 Теоретический контроль/ прак-тическая работа
2 «Осеннее дерево» - оттиск ластиком 2 1 1 Теоретический контроль/ прак-тическая работа
3 «Грибочки на пе-нечке» рисование ладошкой 2 1 1 Теоретический контроль/ прак-тическая работа
4 «Бабочка» рисова-ние ладошкой 2 1 1 Теоретический контроль/ прак-тическая работа
5 «Выставка рыжих котов» рисование методом тычка 2 1 1 Теоретический контроль/ прак-тическая работа
6 «Грибы, которые я знаю», рисование пальцами, оттиск печатками 2 1 1 Теоретический контроль/ прак-тическая работа
7 «Два петушка по-ссорились» рисова-ние ладошкой 2 1 1 Теоретический контроль/ прак-тическая работа
8 «Укрась елку буса-ми» рисование пальцами, оттиск пробкой 2 1 1 Теоретический контроль/ прак-тическая работа
9. «Я слепил снегови-ка» метод обрыва-ния и скатывания бумаги 2 1 1 Теоретический контроль/ прак-тическая работа
10 «Поможем зайцу найти друзей». Тех-ника тычка 2 1 1 Теоретический контроль/ прак-тическая работа
11. «Мои любимые рыбки» восковые мелки и акварель 2 1 1 Теоретический контроль/ прак-тическая работа
12. «Цветы мимозы» рисование ватными палочками 2 1 1 Теоретический контроль/ прак-тическая работа
13. «Весеннее солныш-ко» рисование ла-дошкой 2 1 1 Теоретический контроль/ прак-тическая работа
14 «Ежик» метод тычка 2 1 1 Теоретический контроль/ прак-тическая работа
15. «Звездное небо» пе-чать по трафарету 2 1 1 Теоретический контроль/ прак-тическая работа
16. «Цыплята» обрыва-ние и скатывание бумаги 2 1 1 Теоретический контроль/ прак-тическая работа
17. «Черепахи на про-гулке» 2 1 1 Теоретический контроль/ прак-тическая работа
18. «Расцвели одуван-чики» 2 1 1 Теоретический контроль/ прак-тическая работа
Итого 36 18 18