елена махмудова
Дополнительная образовательная программа психолого-педагогической направленности по профилактике девиантного поведения детей
▼ Скачать + Заказать документы
Принята на
педагогическом совете
ГБОУ «Центр «Рука в руке»
Протокол № от28.08.2020 г.
Приказ № от28.08.2020 г.
Утверждаю:
Директор ГБОУ
Центр «Рука в руке»
___И. А. Анисимова
«28» 08. 2020г___
Дополнительная образовательная программа психолого - педагогической направленности по профилактике девиантного поведения детей и подростков
«Ты не один».
Публикация «Дополнительная образовательная программа психолого-педагогической направленности по профилактике девиантного поведения детей» размещена в разделах
- Девиантное поведение
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Темочки
Педагог – психолог :
Махмудова Е. Г.
п. Затеречный 2020г
Содержание
1. Пояснительная записка --- 3
2. Диагностический инструментарий по изучению социально-психологического состояния личности подростка с формами девиантного поведения ---6
3. Основные направления программы коррекции девиантного поведения подростков ---13
4. Список литературы ---29
Пояснительная записка
Напряжённая, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчуждённость, повышенная тревожность, духовная опустошённость детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребёнка из детства во взрослое состояние – в подростковом возрасте, который как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Причём проблема девиации подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес исследователей.
Согласно научным исследованиям, одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка, ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Подростковый период онтогенеза – это остропротекающий переход от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития.
С одной стороны, подростковый возраст отличается массой положительных факторов – возрастает самостоятельность ребёнка, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, родителям и другим людям.
С другой же стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления подростка, дисгармоничность в строении личности, свёртывание прежде установившейся системы интересов, протекающий характер поведения по отношению к взрослым.
Всё это происходит на фоне изменения эмоционально-волевой сферы. У подростка проявляется эмоционально выраженное стремление познания окружающей действительности, стремление к общению со сверстниками, потребность в дружбе на основе общих интересов и увлечений, а так же формируются умения самообладания, самоуправления своими мыслями и поступками, развиваются настойчивость, упорство, выдержка, терпение, выносливость и другие волевые качества. Но при этом не стоит забывать, что подросток – это личность, находящаяся на особой стадии формирования её важнейших черт и качеств. Личность ещё не достаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил.
При этом нельзя не учитывать, что подростковый возраст – это, прежде всего, стремление к успеху. Поэтому, непонимание окружающих, непризнание воспринимаются как личная неудача, которая приводит к проявлению форм девиантного поведения.
Общее правило гласит, что чем раньше взрослые, окружающие подростков, вмешаются и примут меры, тем меньше подростков поднимется на следующую ступень. Поэтому существующие технологии работы с девиантными подростками в России и за рубежом направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социально-психологический контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными делами; во-вторых, направление социальной активности подростка в общественно одобряемое либо нейтральное русло; в-третьих, создание специальных служб социальной и психологической помощи подросткам с девиантными формами поведения.
Целевая группа:
Целевая группа – подростки 10 чел. (11-15 лет, находящихся в социально – опасном положении.
Объект работы – психолого-педагогическое сопровождение учащихся с девиантным поведением.
Предмет работы – психолого-педагогические условия развития и коррекции учащихся с девиантным поведением.
Принципы реализации программы :
Принцип системности и последовательности. Он позволяет содержание и организационные моменты программы реализовывать по этапам и в их последовательной взаимосвязи, а также в системе отношений администрации и педагогического коллектива школы, социального педагога, педагога-психолога, логопеда, медицинских работников и других специалистов.
Принцип учета индивидуальных особенностей личности. Этот принцип ложиться в основу работы с учащимися, имеющими девиантное поведение, где учитываются их индивидуальные особенности личности, интеллектуальный потенциал, условия семейного воспитания, социальный опыт для разработки содержания и организации психопрофилактической и коррекционно-развивающей деятельности с ними.
Принцип учета возрастных особенностей. Он обеспечивает в программе учет особенностей развития учащихся в соответствии с их возрастным этапом и актуальной возрасту - социальной ситуацией развития.
Принцип деятельности. Этот принцип позволяет учесть ведущий вид деятельности учащихся с девиантным поведением при разработке и реализации содержания и организационного аспекта программы.
Принцип развития. Этот принцип говорит о том, что реализация программы должна дать направлена на позитивное развитие школьников с девиантным поведением, их социальную адаптацию.
Принцип связи с жизнью. Данный принцип в программе помогает установить причины девиантного поведения детей, которые имеют чаще всего своим источником реальную жизнь, подобрать материал для профилактики и коррекции отклонений в поведении и психике учащихся, чтобы он был интересным и близким к их жизни.
Принцип гуманности. Он позволяет в ходе реализации программы строить гуманное отношение с девиантными детьми и учить их проявлять это отношение с другими.
Принцип соотнесения внешнего и внутреннего. Данный принцип разработан С. Л. Рубинштейном, который означает внешнюю обусловленность всех личностных образований человека. В программе он реализуется в создании условий образовательной среды, которая будет оказывать корректирующее воздействие на девиантные признаки поведения школьников.
Продолжительность и структура занятия:
Программа рассчитана на десять занятий по одному часа (общая продолжительность десять часов). Каждое занятие состоит из трех частей:
1. Вводная часть (разминка);
2. Основная часть (рабочая);
3. Завершение.
Вводная часть и завершение обычно занимаются примерно по четверти всего времени занятия. Около половины времени чаще всего уделено собственно работе.
Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с девиантным поведением состоит из комплекса социально-психологических упражнений, в которых применяются методы игровой терапии, групповой терапии, поведенческой терапии, эффективного взаимодействия, релаксации, психотехнические приемы регулирования эмоционального состояния, когнитивной психотерапии, игр.
Необходимый материал: терминология основных понятий девиантного поведения, рекомендации и памятка по выявлению подростков группы риска
Ожидаемые результаты работы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с девиантным поведением :
1. Преодолеть трудности в социальной адаптации подростков оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
2. Снизить влияние различных страхов, стрессов, депрессии, проявление агрессии, эмоционального неблагополучия;
3. Развить эмоционально-волевую сферу подростков оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
4. Предложенная программа психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с девиантным поведением направленных на оптимизацию субъективного качества жизни, формирование ценностных ориентаций, позволяет создать условия, способствующие личностному становлению подростков оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Работая с детьми с девиантным поведением, необходимо помнить:
- отсутствие внимания и заботы по отношению к ребёнку, низкая самооценка ученика - основные корни всех его бед;
- основные способы воздействия на таких детей заключаются в проявлении к ним неподдельного интереса, оказании поддержки, в доброжелательном отношении;
- наиболее результативное воздействие на учащихся оказывается в игре;
- большое внимание следует уделять профилактической работе, так как любую болезнь легче предотвратить, нежели вылечить;
- необходимо активно сотрудничать с семьёй ученика и всем педагогическим коллективом.
1. Диагностический инструментарий (входящая).
по изучению социально-психологического состояния личности подростка
с формами девиантного поведения
Цель комплексной диагностики – изучение социально-психологического состояния личности подростка с формами девиантного поведения. Комплексное психологическое обследование подростков проводилось с применением психологических методик, представленных в таблице 1.
Таблица 1 – Диагностический инструментарий (Входящая).
№ п/п Название методики Цель методики Методическое сопровождение
1 Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса Изучение уровня и характера тревожности у подростков девиантного поведения, связанного с различными формами его включения в жизнь Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога [Текст] : учеб.
Пособие: В 2 кн. / Е. И. Рогов – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002 – кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с. : ил. (С. 133).
2. Методика Басса-Дарки Определить типичные для девиантных подростков формы агрессивного поведения Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст] : Учеб. Пособие / Л. Семенюк. – 2-е изд. - М. : Московский психолого-социальный институт : Флинта, 2003 .- 96 с. (С. 26)
3. Методика «Склонность
к риску» Получить информацию о склонности подростка девиантного поведения к риску Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст] : учеб. Пособие / Л. М. Семенюк. – 2-е изд. - М. : Московский психолого-социальный институт : Флинта, 2003 .- 96 с. (С. 34)
4. Методика определений акцентуаций характера
К. Леонгарда Определить псих тип личности подростка с девиантным поведением Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тексты [Текст] : учебное пособие / Д. Я. Райгородский. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998. – 672 с. (С. 274)
1. Методика «Уровень тревожности» с помощью теста школьной тревожности Филипса. Данная методика позволяет изучить уровень и характер тревожности по восьми факторам.
Общая тревожность в школе.
Переживание социального стресса.
Фрустрация потребностей в достижении успеха.
Страх самовыражения.
Страх ситуации проверки знаний.
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих.
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.
Проблемы и страхи в отношениях с учителями.
2. Методика Басса-Дарки позволяет определить формы агрессивного поведения у подростков с формами девиантного поведения :
физическая агрессия (нападение);
косвенная агрессия (взрывы ярости под влиянием алкоголя);
раздражение (при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости);
негативизм (нарастание от пассивного сопротивления до активной борьбы);
обида (ненависть к окружающим);
подозрительность (недоверие и осторожность);
вербальная агрессия (ссора, крик, визг, угрозы, ругань);
угрызение совести и чувства вины (выражается степень убеждения, что он является плохим человеком).
Применяя данную методику, можно зримо убедиться в том, что у подростков агрессия имеет различные качественные и количественные характеристики. Вместе с тем, эта методика позволяет получить данные о готовности подростков действовать в определённом направлении.
Кроме того, результаты применения данной методики позволяют сделать некоторые выводы о содержании мотивационной сферы у подростков с формами девиантного поведения, так как выбор способов поведения из числа привычных для субъекта форм реагирования связан с реально действующими маслообразующими мотивами.
3. Тест «Склонность к риску». Для получения достоверных данных об агрессии и агрессивности в процессе работы необходимо применять специальный тест склонность к риску, построенный К. Левитиным в форме личностного опросника. Данный тест несёт определённую информацию о склонности подростков к риску.
Преимуществом данного теста является его простота, возможность проведения без бланков. Эта методика является модификацией широко распространё нного вопросника для изучения принятых рискованных решений и строится по типу проективных тестов: подростку предлагается набор гипотетических жизненных ситуаций, в которых он должен идентифицировать себя с одним из персонажей и принять решение о рискованном (или наоборот, осторожном) поведении.
4. Методика определений акцентуаций характера К. Леонгарда позволяет выделить и охарактеризовать доминирующие признаки акцентуации у подростков с формами девиантного поведения, а также даёт возможность определить один из псих типов личности подростка:
гипертимы;
застревающие, ригидные;
эмотивные, лабильные;
педантичные;
тревожные;
циклоидные;
демонстративные;
неуравновешенные, возбудимые;
дистимичные;
экзальтированные
Тематический план программы (занятий).
Темы занятий Комплексные умения, подлежащие формированию Содержание занятий Кол. часов
Занятие №1
«Знакомство» - формирование положительной установки на занятие;
- развитие рефлексии, навыков самопознания Смешное приветствие.
Космическая скорость.
Наши правила.
Интервью.
1,5 минуты.
Рисунок моего настроения.
Ритуал прощания «Чихалка» 1
Занятие №2
«Создание групповой сплоченности» - создание атмосферы доверия;
- формирование навыков работы в малой группе;
- развитие навыков конструктивного взаимодействия Смешное приветствие.
Пожмите друг другу руки.
Путаница.
Круг м я.
Дерево.
Ритуал прощания «Чихалка» 1
Занятие №3
«Совершенствование эмоционально-волевой сферы»
Занятие №4
«Совершенствование эмоционально-волевой сферы» - снижение уровня тревожности, выплесков агрессии;
- нарабатывание способности контроля эмоционального состояния Смешное приветствие.
Птицы и птицелов.
Сильные стороны.
Слабые стороны.
Планета чувств.
Смешное приветствие.
Бесполезное упражнение (усиление воли).
Мусорное ведро.
Ритуал прощания «Чихалка» 1
1
Занятие №5
«Управление негативными эмоциями» - развитие умения осознавать свое эмоциональное состояние;
- формирование позитивного мышления Смешное приветствие.
Я злюсь когда…
Снежки.
Завтра.
Ритуал прощания «Чихалка» 1
Занятие №6
«Копинг-стратегии и их роль в преодолении стресса» - формирование эффективных стратегий совладеющего поведения Смешное приветствие.
Место личной силы.
Пятерка.
Радость.
Ритуал прощания «Чихалка» 1
Занятие №7
«Способы совладения с эмоциями»
- знакомство с возможностями своего тела (Саморегуляция) Смешное приветствие. Устойчивость.
Настроение.
Ритуал прощания «Чихалка» теле. 1
Занятие №8
«Способы совладения с эмоциями» (Прод.)
- знакомство с возможностями своего тела (Саморегуляция) Смешное приветствие.
Чемпион борьбы на пальцах.
Эмоции в моем «Толкалки».
Напиши вопрос.
Ритуал прощания «Чихалка» 1
Занятие №9
«Ресурсы стрессоустойчивости»
- актуализировать направленное осознание, имеющихся у каждого участника личностных ресурсов, способствующих.
Смешное приветствие.
Колечко.
Погружение в игровую ситуацию.
Танец жизни.
Ритуал прощания «Чихалка» 1
Занятие №10 Заключительное занятие
«Ресурсы стрессоустойчивости»
(Прод.) формированию высокоэффективного поведения в жизненных трудностях Смешное приветствие.
Сон героя.
Рисунок кризисов и счастливых жизненных ситуаций.
Ритуал прощания «Мне нравится в тебе»
1
10 10
Таблица 2 – (исходящая). Диагностический инструментарий
№ п/п Название методики Цель методики Методическое сопровождение
1 Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса Изучение уровня и характера тревожности у подростков девиантного поведения, связанного с различными формами его включения в жизнь Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога [Текст] : учеб.
Пособие: В 2 кн. / Е. И. Рогов – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002 – кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с. : ил. (С. 133).
2 Методика Басса-Дарки Определить типичные для девиантных подростков формы агрессивного поведения Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст] : учеб. Пособие / Л. Семенюк. – 2-е изд. - М. : Московский психолого-социальный институт : Флинта, 2003 .- 96 с. (С. 26)
3 Методика «Склонность
к риску» Получить информацию о склонности подростка девиантного поведения к риску Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст] : учеб. Пособие / Л. Семенюк. – 2-е изд. - М. : Московский психолого-социальный институт : Флинта, 2003 .- 96 с. (С. 34)
4 Методика определений акцентуаций характера
К. Леонгарда Определить психотип личности подростка с девиантным поведением Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тексты [Текст] : учебное пособие / Д. Я. Райгородский. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998. – 672 с. (С. 274)
Литература
1. Агрессия у детей и подростков. Учебное пособие/под ред. Н. М. Платоновой//СПб. : Речь, 2005г. -322с.
2. Битянова М. Р. Работа с ребенком в образовательной среде : решение задач и проблемы развития – М. : МГППУ, 20О6г. -76с.
3. Блынская Л. Социальная реабилитация детей и подростков в трудовой деятельности//Социальная педагогика, 2003г. № 1-258с.
4. Высоцкая Н. В., Толстоухова Н. С., Фалькович Т. А. «Подростки 21 века психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях» М. : ВАКО 2007г. -238с.
5. Змановская Е. В. Девиантология : (Психология отклоняющего поведения) : - М. : «Академия», 2003г. -228с.
6. Дубровина И. В. Психологическая служба школы – М. : МПА, 1995г. -222с.
7. Игумнов С. А. Клиническая психотерапия и психологическая коррекция в детском и подростковом возрасте//Сборник научных трудов – М. : Издательство Московского НИИ психиатрии МЗ РФ, 1994г. -158с.
8. Лоренц К. Психология ярости – М. : 1999г. -211с.
9. Лях В. П. Девиантное поведение – Тула : ТулГУ, 2003г. -182с.
10. Овчарова Р. В. Практическая психология образования – М. : «Академия», 2005г. -448с.
11. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования – М. : ТЦ СФЕРА, 2000г. -449с.
12. Овчарова Р. В. Методика работы школьного психолога с детьми и подростками группы риска – Курган, 2002г. -182с.
13. Практика психология образования/под редакцией Дубровиной И. В. – М. : ТЦ «Сфера», 1997г. -528с.
14. Пахальян В. Э. Каким должен или может быть психолог, работающий в системе образования//Вопросы психологии, 2002г. №6 158с.
15. Реан А. А. Психология подростка. Учебник. СПб: Прайм-евро-знак, 2003г. - 324с.
16. Рабочая книга школьного психолога/под редакцией Дубровиной И. В. – СП. : 1998г. -298с.
17. Теория и практика психологической службы в образовании. Втрое издание, доп. / автор-составитель: Белобрыкина О. А. Новосибирск: Издательство НГПУ, 2005г. -508с. (Интернет ресурсы).