Суренко Ольга
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Активные пальчики» для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Срок реализации: 1 год
Форма организации образовательного процесса:
Программа разработана в соответствии с ФОП ДО.
Данная программа интегрируется с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитее», «Физическое развитие» основной образовательной программы ДОУ.
Структура ООД может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Активные пальчики“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах
Вводная часть – создание эмоционального настроения у детей и объяснение нового материала.
Основная или практическая часть – творческая работа детей; по мере необходимости помогаю советом и провожу индивидуальную работу.
Заключительная часть – в ней анализируется результат детского художественного творчества.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
В работе используются различные приё мы:
физкультминутки;
самомассаж кистей рук с помощью карандаша и массажного мяча;
рассматривание, наблюдение;
показ способов, уточнение приёмов выполнения работы взрослым с подробным объяснением; поэтапный показ или показ с привлечением детей;
индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность взрослого и ребёнка;
коллективное творчество, индивидуальная корректировка действий.
Учебный план
№ п. п. Наименование раздела Количество часов
1 Красавица осень! 8
2 Животные 8
3 Новогодние чудеса! 8
4 Зима 7
5 Защитники Родины! 8
6 Весенний женский день! 8
7 Весеннее настроение! 8
8 Разнообразие природы! 8
Итого: 63
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы : создание условий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством продуктивных видов деятельности.
Задачи программы :
Образовательные:
Формировать познавательные знания об окружающем мире через действия руки;
формировать умения работать с различными материалами и инструментами в продуктивной деятельности;
формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ;
формировать знания о технике безопасности с разными инструментами.
Развивающие:
Развивать мелкую моторику и координацией пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту;
развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук;
развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием информации;
развивать память, внимание, воображение, пространственное восприятие;
развивать творческую активность, фантазию.
Воспитательные:
Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;
воспитывать внимательность к выполнению действий;
воспитывать художественный вкус;
воспитывать уважение у труду.
1.3. Содержание программы.
Бумагопластика - спользова00000нием крупы, пенопласта, блесток, пайеток, знакомясь с различными свойствами бумаги, развивая воображение, мелкую моторику, внимание и пространственное представление.
Пластилинография - вид декоративно-прикладного искусства, который выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности.
Ниткография — это выкладывание с помощью толстой нити либо шнура изображений различных предметов. Нитка при этом приклеивается к основе. В результате получается необычная фактурная картинка, даже если выбираются несложные образы. Изображение может быть контурным или же объекты полностью «заштриховываются» пряжей.
Действия и игры с предметами - формируют тонкие движения пальцев и кистей рук, развивая координацию и гибкость, совершенствуя двигательные навыки, развития моторных координаций.
Тема 1 «Красавица Осень!»
1. «Лесной ежик» (Рисование вилкой + пальчиками). Знакомить ребенка с нетрадиционной техникой рисования - вилкой. Ребенок обмакивает вилку в чаше с красками, прикладывает на лист бумаги, создавая свой собственный замысел, развивая моторику рук.
2. «Тыква» (Бумагопластика + массаж карандашом). Продолжать учить детей работать с бумагой, правильно складывая и склеивая ее, развивая моторику рук.
3. «Грибочки» (Аппликация крупой (гречка) + сортер крупы). Знакомить детей с техникой аппликации крупой: намазать клей на поверхность листа и сыпать крупу на эту поверхность, придавливая рукой.
4. «Осеннее дерево» (Рисование поролоном+ массаж мячом). Знакомить детей с техникой рисования - поролоном, промачивая в краску кусочек поролона, держа его за прищепку и наносить рисунок на бумагу.
5. «Выросла репка – большая пребольшая» (Обрывная аппликация + физкультминутка). Продолжать учить отрывать от листа бумаги маленькие кусочки, наносить на них клей, приклеивать их в нужном месте картинки.
6. «Падают, падают листья» (техника печати листьями+ массаж карндашом). Знакомить детей с техникой печати листьями: обмакивая лист в краску и прикладывать его на лист бумаги, развивая эстетический вкус, развивая подвижность рук.
7. «Кленовый лист» (Пластилинография+физкутминутка). Разучивание техники заполнения пространства рисунка пластилином, используя техники надавливания и размазывания.
8. «Осень» (Пластилинография +физкультминутка). Учить детей отрывать пластилин на небольшие кусочки, формировать шарики и придавливать их к изображению, воспитывать аккуратность.
Тема 2 «Животные».
1. «Зайчик» (Аппликация салфетками+ массаж мячом). Продолжать учить мять бумажные салфетки, скатывать комочки и приклеивать к контуру, упражняя в умении приклеивать комочки в указанном месте.
2. «Золотая рыбка» (Рисование восковым карандашом+акварелью). Ребёнок рисует восковыми мелками или свечей на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один цвет, развивая моторику рук и творческое мышление.
3. «Цыпленок» (Рисование (Тычкование+ физкультминутка). Знакомить детей с методом рисования - тычкование, развивая воображение и моторику рук.
4. «Зебра» (Аппликация + массаж карандашом). Учить создавать образ сказочной зебры, приклеивая к туловищу полоски вертикально, а также приклеивать остатки ниток (грива, хвост). Продолжать учить пользоваться клеем-карандашом, выполнять работу аккуратно, самостоятельно.
5. «Клубочки для котеночка» (Пластилинография + массаж карандашом). Продолжать совершенствовать процесс работы с пластилином, упражняя в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины и сворачивания длинной колбаски по спирали, развивая моторику рук ребёнка.
6. «Осьминожки» (Рисование пальчиками + Ниткография). Продолжать процесс рисования пальчиками, совершенствуя его, знакомиться с «Ниткографией», работой с нитками, развивая моторику рук и интерес к творческому процессу.
7. «Кудрявый барашек» (Бумагопластика + физкультминутка). Упражнять в умении отрывать от листа салфетки кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качества. Воспитывать интерес к работе с бумагой.
8. «Милый зайчик» (Бумагопластика+ массаж мячом). Учить детей складывать бумагу «гармошкой» и склеивать концы друг с другом.
Тема 3 «Новогодние чудеса!»
1. «Новогодние шары» (Пластилинография + аппликация пайетки + физкультминутка). Учить создавать всевозможные декорации, сюжетные изображения на плоскости аудиодиска, с помощью пластилина, трафарета и пайеток.
2. «Елочка» (Аппликация салфетками +массаж мячом). Учить детей создавать образ нарядной праздничной елочки, наряжая ее игрушками, развивая воображение, фантазию и координацию рук.
3. «Елочка зеленая» (Бумагопластика + массаж карандашом). Продолжать процесс обучения детей работать с полосками бумаги, склеивая их и соединяя в продукт деятельности, развивая воображение и фантазию.
4. «Шар новогодний» (Аппликация+ пайетки + физкутминутка). Продолжать учить работать с бумагой, создавая объёмные поделки, используя геометрические фигуры. Способствовать развитию памяти, творческой инициативы, самостоятельности. Учить реализовывать свой замысел.
5. «Озорная Ёлочка» (Ниткография+аппликация+ физкутминутка). Познакомить с новой техникой ниткографии. Закреплять навыки работы в технике мятой бумаги. Продолжать учить отрывать небольшие кусочки бумаги, сминать их в шарики, выкладывать из них изображение.
6. «Новогодняя гирлянда» (Аппликация + массаж мячом). Продолжать процесс обучения работы с бумагой (полоски, создавая продукт деятельности, развивая моторику рук, развивая умение работать с клеем и творческую инициативу ребенка.
7. «Подарим звезду Елочке» (Пластилинография + массаж карандашом). Продолжать процесс обучения работы с пластилином (разогрев его, ощипывание небольших кусочков, размазывание на поверхности, развивая усидчивость и моторику рук ребёнка.
8. «Подарок» (Пластилинография + аппликация + физкутминутка). Продолжать процесс обучения работы с пластилином (разогрев его, ощипывание небольших кусочков, размазывание на поверхности, украшая продукт деятельностями крупой и пайетками, развивая усидчивость, моторику рук ребёнка и творческую фантазию.
Тема 4 «Зима».
1. «Сказочный лес» (Рисование (поролон + массаж карандашом). Познакомить детей с новым способом рисования «Поролоном». Учить рисовать пушистый снег на ветках деревьев и ёлочек, сугробов на земле.
2. «Снежная вьюга» (Рисование ватными палочками + массаж мячом). Знакомить детей с техникой рисования ватными палочками, развивая фантазию, активность пальцев рук.
3. «Рукавички» (Аппликация бумага +вата + физкутминутка). Продолжать процесс обучения детей работы с бумагой, ватой и клеем, развивая творческое воображение и усидчивость.
4. «Зимнее небо» (Пластилинография + физкутминутка). Учить детей передавать образ звёздного неба посредством пластилинографии, закрепляя навыки работы с пластилином: раскатывание комочка прямым движением, сгибание в дугу, сплющивание концов предмета, а также учить детей делить готовую форму на мелкие части при помощи стеки и скатывать из них шарики кругообразным движением на плоскости, стимулируя активную работу пальцев.
5. «Зимушка-Зима» (Аппликация (вата + массаж карандашом). Закреплять умение детей аккуратно приклеивать на основу кусочков ваты (на крону деревьев, на землю, дома, пространственное освоение листа, развитие воображения ребёнка.
6. «Зимнее дерево» (Пластилинография + аппликация (рис + физкутминутка). Совершенствовать процесс работы с пластилином, закрепляя полученные знания работы с ним, а также совершенствовать навыки работы с крупой и клеем, развивая творческую фантазию и усидчивость.
7. «Любимая Ватрушка» (Рисование пальчиками + физкутминутка). Продолжать процесс обучения рисования пальчиками, развивая моторику рук и творческое мышление и воображение ребёнка.
Тема 5 «Все для папы».
1. «Снежинка из соли» (Аппликация (соль + массаж карандашом). Знакомить детей с новым способом работы: учить аккуратно намазывать клеем определенный участок поверхности картона и посыпать его солью, придавливая ее; развивать усидчивость и умение работать с мелким материалом (солью).
2. «Рыбка» (Бумагопластика + массаж мячом). Продолжение процесса работы с бумагой: полоски бумаги складывать и склеивать между собой, а затем на поверхность листа бумаги, формируя рыбку, развивая образное мышление, фантазию и моторику рук.
3. «Валентинка» (Бумагопластика + массаж карандашом). Совершенствовать работу с бумагой: работа с клеем, работа с отдельными элементами бумаги, развивать моторику рук, усидчивость, творческое воображение.
4. «Воздушные шары» (Пластилинография + физкутминутка). Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную, прямыми движениями ладоней, развивая моторику рук, эстетическое восприятие.
5. «Вертолет» (Пластилинография + физкутминутка). Учить детей заполнять нужное пространство пластилином, отщипывая небольшие кусочки и придавливая его на поверхность, подбирая нужные цвета, развивая цветовосприятие, усидчивость и моторику рук.
6. «Подарок папе!» (Рисование пальчиками+аппликация + физкутминутка). Продолжать совершенствовать процесс рисования пальчиками воздушные шарики, развивая цветовосприятие и моторику рук, а также совершенствуя процесс работы с клеем и бумагой.
7. «Белые кораблики» (Аппликация+рисование ватными палочками+ физкутминутка). Продолжать процесс обучения работы с бумагой и клеем и рисования пальчиками, развивая моторику рук и творческое мышление и воображение ребёнка.
8. «Бинокль» (Аппликация+ массаж мячом). Продолжать процесс совершенствования работы с клеем и бумагой, соблюдая последовательность, развивая внимательность, усидчивость, моторику рук.
Тема 6 «Весенний женский месяц!»
1. «Цветы для бабушки» (Бумагопластика+ массаж карандашом). Знакомить детей с одним из методов работы с бумагой: полоски бумаги склеиваем цепочкой и приклеиваем на фон, совершенствуя координацию рук и работу с клеем.
2. «Любимое мороженое мамы» (Аппликация из салфеток + физкутминутка) Учить мять салфетки, скатывать из них комочки, приклеивать их к указанному месту (кружочек, развивая моторику рук и совершенствуя работу с клеем.
3. «Цветочек» (Аппликация ватными дисками + массаж мячом). Учить детей работать с бросовым материалом (ватные диски, создавая композицию по образцу воспитателя, развивая воображение, фантазию ребёнка.
4. «Ветка Мимозы» (Аппликация (пшено + сортер «Крупа»). Продолжать совершенствовать процесс работы с бумагой и клеем, совершенствуя его и развивать процесс работы с крупой (пшеном). Развивая моторику рук и интерес к работе с природным бросовым материалом.
5. «Тюльпаны» (Бумагопластика + физкутминутка). Продолжать процесс работы с бумагой: складывая один элемент пополам и приклеивая его к другому, затем третий элемент складываем пополам и приклеиваем к предыдущему. Затем дополняем бутон листьями и формируя букет, развивая творческое мышление, цветовосприятие.
6. «Весенние ручейки» (Аппликация+(пенопласт + массаж карандашом). Продолжать совершенствовать процесс работы с клеем и бумагой, развивая моторику рук и учить детей работать с пенопластом, приклеивая его в нужно место композиции.
7. «Верба» (Пластилинография + физкутминутка). Продолжать совершенствовать процесс работы с пластилином: разогревая его, отщипывая нужное количество пластилина, раскатывание его, развивая моторику рук.
8. «Подснежники» (Аппликация+ (ватные диски +массаж мячом). Продолжать совершенствовать навыки детей в работе с ватными дисками и клеем, развивая моторику рук, учить детей располагать композицию на середине листа.
Тема 7 «Весеннее настроение!»
1. «Весеннее солнышко» (Пластилинография + физкутминутка). Учить передавать образ солнышка, совершенствуя умения детей работы с пластилином, развивая моторику рук, умение располагать изображение на середине листа бумаги.
2. «Матрешка» (Рисование пальчиками + физкутминутка). Продолжать процесс обучение рисовать пальчиками, развивая активность руки, её моторику.
3. «Котенок» (Ниткография + массаж карандашом). Продолжать процесс обучения работы с нитками: мазать поверхность бумаги клеем, не выходя за контур изображения и наносить нитки нужного цвета, развивая усидчивость, моторику рук.
4. «Солнышко» (Бумагопластика + массаж мячом). Учить работать с нарезанными полосками бумаги, скручивая их и наклеивая в нужное место, развивая эстетический вкус ребёнка и цветовую палитру.
5. «Цыплёнок» (Бумагопластика + физкутминутка). Ребёнок мнет бумагу, затем катаем из неё шар и приклеивает на листок, заполняя всю форму, развивая творческое воображение и интерес к работе с бумагой.
6. «Солнце в тучках» (Бумагопластика + массаж карандашом). Учить детей видеть в синих бумажных комочках лучики солнца; скатывать комочки из мягкой бумаги (салфетки) разной величины, формируя умение детей подбирать предметы по форме, цвету.
7. «Ландыши» (Аппликация (макароны + сортер «Макароны»). Продолжать совершенствовать процесс работы с бумагой и клеем, совершенствуя его и знакомясь с процессом работы с макаронами. Развивая моторику рук и интерес к работе с природным бросовым материалом.
8. «Одуванчики» (Рисование ватной палочкой + массаж карандашом). Продолжать процесс рисования ватной палочкой, совершенствуя его, развивая моторику рук и творческое цветовосприятие.
Тема 8 «Разнообразие природы!»
1. «Бабочка» (Рисование ладонью и пальчиками + физкутминутка). Ребёнок мажет кисть краской и прикладывает на бумагу ладонь, прижимая её. Затем, обмакивает пальчик в крачку и наносит точки или пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики необходимо вытереть салфеткой, затем остатки краски легко смоются.
2. «Стрекоза» (Бумагопластика + массаж карандашом). Продолжать процесс работы с бумагой, совершенствуя его, развивая творческое мышление ребёнка.
3. «Радуга» (Пластилинография + физкутминутка). Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук и учить детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней, используя стеку; развивать чувство прекрасного и моторику рук.
4. «Цветочек» (Пластилинография + физкутминутка). Продолжать процесс обучение работы с пластилином: разогревая, отщипывая его на нужные части, скатывая шарики, выкладывая на поверхность и придавливая его, формируя цветок, развивая воображение и моторику рук.
5. «Дерево» (Бумагопластика + массаж мячом). Продолжать процесс работы с бумагой, совершенствуя его, развивая творческое мышление ребёнка.
6. «Ромашка» (Аппликация + ватные диски + физкутминутка). Продолжать совершенствовать процесс работы с клеем и бумагой, добавляя в продукт деятельности ватные диски, формируя цветочек.
7. «Божья коровка» (Пластилинография (грецкий орех + физкутминутка). Продолжать процесс обучение работы с пластилином: разогревая, отщипывая его на нужные части, обмазывая поверхность грецкого ореха, дополняя отдельными частями, развивая воображение и моторику рук.
8. «Улитка» (Пластилинография + физкутминутка). Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости:
упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук, и лепить улитку путем скатывания пластилина, дополняя изделие необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик, используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сплющивание, делать стекой надрезы.
1.4. Ожидаемые результаты.
После освоения содержания рабочей программы дети :
Знают:
• Сформированы знания об окружающем мире;
• сформированы знания работы с различными материалами и инструментами в продуктивной деятельности;
• сформированы умения воплощать свои идеи в художественный образ;
• сформированы знания о правила техники безопасности.
Умеют:
• Развита мелкая моторика и координация пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту;
• умеют воспроизводить точные движения кистью и пальцами рук;
• умеют координировать работу рук со зрительным восприятием информации;
• умеют работать с различными материалами и инструментами в продуктивной деятельности;
• развита память, внимание, воображение, пространственное восприятие, мышление;
• развита творческая активность, фантазия.
Владеют:
• Владеют навыками аккуратной работы, усидчивостью;
• проявляют внимательность к выполнению действий;
• владеют художественным вкусом;
• проявляют уважение к труду.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график.
ДООП «Активные пальчики»
Стартовый уровень 63 часа
2.1. Календарно-учебный план
№ п. п Наименование темы Теория Практика Всего
Октябрь: Урожай (8 ч.)
1Красавица Осень!» Рисование вилкой + пальчиками
«Лесной ежик»
1 Бумагопластика «Тыква» 1
1Аппликация крупой
«Грибочки»
Рисование поролоном «Осеннее дерево» 1
Обрывная аппликация «Выросла репка большая-пребольшая»
1
Техника печати листьями «Падают, падают листья» 1
Пластилинография «Кленовый лист» 1
Пластилинография «Осень» 1
Ноябрь (8ч.)
Животные» Аппликация салфетками «Зайчик»
1
Рисование восковым карандашом+акварель «Золотая рыбка» 1
Рисование (Тычкование) «Цыпленок» 1
Аппликация
«Зебра» 1
Пластилинография «Клубочки для котенка» 1
Рисование пальчиками+ниткография
«Осьминожки» 1
Бумагопластика «Кудрявый барашек» 1
Бумагопластика «Милый зайчик
3 «Новогодние чудеса!» Пластилинография «Новогодние шары» 1
Аппликация салфетками «Елочка» 1
Бумагопластика «Елочка зеленая» 1
Аппликация «Шар новогодний» 1
Аппликация+ниткография «Озорная Елка» 1
Аппликация «Новогодняя гирлянда» 1
Пластилинография «Подарим звезду Елочке» 1
Пластилинография «Подарок» 1
Январь (7ч.)
4
«Зима» Рисование поролоном «Сказочный лес» 1
Рисование ватными палочками «Снежная вьюга» 1
Аппликация бумага+вата «Рукавичка» 1
Пластилинография
«Зимнее небо» 1
Аппликация (вата) «Зимушка-Зима» 1
Пластилинография «Зимнее дерево» 1
Рисование пальчиками «Любимая ватрушка» 1
Февраль (8 ч.)
5 «Все для папы» Аппликация (соль) «Снежинка из соли» 1
Бумагопластика «Рыбка» 1
Бумагопластика «Валентинка» 1
Пластилинография «Воздушные шары» 1
Пластилинография «Вертолет» 1
Рисование пальчиками+ аппликация «Подарок папе!» 1
Аппликация+ рисование ватными пальчиками «Белые кораблики» 1
Аппликация «Бинокль» 1
Март (8ч.)
6 «Весенний женский месяц!»
Бумагопластика «Цветы для бабушки» 1
Аппликация (салфетки) «Любимое мороженое мамы» 1
Аппликация (ватные диски) «Цветочек» 1
Аппликация (пшено) «Ветка Мимозы» 1
Бумагопластика «Тюльпаны» 1
Аппликация (пенопласт) «Весенние ручейки» 1
Пластилинография «Верба» 1
Аппликация (ватные диски) «Подснежники» 1
Апрель (8 ч.)
7 «Весеннее настроение!»
Пластилинография «Весеннее солнышко» 1
Рисование пальчиками «Матрешка» 1
Ниткография «Котенок» 1
Бумагопластика «Солнышко» 1
Бумагопластика «Цыпленок» 1
Бумагопластика «Солнце в тучках» 1
Аппликация (макароны) «Ландыши» 1
Рисование ватной палочкой «Одуванчики» 1
Май (8 ч.)
8
Разнообразие природы!» Рисование ладонью и пальчиками «Бабочка» 1 Бумагопластика «Стрекоза» 1
Пластилинография «Радуга» 1
Пластилинография
«Цветочек»
1 Бумагопластика «Дерево» 1
Аппликация (ватные диски) «Ромашка» 1
Пластилинография «Божья коровка» 1
Пластилинография «Улитка» 1
2.2. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение: занятия проводятся в групповой комнате, которая соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и возрастным особенностям детей 3-4 лет.
Учебная зона: укомплектована необходимым количеством мебели, соответствующим количеству детей, посещающих занятия.
Информационное обеспечение: иллюстрации; видео материалы, картинки.
Кадровое обеспечение: педагог.
2.3. Формы аттестации
Формы подведения итогов реализации программы : итоги реализации данной образовательной программы проводятся в форме выставки творческих работ.
2.4. Методические материалы.
Методические особенности реализации программы были разработаны с учетом возрастных особенностей детей.
Технологии обучения:
• Здоровьесберегающие и здоровье формирующие образовательные технологии.
• Технология развивающего обучения.
• Информационно-коммуникативные технологии.
• Игровые технологии.
• Личностно-ориентированные технологии.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Материалы:
• Набор для аппликации (цветная и белая бумага, картон, салфетки, крупы, соль, ватные диски, вата, нитки, блестки, пенопласт, клей.);
• набор для пластилинография (пластилин).
• набор для ниткографии (нитки);
• набор для бумагопластики (цветная офисная бумага)
Оборудование:
• мольберт с магнитами;
• шаблоны;
• салфетки, клеёнка на стол и баночки для воды;
• образцы готовых изделий.
Инструменты:
• стеки;
• кисточки;
• карандаши;
• краски;
• пальчиковые краски;
• втулки от бумаги;
• ватные палочки;
• вилка;
• трафареты;
• ножницы.
Наглядные пособия:
• иллюстрации;
• муляжи;
• игрушки;
• готовые образцы.
2.5. Список литературы
Для педагога
1. Давыдова, Г. Н. Пластилинография для малышей / Г. Н. Давыдова. - Москва: СПб. [и др. ] : Питер, 2012. - 936 c.
2. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Вторая младшая группа». - М. : Карапуз-Дидактика, 2008., - 208 с, 16 л. вкл., переиздание дораб. и переизд.
3. Лыкова И. А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно – эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности – М. : ИД «Цветной мир», 2015.-144 с.
4. «От салфеток до квиллинга» И. А. Черкасова, В. Ю. Руснак, М. В. Бутова, Москва, издательство «Скрипторий 2003», 2013г.
5. Сайкина Е. Г., Фирилева Ж. Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! – СПб. : Детство-Пресс, 2004.
Интернет - ресурсы
1. МААМ. RU международный образовательный портал. - URL : Пальчиковая гимнастика с карандашом. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам. ру (maam.ru). - Текст: электронный.
2. Образовательная социальная сеть nsportal.ru. - URL : Стихи для занятий с массажными мячиками | Методическая разработка (младшая группа) : | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru). – Текст: электронный
Для родителей
1. Давыдова, Г. Н. Пластилинография - 2 / Г. Н. Давыдова. - М. : Скрипторий 2003, 2015. - 452 c.
2. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Физкультурные минутки. – М. : Астрель-АСТ, Ермак, 2004.
3. Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
Интернет-ресурсы
1. МААМ. RU международный образовательный портал. - URL : Пальчиковая гимнастика с карандашом. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам. ру (maam.ru). - Текст: электронный.
2. Образовательная социальная сеть nsportal.ru. - URL : Стихи для занятий с массажными мячиками | Методическая разработка (младшая группа) : | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru). – Текст: электронный