Татьяна Белова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Веселый мяч»
▼ Скачать + Заказать документы
Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Приволжская коррекционная школа-интернат»
155550 г. Приволжск, Ивановская область, пер. Мало – Ленинградский, д. 4, тел/факс (49339) 42967, e-mail : internat-4@mail.ru
Принято Утверждаю ___
на педагогическом совете Директор Г. Ю. Сизова
Протокол № 1 от 31.08.2018 Приказ № 129-о от 31.08.2018
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности
«Веселый мяч».
Возраст детей: 8 - 12 лет
Срок реализации: 1год
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности „Веселый мяч“» размещена в разделах
- Мяч, мячик
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
Составитель: Белова Т. Ю.,
воспитатель 1 категории
Приволжск
2019 – 2020 учебный год.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). При разработке программы учитывался контингент детей 8 -12 лет (дети с интеллектуальным недоразвитием). Для данной категории детей характерно недоразвитие познавательных интересов, в результате чего они получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем мире. Дети испытывают трудности в восприятии пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. В связи с перечисленными особенностями детей, физическая культура, как учебный предмет направлен на решение специфической задачи — коррекции и развития познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитания трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, ответственности, формирования умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Цель: формирование у обучающихся основ здорового образа жизни, развитие самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Задачи:
• коррекция нарушений физического развития;
• формирование двигательных умений и навыков;
• развитие двигательных способностей в процессе обучения;
• укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
• раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;
• формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;
• формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
• поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
• формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;
• воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
• воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости, навыков культурного поведения;
Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных особенностей обучающихся, предусматривает:
• обогащение чувственного опыта;
• коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;
• формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.
Общая характеристика.
Физическое воспитание является составной частью образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью. Она решает образовательные, воспитательные, коррекционно-компенсаторные и лечебно-оздоровительные задачи.
Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, занимает одно из важнейших мест в подготовке к самостоятельной жизни. Воспитывает положительные качества личности, способствует их социальной интеграции в общество.
Личностные и предметные результаты освоения кружка «Весёлый мяч»
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты должны отражать:
• овладение начальными первичными навыками адаптации (умения слушать учителя, умения взаимодействовать с учителем и сверстниками);
• овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (аккуратности в спортивной одежде, умение приводить зал в порядок после урока);
• способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей (знание правил поведения на уроке и после его окончания);
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни (знание правил утренней гигиены и их значение для человека);
• формирование бережного отношения к материальным ценностям (к спортивному инвентарю, оборудованию);
• проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорства в достижении поставленных целей.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Базовые учебные действия.
Базовые учебные действия, формируемые у младших обучающихся, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Формирование базовых учебных действий:
Личностные БУД:
• осознание себя как ученика, заинтересованного обучением на занятиях физической культурой;
• положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия;
• понимание личной ответственности за свои поступки.
Регулятивные БУД:
• входить и выходить из спортивного зала со звонком;
• ориентироваться в пространстве спортивного зала;
• пользоваться инвентарем, спортивным оборудованием;
• проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
• участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одногруппнтков с помощью учителя.
Познавательные БУД:
• отвечать на простые вопросы учителя и задавать вопросы;
• выделять общие и отличительные свойства спортивного инвентаря (мячи, кегли, скакалки, обручи, гимнастические палки);
• уметь классифицировать спортивный инвентарь;
• понимать и соблюдать правила подвижных игр.
Коммуникативные БУД:
• уметь вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
• слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
• доброжелательно относиться к сверстникам во время проведения подвижных игр;
• уметь обращаться за помощью к учителю и принимать помощь.
Педагогическая диагностика.
Умеет отбивать мяча одной, двумя руками с продвижением вперед.
Умеет забрасывать мяч в вертикальную цель.
Умеет забрасывать мяч в горизонтальную цель.
умеет работать в команде
Умеет применять полученные навыки владения мячом в игровой ситуации.
Целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности. Оценка деятельности обучающегося дается в словесной форме и должна носить преимущественно характер поощрения, похвалы. Это не исключает возможности отметить те или иные негативные стороны в работе ученика. Оценка должна даваться доброжелательным тоном и нести положительные стимулы к дальнейшей работе ученика. Важно, чтобы все замечания и указания учителя были аргументированы на языке, доступном пониманию обучающегося.
Основное содержание программы.
Программа построена с учётом принципов физического воспитания, материал её имеет коррекционную направленность, адаптирован к возможностям умственно отсталых обучающихся и носит прикладной характер.
Общеразвивающие и коррекционные упражнения.
Построения и перестроения.
Размыкание на вытянутые руки в колонне, шеренге.
Повороты направо, налево, кругом.
Движение в колонне.
Выполнение команд: «Шагом марш!», «Стоп!», «Бегом марш!», «Встать!», «Сесть!», «Смирно!».
Дыхательные упражнения.
Тренировка дыхания через нос и рот в различных и. п.
Глубокое дыхание по подражанию.
Дыхание во время ходьбы с выговариванием звуков на выдохе: чу-чу-чу (паровоз, ш-ш-ш (вагоны, у-у-у (самолет, ж-ж-ж (жук).
Основные положения и движения по подражанию.
Простейшие сочетания основных положений и движений рук, ног, туловища, головы.
Упражнения для формирования правильной осанки. Принятие правильной осанки стоя и сидя и с помощью учителя.
Упражнения для укрепления голеностопа. Ходьба из различных и. п. (по канату, ребристой доске). Перекаты с носка на пятку.
Упражнения для укрепления туловища. В И. П. лежа на животе, спине, сидя выполнение различных упражнений.
Включается ходьба, бег, прыжки и метание.
Ходьба и бег. Парами по кругу. Ходьба в умеренном темпе в колонне по одному по залу за учителем. Ходьба по прямой линии, на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. С сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом. Перебежки группами и по одному 15-20м. Медленный бег до 1 мин. Чередование бега и ходьбы на расстоянии до 30м (15м – бег, 15м – ходьба).
Прыжки. На двух ногах на месте и с продвижением вперёд, назад, вправо, влево. Перепрыгивание через начерченную линию, шнур, набивной мяч. С ноги на ногу на отрезках до 10м. подпрыгивание вверх на месте с захватом висящего предмета. Прыжки в длину с места.
Метание. Правильный захват различных предметов для выполнения метания одной и двумя руками. Произвольное метание малых и больших мячей в игре. Броски и ловля волейбольных и резиновых мячей. Метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой.
Подвижные игры:
Коррекционные игры: «Наблюдатель», «Смекалистый», «Палочник и палочки», «Стой прямо», «Иди прямо», «По канату».
Игры с элементами ОРУ: «Совушка», «Мы солдаты», «Слушай сигнал», «Удочка».
Игры с бегом и прыжками: «Веселая эстафета», «Филин и пташки», «Мячик кверху».
Игры с бросанием и ловлей, метанием мяча: «Метко в цель», «Догони мяч», «Кто назвал, тот и ловит».
Место учебного предмета в учебном плане.
Программа кружка «Веселый мяч» в 1 - 4 классах рассчитана на 34 часа 1раз в неделю 35минут.
Материально-техническое обеспечение:
Спортивный зал;
Маты;
Гимнастические скамейки;
Мячи, обручи, кегли, прыгалки.