Лучший педагог года

Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир Оригами»

Ольга Сафонова
Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир Оригами»
▼ Скачать + Заказать документы

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«ИСТОКИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ДАРОВАНИЙ ДЕТЕЙ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ. ОТ ПАЛЬЦЕВ, ОБРАЗНО ГОВОРЯ, ИДУТ ТОНЧАЙШИЕ РУЧЕЙКИ, КОТОРЫЕ ПИТАЮТ ИСТОЧНИК ТВОРЧЕСКОЙ МЫСЛИ. ДРУГИМИ СЛОВАМИ: «ЧЕМ БОЛЬШЕ МАСТЕРСТВА В ДЕТСКОЙ ЛАДОШКЕ, ТЕМ УМНЕЕ РЕБЕНОК».

СУХОМЛИНСКИЙ В. А.

1. Направленность программы.

Публикация «Дополнительная образовательная программа „Волшебный мир Оригами“» размещена в разделах

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольной образовательной организации и является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана развивать у детей умение не только репродуктивным путём осваивать приёмы техники оригами, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.

Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный мир оригами» для детей 3-7 лет имеет художественно - эстетическую направленность.

2. Новизна программы.

Заключается в том, что во время совместной деятельности применяются современные наглядные пособия по оригами – это пооперационные карты, схемы и информационно коммуникативные технологии, позволяющие повысить внимание детей, углубляет их интерес к изучаемому материалу, способствует развитию органов чувств, наблюдательности и мышления.

3. Актуальность программы

Актуальность использования оригами в образовательном процессе в первую очередь связана с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей и их речевого развития отмечают большое стимулирующее значение функции руки. В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук является одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе. Уделяя должное внимание развитию мелкой моторики и координации движений руки, можно решить сразу две задачи: во-первых, косвенным образом повлиять на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, подготовить его к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Также не стоит забывать о том, что оригами развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, и речь (речевой центр и центр, управляющий мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияют друг на друга).

Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования», где представлена в целевых ориентирах: «на этапе завершения дошкольного образования у ребенка развита мелкая и крупная моторика, он подвижен, вынослив, может контролировать свои движения и управлять ими». А целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

4. Отличительные особенности программы.

Особенностью данной программы «Волшебный мир оригами» является интеграция нескольких видов деятельности: конструирование из бумаги способом оригами, изобразительная деятельность, аппликация, драматизация, игровая деятельность.

5. Педагогическая целесообразность программы.

Принципы реализации программы

Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, пооперационные карты, схемы.

Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно.

Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Принцип индивидуально – личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка.

Предлагаемая программа построена так, чтобы дать дошкольникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей.

6. Цель программы.

Ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

7. Задачи программы. 3 год обучения:

Обучающие:

учить детей складывать базовые формы «книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «стрела», «двойной треугольник»;

формировать умение следовать устным инструкциям; пользоваться пооперационными картами и схемами;

учить делать надрезы в определенном месте; добиваться конечного результата; украшать свою поделку с помощью рисования или аппликации.

Развивающие:

развивать внимание, память, логическое мышление и пространственное воображение;

развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук;

развивать конструктивные, изобразительные, оформительские способности.

Воспитательные:

воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции.

приучать к аккуратности во время работы с клеем и тонкими видами бумаги;

воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, правильную самооценку.

8. Возраст детей.

Возраст детей: 1 год обучения – 3-4 года; 2 год обучения - 4-5 лет.

3 год обучения – 5-6 лет; 4 год обучения - 6-7 лет.

Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять 10 – 12 человек.

9. Форма детского образовательного объединения: кружок.

Режим организации занятий:

Занятия проводятся один раз в неделю, с октября по апрель, во второй половине дня.

Периодичность занятий: 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий:1 год обучения –15 мин; 2 год обучения -20 мин.

3 год обучения –25 мин; 4 год обучения -30 мин.

10. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

К концу третьего года обучения дети должны:

знать и называть геометрические фигуры;

знать основные базовые формы оригами ««книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «стрела», «двойной треугольник»;

уметь самостоятельно изготовить знакомые базовые формы;

уметь изготавливать поделки, пользуясь пооперационными картами и схемами;

уметь ориентироваться на листе бумаги, намечать линии, тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;

уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т. п.,

создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

уметь добиваться конечного результата, самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников;

владеть навыком работы с пооперационной картой.

Оценка результативности программы

В качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей посредством искусства оригами с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.

Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ детей и разнообразные конкурсы. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически.

11. Форма подведения итогов.

Создание коллективных композиций;

проведение выставок детских работ;

составление альбомов детских работ;

участие в конкурсах.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Октябрь

Занятие 1

«В некотором царстве, в Бумажном государстве»

Цель: Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в стиле оригами, продемонстрировать их. Познакомить со свойствами бумаги.

Выявить умение детей распознавать и называть геометрические фигуры. Научить делить квадрат путём складывания на разное количество равных частей: два прямоугольника, четыре треугольника или четыре квадрата.

Укреплять мелкие мышцы рук. Воспитывать аккуратность.

Литература: С. Мусиенко, Г. Бутылкина "Оригами в детском саду", страница 7-8.

Занятие 2

«Книжка»

Цель: Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами.

Учить сгибать прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны, и получать базовую форму "книжка". Закрепить навыки декоративного украшения готовой поделки.

Литература: С. В. Соколова «Оригами для дошкольников», страница 15-16.

Занятие 3

«Дом»

Цель: Продолжать учить детей мастерить поделки в стиле оригами.

Закреплять умение сгибать прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны, и получать базовую форму "книжка". Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба.

Познакомить дошкольников с одним из способов соединения деталей - склеиванием.

Литература: С. В. Соколова «Оригами для дошкольников», страница 18-19.

Занятие 4

«Ёлочка»

Цель: Познакомить с изготовлением простейших поделок в стиле оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма – «треугольник»).

Учить составлять из треугольников елочку, начиная снизу с самой большой детали. Воспитывать аккуратность в работе с клеем.

Литература: С. В. Соколова «Оригами для дошкольников», страница 16-17.

Ноябрь

Занятие 5

«Грибы»

Цель: Учить детей перегибать прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны и опускать верхние углы к линии перегиба. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность и бережное отношение к предметам и материалу (бумаге) .Помогать каждому ребенку добиваться желаемого результата, воспитывать самостоятельность.

Литература: С. В. Соколова «Оригами для дошкольников», страница 17-18.

Занятие 6

«Кошка»

Цель: Продолжать учить изготавливать фигурки, используя базовую форму «треугольник». Украшать готовые поделки аппликацией.

Воспитывать самостоятельность, усидчивость.

Литература: С. В. Соколова «Оригами для дошкольников», страница 20-21.

Занятие 7

«Собака и щенок»

Цель: Продолжать учить изготавливать фигурки в стиле оригами из двух деталей.

Закрепить приём складывания базовой формы «треугольник». Учить складыванию мамы-собаки по показу воспитателя и самостоятельному изготовлению щенка из квадрата меньшего размера.

Литература: Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка», страница 57-61.

Занятие 8

«Лягушка и бабочка»

Цель: Упражнять в умении узнавать геометрические фигуры.

Закрепить умение получать из квадрата прямоугольники, треугольники и квадраты меньшего размера.

Продолжать учить детей складывать квадрат пополам, совмещая противоположные углы, перегибать полученный треугольник. Упражнять в свободном выборе цвета бумаги при изготовлении бабочки.

Обучать приёмам декоративного украшения поделок аппликацией.

Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Литература: С. Мусиенко, Г. Бутылкина "Оригами в детском саду", страница 8-9.

Декабрь

Занятие 9

«Мышка -норушка и лиса - всему лесу краса»

Цель:

Продолжать учить изготавливать фигурки,используя базовую форму «треугольник». Украшать готовые поделки аппликацией.

Воспитывать самостоятельность, усидчивость.

Литература: С. Мусиенко, Г. Бутылкина "Оригами в детском саду",

страница 22-23.

Занятие 10

«Волчок-серый бочок»

Цель:

Закреплять умение изготавливать поделки в стиле оригами, используя знакомый приём складывания бумажных квадратов по диагонали (базовая форма – «треугольник»). Развивать глазомер.

Литература: С. Мусиенко, Г. Бутылкина "Оригами в детском саду",

страница 24.

Занятие 11

«Мишка»

Цель:

Закрепить приём складывания базовой формы «треугольник». Воспитывать самостоятельность.

Литература: С. Мусиенко, Г. Бутылкина "Оригами в детском саду",

страница 24.

Занятие 12

«Зайка - побегайка»

Цель:

Повышать интерес детей к изготовлению поделок в стиле оригами.

Познакомить детей с новой базовой формой - «воздушный змей».

Литература: С. Мусиенко, Г. Бутылкина "Оригами в детском саду", страница23.

Январь

Занятие 13

«Снежинки»

Цель: Закреплять приём складывания базовой формы «воздушный змей». На основе этой формы учить делать снежинку, соединяя детали попарно. Воспитывать самостоятельность.

Литература: С. В. Соколова «Оригами для дошкольников», страница 54.

Занятие 14

«Ветка рябины»

Цель: Познакомить с изготовлением базовой формы «стрела». Продолжать учить мастерить поделки.

Воспитывать умение работать в коллективе.

Расширять словарный запас, развивать объяснительную речь.

Литература: С. Мусиенко, Г. Бутылкина "Оригами в детском саду", страница 15.

Занятие 15

«Гном»

Цель: Продолжать учить делать бумажные фигурки из двух деталей.

Учить чётко выполнять инструкции педагога.

Совершенствовать умения детей работать в мини-группе, добиваясь достижения цели, согласуя свои действия с действиями товарищей.

Литература: С. Мусиенко, Г. Бутылкина "Оригами в детском саду", страница 15.

Занятие 16

«Дед Мороз»

Цель:

Закрепить умение детей делать фигурки в стиле оригами.

Совершенствовать навыки работы с ножницами.

Воспитывать самостоятельность, усидчивость.

Литература: С. Мусиенко, Г. Бутылкина "Оригами в детском саду", страница 18.

Февраль

Занятие 17

«Ёлочка»

Цель: Продолжать учить детей делать фигурки в стиле оригами.

Познакомить с новой базовой формой «двойной треугольник».

Продолжать знакомить с историей искусства оригами.

Создать хорошее настроение при воспоминании о новогоднем празднике.

Развивать мелкую моторику рук.

Литература: С. Мусиенко, Г. Бутылкина "Оригами в детском саду", страница 16.

Занятие 18

«Рыбки»

Цель: Закрепить умение складывать базовую форму «двойной треугольник».

Учить складывать рыбку из бумаги.

Закреплять навыки работы с ножницами (вырезая хвост и плавники). Развивать художественный вкус, украшая подделку аппликацией.

Познакомить с новым стихотворением Горбовского «Красивые рыбки».

Литература: Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка», страница 90-92.

Занятие 19

«Бабочки»

Цель: Учить отгадывать загадки.

Закрепить умение складывать базовую форму «двойной треугольник». На её основе складывать бабочку и украшать её аппликацией. Совершенствовать работу с ножницами (вырезая крылья). Упражнять в свободном выборе цвета.

Литература: Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка», страница 97-101.

Занятие 20

«Прыгающие лягушки»

Цель: Повышать интерес детей к работе с бумагой через игру.

Продолжать учить мастерить игрушки в стиле оригами на основе базовой формы «двойной треугольник».

Развивать воображение, воспитывать аккуратность, усидчивость.

Литература: С. Мусиенко, Г. Бутылкина "Оригами в детском саду", страница 79.

Март

Занятие 21

«Сказочная птица»

Цель: Предложить детям изготовить птицу, используя базовую форму «воздушный змей».

Познакомить с новым приёмом оригами «вогнуть внутрь». Совершенствовать навыки работы с ножницами.

Развивать глазомер.

Прочитать стихотворение К. Кубилинскас «Самая лучшая».

Литература: Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка», страница 75-77.

Занятие 22

«Сова»

Цель: Познакомить детей с японской сказкой «Самый красивый наряд на свете».

Закреплять умение детей мастерить поделки на основе базовой формы «воздушный змей».

Воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность.

Литература: Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка», страница 78-81.

Занятие 23

«Ворона»

Цель: Прочитать рассказ В. Бианки «Молодая ворона».

Закреплять умение детей мастерить поделки, используя уже известную им базовую форму «воздушный змей».

Закреплять новый приём –«вогнуть внутрь».

Литература: Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка», страница 82-85.

Занятие 24

Викторина «Что? Где? Когда?»

Цель: Закрепить и уточнить знания детей об изготовлении поделок в стиле оригами. Повышать интерес детей к работе с бумагой через игру. Развивать мышление, сообразительность.

Литература: С. Мусиенко, Г. Бутылкина "Оригами в детском саду", страница 81.

Апрель

Занятие 25

«Цветы»

Цель: Учить детей изготовлению цветов в стиле оригами. Помочь каждому ребёнку добиться желаемого для него результата. Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Литература: С. Мусиенко, Г. Бутылкина "Оригами в детском саду", страница 85.

Занятие 26

«Хризантемы»

Продолжать знакомить детей с японской историей.

Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в стиле оригами.

Продолжать учить работать в коллективе.

Воспитывать художественный вкус, любовь и бережное отношение к природе.

Литература: С. Мусиенко, Г. Бутылкина "Оригами в детском саду", страница 86.

Занятие 27

«Кукла»

Цель: Познакомить детей с одним специфическим приёмом оригами: «раскрыть, расплющить карман».

Закреплять умение складывать из бумаги детали круглой формы.

Литература: С. В. Соколова «Оригами для дошкольников», страница 28-29.

Занятие 28

«Моя любимая игрушка»

Цель:Предоставить детям возможность проявить инициативу и самостоятельность.

Помочь каждому ребёнку добиться желаемого результата.

Совершенствовать умение мастерить поделки в стиле оригами, используя знакомые приёмы и базовые формы.

Литература: С. Мусиенко, Г. Бутылкина "Оригами в детском саду", страница 93.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.

Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, умения, навыки по изучаемым темам.

Общий план занятий

Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете складывания.

Подготовка к занятию (установка на работу).

Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):

повторение названия базовой формы;

повторение действий прошлого занятия;

Введение в новую тему:

загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т. п.);

показ образца;

рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);

Практическая часть:

показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, пооперационной карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);

самостоятельное изготовление детьми изделия по пооперационной карте, схеме;

оформление игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;

анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, творчество, оригинальность).

2. Приемы и методы организации.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (беседа, рассказ, сказка, объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок)

• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

• практический (самостоятельное и совместное выполнение поделки)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

• групповой – организация работы в группах.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Условия реализации программы:

Систематическое проведение занятий в групповой форме.

Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.

Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

Сотрудничество педагога с семьей.

3. Дидактический материал.

- Литература (книги, журналы, брошюры, художественные альбомы по оригами);

- пошаговые схемы поделок оригами, пооперационные карты, альбомы демонстраций,

- картинки, готовые образцы, образцы базовых форм оригами;

- иллюстрации и картинки (по всем темам программы);

- физминутки.

4. Техническое оснащение занятий.

- магнитная доска, магниты

- мебель (столы, стулья)

- раздаточный материал:

цветная бумага или картон для фона, заготовки из цветной бумаги квадратной формы,

клей, кисти, салфетки, клеенка, карандаши, фломастеры.

Список литературы

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)

Мусиенко, С. И. Оригами в детском саду: пособие для воспитателей дет. сада/ С. И. Мусиенко, Г. В. Бутылкина. –М. :Обруч, 2010.–96 с.

Соколова, С. В. Оригами для самых маленьких: методическое пособие для воспитателей ДОУ / С. В. Соколова. – СПб. : Детство-Пресс, 2008.–64 с.

Соколова, С. В. Оригами для дошкольников: методическое пособие для воспитателей ДОУ / С. В. Соколова. – СПб. : Детство-Пресс, 2002.–64 с.

Тарабарина, Т. И. Оригами и развитие ребенка: популярное пособие для родителей и педагогов / Т. И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития, 1997.–224 с.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью»Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Образовательная программа дополнительного образования детей разработана в соответствии.

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 4-характеристика воспитанников 1.1.3. Значимые характеристики особенностей развития воспитанников старшего дошкольного возраста Социальная ситуация развития. На этапе.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 5. Планируемые результаты 1.2. Планируемые результаты освоения Программы Объясняет экологические зависимости; устанавливает причинно-следственные связи.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 6-содержательный раздел II. Содержательный раздел 2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка Согласно «Концепции экологического.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (продолжение) Часть 15. 2.3. Особенности образовательной деятельности Система занятий в рамках программы построена следующим образом: по каждой теме.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 1. Пояснительная записка I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Кружок «Зернышко» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир Оригами»
Опубликовано: 15 октября 2020 в 17:53
+46Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир Оригами»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Сафонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД