Наталья Стаматова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ЗПР «Умелые ручки» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
• Актуальность
При воспитании и обучении детей с ЗПР существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, конкретность и поверхностность мышления, несформированность всех операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольности и целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ЗПР „Умелые ручки“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Практическая направленность психолого-педагогическая подготовка к школе; интеллектуальное и личностное развитие дошкольников с ЗПР.
Цель. Развитие познавательной деятельности детей с ЗПР на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
развивать наглядно-образное мышление и формировать зачатки логического мышления: умение использовать умственный образ; умение предвосхищать результат деятельности; умение выделять существенные признаки и свойства объектов, выделять части в целом; располагать объекты по заданному признаку.
формировать опосредствованные способы запоминания и восприятия: использовать различные средства для запоминания; создавать символические образы; произвольно направлять внимание;
формировать концентрацию, переключение и распределение внимания.
развивать произвольность поведения: умение сдерживать свои желания; подчинять своё поведение заданному образцу.
Адресат дошкольники 5-7 лет с задержкой психического развития.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 9 месяцев обучения (с сентября по май) – 32 часа
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия 20 минут. (1 академический час)
Требования к результату усвоения программы педагогическая подготовка к школе дошкольников с ЗПР.
Принципы, используемые при реализации программы :
1. Принцип учёта возрастных особенностей детей.
2. Принцип полноценного гармонического развития.
3. Принцип учёта индивидуальных возможностей ребёнка.
4. Принцип сотрудничества в сферах «ребёнок- ребёнок», «взрослый-ребёнок».
5. Принцип доступности излагаемого материала обучающегося по возрасту и подготовленности (от простого к сложному).
6. Принцип систематичности и последовательности.
7. Принцип вариантности и вариативности.
8. Принцип наглядности.
9. Принцип взаимосвязи с окружающим миром.
10. Принцип творчества и успеха.
Прогнозируемые результаты
• описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
• выделять существенные признаки предметов;
• сравнивать между собой предметы, явления;
• обобщать, делать несложные выводы;
• классифицировать явления, предметы;
• определять последовательность событий;
• судить о противоположных явлениях;
• давать определения тем или иным понятиям;
• определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
• выявлять функциональные отношения между понятиями;
• выявлять закономерности и проводить аналогии.
2. Содержание программы.
В основе построения программы лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Занятие №1 Осень. Выявление знаний и умений. Закрепить знания о цветных и простых карандашей. Совершенствовать внимание, память и умение выполнять движения со словами
Занятие №2 Осень. Диагностика графических навыков. Учить детей повторять упражнения с карандашами. Совершенствовать умение удерживать карандаш пальцами правой и левой руки.
Занятие №3 Овощи. Игры с пальчиками и карандашами. Совершенствовать правила посадки за столом при выполнении заданий: не сутулится, сидеть прямо опираясь на спинку стула, не ложится на стол, локти не должны быть прижаты к телу или висеть.
Занятие №4 Овощи. Выявление знаний и умений (учить рисовать по точкам простым карандашом). Познакомит с пунктирными и контурными линиями. Учить различать контурные и пунктирные линии. Учить соединять взаимосвязанные предметы.
Занятие №5 Фрукты. Выявление знаний и умений (учить штриховать). Формировать умения видеть контур фигуры и раскрашивания не выходить за их пределы. Совершенствовать умение выполнять пальчиковую гимнастику, соотносить слова с движением пальцев. Учить проводить горизонтальные линии.
Занятие №6 Инструменты. Дорисовка предметов. Формировать умения видеть контур фигуры и раскрашивания не выходить за их пределы. Совершенствовать умение выполнять упражнения с карандашами. Учить проводить вертикальные линии сверху вниз и снизу вверх.
Занятие №7 Деревья. Контурные и пунктирные линии. Формировать умения видеть контур фигуры и раскрашивая не выходить за их пределы. Учить обводить пунктирные линии.
Занятие №8 Деревья. Обводка предметов. (учить рисовать предметы по клеткам) Формировать умения видеть контур фигуры и раскрашивая не выходить за их пределы. Учить обводить наклонные линии. Совершенствовать умение аккуратно раскрашивать фигуры цветными карандашами.
Занятие №9 Игрушки. Раскрашивание предметов поэтапное рисование. Штриховка. Дом. Соединять точки поочередно. Формировать умения раскрашивать картинки. Учить использовать разноцветные карандаши. Закреплять умение четко проговаривать пальчиковую гимнастику.
Занятие №10 Дом Сравнение и рисование линий. Рисование предметов по клеткам. Формировать умения рисовать по пунктирам прямые, ломаные, кривые и замкнутые линии. Учить рисовать узор по пунктирным линиям и продолжать рисовать его самостоятельно.
Занятие №11 Электроприборы. Рисование узоров по клеточкам и линиям. Обводка и раскрашивание предметов. Продолжать учить обводить предметы по контуру. Развивать фантазию, дорисовывая картинку.
Занятие №12 Мебель. Обводка, дорисовка, раскрашивание. Рисование предметов по клеточкам и линейкам. Учить закрашивать солнце, елку и зайца в заданном направлении. Совершенствовать навыки работы с цветными карандашами. Продолжать учить обводить предметы по точкам, пунктиру и контору.
Занятие №13 Зима. Обводка, дорисовка и раскрашивание. Рисование по точкам и клеточкам. Выкладывание предметов из палочек. Дорисовывать симметричные предметы. Совершенствовать умение обводить круги по пунктирным линиям. Учить рисовать узоры по точкам. Воспитывать сосредоточенность
Занятие №14 Посуда. Обводка, дорисовка и раскрашивание. Штриховка. Совершенствовать умение дорисовывать предметы по пунктирным линиям. Продолжать учить дорисовывать в предметах недостающие части.
Занятие №15 Посуда. Обводка и раскрашивание. Рисование узоров по клеточкам и линейкам. Учить использовать при выполнении заданий разные цветные карандаши. Учить дорисовывать картинку соответственно погоде.
Занятие №16 Продукты. Обводка узоров и дорисовка предметов. Рисование предметов по клеточкам. Формировать умение обводить квадрат по пунктирным линиям. Учить подбирать карандаши по цвету. Продолжать совершенствовать заканчивать рисунок. Воспитывать аккуратность при выполнении графических диктантов.
Занятие №17 Город. Обводка и раскрашивание. Поэтапное рисование. Формировать умение последовательно соединять точки при помощи линейки. Учить подбирать карандаши по цвету. Совершенствовать умение по образцу дорисовывать рисунок. Воспитывать аккуратность при выполнении заданий.
Занятие №18 Транспорт. Обводка по пунктирным линиям и раскрашивание предметов. Совершенствовать умение обводить рисунок по точкам. Учить рисовать узор по клеточкам самостоятельно по образцу.
Занятие №19 Семья. Обводка, дорисовка и раскрашивание. Учить использовать при выполнении заданий разные цветные карандаши. Закреплять умение дорисовывать недостающие детали предмета используя образец.
Занятие №20 Части тела и лицо. Обводка и раскрашивание. Рисование человека. Дорисовывание лица по образцу. Воспитывать самостоятельность в работе. Продолжать учить выполнять штриховку простым карандашом. Учить дорисовывать правую или левую часть изображенных предметов.
Занятие №21 Одежда. Раскрашивание. Поэтапное рисование. Симметричное рисование. Учить самостоятельно, выбирать карандаши для выполнения заданий. Воспитывать в работе аккуратность.
Занятие №22 Обувь. Обводка, дорисовка, раскрашивание. Поочередное соединение точек. Совершенствовать умение обводить предметы по контору, дорисовывать недостающие детали предмета.
Занятие №23 Обувь. Обводка и раскрашивание. Рисование узоров по клеточкам и линейкам. Симметричное рисование. Формировать умение цветными карандашами проводить разноцветные дорожки по пунктирным линиям.
Занятие №24 Весна. Обводка, дорисовка и раскрашивание. Выкладывание предметов из палочек. Совершенствовать умение рисовать картину, используя цветные карандаши. Воспитывать аккуратность в работе.
Занятие № 25 Цветы. Раскрашивание. Поэтапное рисование. Составление предметов из геометрических фигур. Формировать умение подбирать цвета и раскрашивать картинку. Используя образец рисовать знакомые предметы.
Занятие № 26 Насекомые. Обводка и раскрашивание предметов. Штриховка. Учить обводить фигуры по контуру не отрывая карандаш.
Занятие № 27 Домашние животные Обводка, дорисовка и раскрашивание. Закреплять умение рисовать узор по пунктирным линиям, дорисовывать недостающие части предмета
Занятие № 28 Домашние птицы. Поэтапное рисование и раскрашивание. Закреплять умение подбирать цвета к картинке. Используя образец рисовать знакомый предмет (дерево)
Занятие № 29 Птицы Обводка, дорисовка и раскрашивание. Рисование узоров. Совершенствовать умение обводить предметы не отрывая карандаш. Формировать умение штриховать предметы в заданном направлении.
Занятие № 30 Дикие животные. Рисование. Штриховка. Совершенствовать умение рисовать предметы по клеточкам.
Занятие № 31 Лето. Поэтапное рисование и раскрашивание. Закреплять умение подбирать цветные карандаши для раскрашивания картинки. Используя образец рисовать знакомый предмет (медведь)
Занятие № 32 Лето. Творческий рисунок. Развитие творческих способностей.
Структура занятия
1. «Мозговая гимнастика»
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
2. Разминка
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления.
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
4. Веселая переменка
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
5. Построение предметных картинок, штриховка
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.
Основные принципы распределения материала:
• системность: задания располагаются в определенном порядке;
• принцип «спирали» : через каждые 7 занятий задания повторяются;
• принцип «от простого - к сложному» : задания постепенно усложняются;
• увеличение объема материала;
• наращивание темпа выполнения заданий;
• смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
3. Учебно-тематический план дополнительной программы
теория практика
Занятие №1 Осень. Выявление знаний и умений. 2-я неделя сентября 5 мин 15 минут
Занятие №2 Осень. Диагностика графических навыков. 3-я неделя сентября 5 мин 15 минут
Занятие №3 Овощи. Игры с пальчиками и карандашами. 4-я неделя сентября 5 мин 15 минут
Занятие №4 Овощи. Выявление знаний и умений (учить рисовать по точкам простым карандашом). 1-я неделя октября 5 мин 15 минут
Занятие №5 Фрукты. Выявление знаний и умений (учить штриховать). 2-я неделя октября 5 мин 15 минут
Занятие №6 Инструменты. Дорисовка предметов. 3-я неделя октября 5 мин 15 минут
Занятие №7 Деревья. Контурные и пунктирные линии. 4-я неделя октября 5 мин 15 минут
Занятие №8 Деревья. Обводка предметов. (учить рисовать предметы по клеткам) 1-я неделя ноября 5 мин 15 минут
Занятие №9 Игрушки. Раскрашивание предметов поэтапное рисование. Штриховка. Дом. Соединять точки поочередно. 2-я неделя ноября 5 мин 15 минут
Занятие №10 Дом Сравнение и рисование линий. Рисование предметов по клеткам. 3-я неделя ноября 5 мин 15 минут
Занятие №11 Электроприборы. Рисование узоров по клеточкам и линиям. Обводка и раскрашивание предметов. 4-я неделя ноября 5 мин 15 минут
Занятие №12 Мебель. Обводка, дорисовка, раскрашивание. Рисование предметов по клеточкам и линейкам. 1-я неделя декабря 5 мин 15 минут
Занятие №13 Зима. Обводка, дорисовка и раскрашивание. Рисование по точкам и клеточкам. Выкладывание предметов из палочек. Дорисовывать симметричные предметы. 2-я неделя декабря 5 мин 15 минут
Занятие №14 Посуда. Обводка, дорисовка и раскрашивание. Штриховка. 3-я неделя декабря 5 мин 15 минут
Занятие №15 Посуда. Обводка и раскрашивание. Рисование узоров по клеточкам и линейкам. 3-я неделя января 5 мин 15 минут
Занятие №16 Продукты. Обводка узоров и дорисовка предметов. Рисование предметов по клеточкам. 4-я неделя января 5 мин 15 минут
Занятие №17 Город. Обводка и раскрашивание. Поэтапное рисование. 1-я неделя февраля 5 мин 15 минут
Занятие №18 Транспорт. Обводка по пунктирным линиям и раскрашивание предметов. 2-я неделя февраля 5 мин 15 минут
Занятие №19 Семья. Обводка, дорисовка и раскрашивание. 3-я неделя февраля 5 мин 15 минут
Занятие №20 Части тела и лицо. Обводка и раскрашивание. Рисование человека. 4-я неделя февраля 5 мин 15 минут
Занятие №21 Одежда. Раскрашивание. Поэтапное рисование. Симметричное рисование. 1-я неделя марта 5 мин 15 минут
Занятие №22 Обувь. Обводка, дорисовка, раскрашивание. Поочередное соединение точек. 2-я неделя март 5 мин 15 минут
Занятие №23 Обувь. Обводка и раскрашивание. Рисование узоров по клеточкам и линейкам. Симметричное рисование. 3-я неделя март 5 мин 15 минут
Занятие №24 Весна. Обводка, дорисовка и раскрашивание. Выкладывание предметов из палочек. 1-я неделя март 5 мин 15 минут
Занятие № 25 Цветы. Раскрашивание. Поэтапное рисование. Составление предметов из геометрических фигур. 2-я неделя апрель 5 мин 15 минут
Занятие № 26 Насекомые. Обводка и раскрашивание предметов. Штриховка. 3-я неделя апреля 5 мин 15 минут
Занятие № 27 Домашние животные Обводка, дорисовка и раскрашивание. 4-я неделя апреля 5 мин 15 минут
Занятие № 28 Домашние птицы. Поэтапное рисование и раскрашивание. 1-я неделя мая 5 мин 15 минут
Занятие № 29 Птицы Обводка, дорисовка и раскрашивание. Рисование узоров. 2-я неделя мая 5 мин 15 минут
Занятие № 30 Дикие животные. Рисование. Штриховка. 3-я неделя мая 5 мин 15 минут
Занятие № 31 Лето. Поэтапное рисование и раскрашивание. 4-я неделя мая 5 мин 15 минут
Занятие № 32 Лето. Творческий рисунок. 5-я неделя мая 5 мин 15 минут
4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Для реализации поставленной цели и задач программы используются разнообразные формы и методы обучения направленные на процесс активной интеллектуально-творческой деятельности, формирования устойчивых познавательных интересов, проявления творческой индивидуальности дошкольников. При реализации данной образовательной программы применяются словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка. Словесный метод позволяет в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучающимися проблемы и задачи, указать пути их решения. В результате использования данного метода организуется внимание детей, даются различные сведения, разъяснения; определённые знания, обогащается речь детей, создается настрой занятия, выражается отношения педагога к детям. Словесный метод используется в виде бесед, рассказа, чтения стихотворений, сказок, художественной литературы и т. д. В содержании обучения включаются базовые речевые образцы, отражающие игровые и реальные отношения в речи. Большое значение отводиться формированию речевых навыков.
Наглядный метод – это метод, при котором усвоение учебного материала находиться в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия (плакатов, картинок, книг, видеокассет и т. д., показа, демонстрации. Наглядно - зрительный: основное содержание метода - показ, демонстрация, исполнение педагогом как правильно выполнять задание.
Наглядно-слуховой: показ, демонстрация наглядного материала, правильного и интонационного произношения, проговаривания учебного материала.
Игровой метод - это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Игровой метод используется в виде подвижных игр, моделирования, занимательных упражнений, графических, фонематических, грамматических игр, игр на развитие внимания, памяти, мышления, дидактических игр, логических заданий, коммуникативных игр. Использование игрового метода активизирует обучающихся, повышает эмоциональный настрой на деятельность и усвоение новых знаний, позволяет преодолевать трудности, препятствия, психологические барьеры; вызывает инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.
Практический метод направлен на формирования навыков и умений. Его формы многообразны: упражнения, решение стереотипных задач, практические задания, изготовление изделий и т. д. Используется как самостоятельная работа обучающихся, так и совместная деятельность с педагогом.
Формы организации образовательного процесса:
Основная форма организации работы - игровая, так как именно в игре развиваются творческие способности личности, приобретаются навыки общения и совместной деятельности, совершенствуются учебные навыки. При реализации программы используются коллективная, групповая, индивидуальная формы организации образовательного процесса.
Коллективная форма организации образовательного процесса происходит при наличии связей не только между педагогом и обучаемыми, но и между обучающимися. Коллективный вид работы делает занятия более интересными, живыми, активизирует мыслительную деятельность, дает возможность многократно повторять материал.
Групповая форма организации образовательного процесса, при которой педагог систематически излагает материал группе, проверяет, организует учет знаний. Главными признаками групповой работы являются: деление группы на подгруппы для решения конкретных учебных задач; выполнение определенного задания подгруппой под руководством педагога; учет и оценивание индивидуального вклада каждого ребенка в выполнение задания.
Индивидуальная форма работы осуществляется в рамках групповых форм (это самостоятельное выполнение детьми одинаковых для всей группы заданий). При индивидуальном обучении удается наиболее полно реализовать индивидуальные возможности ребенка, учесть его личностные качества.
Техническое оснащение занятий:
Необходимы просторные светлые помещения. Для работы в вечернее время достаточное количество светильников с лампами накаливания.
Оборудование: стулья по возрасту, столы по возрасту; тетради в клетку; аудио и видеоаппаратура; доска, мел, магниты на доску.
Дидактический материал: карточки с буквами, с цифрами, картинки с цветным изображением звуков (красный – гласный, синий- согласный, зеленый- согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов; рабочие листы - прописи букв, цифр; комплект рабочих тетрадей, карточки для познавательных игр и игр на развитие памяти, внимания, мышления.
5 Мониторинг развития мелкой моторики рук
Цель мониторинга: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук.
Задача: систематизация и отбор коррекционно-развивающей работы.
Особенности проведения: Все упражнения выполняются после показа воспитателем. При выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно. В целях аутентичной оценки информация фиксируется в естественной среде, желательно при создании игровой непринужденной ситуации, индивидуально на каждого ребенка, бальная система исключена.
Обработка и анализ результатов:
0 баллов (низкий уровень) – с заданием не справился: отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован.
1 балл (средний уровень) – с заданием справился с помощью педагога: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения – уровень развития сформирован в недостаточной мере.
2 балла (высокий уровень)– с заданием справился полностью: точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.
Низкий уровень (средний балл равен 0) – у таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.
Средний уровень (средний балл равен 1) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.
Высокий уровень (средний балл равен 2) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.
Задания для мониторинга развития мелкой моторики рук
детей 5-7лет
Фамилия, имя
ребенка Упражнения на координацию движений
Работа с бумагой
Упражнения на дорисовывание уровень
Упр. «Игра на рояле» Упр. «Кулак – ребро – ладонь» Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки. Выполнить ножницами прямой разрез.
Вырезание ножницами Сгибание листа (выявляем содружество обеих рук в работе). Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии
Н. г К. г Н. г К. г Н. г К. г Н. г К. г Н. г К. г Н. г К. г Н. г К. г