Лучший педагог года

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогической направленности по профилактике девиантного поведения детей

елена махмудова
Дополнительная образовательная программа психолого-педагогической направленности по профилактике девиантного поведения детей
▼ Скачать + Заказать документы

Принята на

педагогическом совете

ГБОУ «Центр «Рука в руке»

Протокол № от28.08.2020 г.

Приказ № от28.08.2020 г.

Утверждаю:

Директор ГБОУ

Центр «Рука в руке»

___И. А. Анисимова

«28» 08. 2020г___

Дополнительная образовательная программа психолого - педагогической направленности по профилактике девиантного поведения детей и подростков

«Ты не один».

Публикация «Дополнительная образовательная программа психолого-педагогической направленности по профилактике девиантного поведения детей» размещена в разделах

Педагог – психолог :

Махмудова Е. Г.

п. Затеречный 2020г

Содержание

1. Пояснительная записка --- 3

2. Диагностический инструментарий по изучению социально-психологического состояния личности подростка с формами девиантного поведения ---6

3. Основные направления программы коррекции девиантного поведения подростков ---13

4. Список литературы ---29

Пояснительная записка

Напряжённая, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчуждённость, повышенная тревожность, духовная опустошённость детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребёнка из детства во взрослое состояние – в подростковом возрасте, который как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Причём проблема девиации подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес исследователей.

Согласно научным исследованиям, одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка, ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Подростковый период онтогенеза – это остропротекающий переход от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития.

С одной стороны, подростковый возраст отличается массой положительных факторов – возрастает самостоятельность ребёнка, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, родителям и другим людям.

С другой же стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления подростка, дисгармоничность в строении личности, свёртывание прежде установившейся системы интересов, протекающий характер поведения по отношению к взрослым.

Всё это происходит на фоне изменения эмоционально-волевой сферы. У подростка проявляется эмоционально выраженное стремление познания окружающей действительности, стремление к общению со сверстниками, потребность в дружбе на основе общих интересов и увлечений, а так же формируются умения самообладания, самоуправления своими мыслями и поступками, развиваются настойчивость, упорство, выдержка, терпение, выносливость и другие волевые качества. Но при этом не стоит забывать, что подросток – это личность, находящаяся на особой стадии формирования её важнейших черт и качеств. Личность ещё не достаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил.

При этом нельзя не учитывать, что подростковый возраст – это, прежде всего, стремление к успеху. Поэтому, непонимание окружающих, непризнание воспринимаются как личная неудача, которая приводит к проявлению форм девиантного поведения.

Общее правило гласит, что чем раньше взрослые, окружающие подростков, вмешаются и примут меры, тем меньше подростков поднимется на следующую ступень. Поэтому существующие технологии работы с девиантными подростками в России и за рубежом направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социально-психологический контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными делами; во-вторых, направление социальной активности подростка в общественно одобряемое либо нейтральное русло; в-третьих, создание специальных служб социальной и психологической помощи подросткам с девиантными формами поведения.

Целевая группа:

Целевая группа – подростки 10 чел. (11-15 лет, находящихся в социально – опасном положении.

Объект работы – психолого-педагогическое сопровождение учащихся с девиантным поведением.

Предмет работы – психолого-педагогические условия развития и коррекции учащихся с девиантным поведением.

Принципы реализации программы :

Принцип системности и последовательности. Он позволяет содержание и организационные моменты программы реализовывать по этапам и в их последовательной взаимосвязи, а также в системе отношений администрации и педагогического коллектива школы, социального педагога, педагога-психолога, логопеда, медицинских работников и других специалистов.

Принцип учета индивидуальных особенностей личности. Этот принцип ложиться в основу работы с учащимися, имеющими девиантное поведение, где учитываются их индивидуальные особенности личности, интеллектуальный потенциал, условия семейного воспитания, социальный опыт для разработки содержания и организации психопрофилактической и коррекционно-развивающей деятельности с ними.

Принцип учета возрастных особенностей. Он обеспечивает в программе учет особенностей развития учащихся в соответствии с их возрастным этапом и актуальной возрасту - социальной ситуацией развития.

Принцип деятельности. Этот принцип позволяет учесть ведущий вид деятельности учащихся с девиантным поведением при разработке и реализации содержания и организационного аспекта программы.

Принцип развития. Этот принцип говорит о том, что реализация программы должна дать направлена на позитивное развитие школьников с девиантным поведением, их социальную адаптацию.

Принцип связи с жизнью. Данный принцип в программе помогает установить причины девиантного поведения детей, которые имеют чаще всего своим источником реальную жизнь, подобрать материал для профилактики и коррекции отклонений в поведении и психике учащихся, чтобы он был интересным и близким к их жизни.

Принцип гуманности. Он позволяет в ходе реализации программы строить гуманное отношение с девиантными детьми и учить их проявлять это отношение с другими.

Принцип соотнесения внешнего и внутреннего. Данный принцип разработан С. Л. Рубинштейном, который означает внешнюю обусловленность всех личностных образований человека. В программе он реализуется в создании условий образовательной среды, которая будет оказывать корректирующее воздействие на девиантные признаки поведения школьников.

Продолжительность и структура занятия:

Программа рассчитана на десять занятий по одному часа (общая продолжительность десять часов). Каждое занятие состоит из трех частей:

1. Вводная часть (разминка);

2. Основная часть (рабочая);

3. Завершение.

Вводная часть и завершение обычно занимаются примерно по четверти всего времени занятия. Около половины времени чаще всего уделено собственно работе.

Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с девиантным поведением состоит из комплекса социально-психологических упражнений, в которых применяются методы игровой терапии, групповой терапии, поведенческой терапии, эффективного взаимодействия, релаксации, психотехнические приемы регулирования эмоционального состояния, когнитивной психотерапии, игр.

Необходимый материал: терминология основных понятий девиантного поведения, рекомендации и памятка по выявлению подростков группы риска

Ожидаемые результаты работы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с девиантным поведением :

1. Преодолеть трудности в социальной адаптации подростков оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

2. Снизить влияние различных страхов, стрессов, депрессии, проявление агрессии, эмоционального неблагополучия;

3. Развить эмоционально-волевую сферу подростков оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

4. Предложенная программа психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с девиантным поведением направленных на оптимизацию субъективного качества жизни, формирование ценностных ориентаций, позволяет создать условия, способствующие личностному становлению подростков оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Работая с детьми с девиантным поведением, необходимо помнить:

- отсутствие внимания и заботы по отношению к ребёнку, низкая самооценка ученика - основные корни всех его бед;

- основные способы воздействия на таких детей заключаются в проявлении к ним неподдельного интереса, оказании поддержки, в доброжелательном отношении;

- наиболее результативное воздействие на учащихся оказывается в игре;

- большое внимание следует уделять профилактической работе, так как любую болезнь легче предотвратить, нежели вылечить;

- необходимо активно сотрудничать с семьёй ученика и всем педагогическим коллективом.

1. Диагностический инструментарий (входящая).

по изучению социально-психологического состояния личности подростка

с формами девиантного поведения

Цель комплексной диагностики – изучение социально-психологического состояния личности подростка с формами девиантного поведения. Комплексное психологическое обследование подростков проводилось с применением психологических методик, представленных в таблице 1.

Таблица 1 – Диагностический инструментарий (Входящая).

№ п/п Название методики Цель методики Методическое сопровождение

1 Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса Изучение уровня и характера тревожности у подростков девиантного поведения, связанного с различными формами его включения в жизнь Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога [Текст] : учеб.

Пособие: В 2 кн. / Е. И. Рогов – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002 – кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с. : ил. (С. 133).

2. Методика Басса-Дарки Определить типичные для девиантных подростков формы агрессивного поведения Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст] : Учеб. Пособие / Л. Семенюк. – 2-е изд. - М. : Московский психолого-социальный институт : Флинта, 2003 .- 96 с. (С. 26)

3. Методика «Склонность

к риску» Получить информацию о склонности подростка девиантного поведения к риску Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст] : учеб. Пособие / Л. М. Семенюк. – 2-е изд. - М. : Московский психолого-социальный институт : Флинта, 2003 .- 96 с. (С. 34)

4. Методика определений акцентуаций характера

К. Леонгарда Определить псих тип личности подростка с девиантным поведением Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тексты [Текст] : учебное пособие / Д. Я. Райгородский. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998. – 672 с. (С. 274)

1. Методика «Уровень тревожности» с помощью теста школьной тревожности Филипса. Данная методика позволяет изучить уровень и характер тревожности по восьми факторам.

Общая тревожность в школе.

Переживание социального стресса.

Фрустрация потребностей в достижении успеха.

Страх самовыражения.

Страх ситуации проверки знаний.

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.

Проблемы и страхи в отношениях с учителями.

2. Методика Басса-Дарки позволяет определить формы агрессивного поведения у подростков с формами девиантного поведения :

физическая агрессия (нападение);

косвенная агрессия (взрывы ярости под влиянием алкоголя);

раздражение (при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости);

негативизм (нарастание от пассивного сопротивления до активной борьбы);

обида (ненависть к окружающим);

подозрительность (недоверие и осторожность);

вербальная агрессия (ссора, крик, визг, угрозы, ругань);

угрызение совести и чувства вины (выражается степень убеждения, что он является плохим человеком).

Применяя данную методику, можно зримо убедиться в том, что у подростков агрессия имеет различные качественные и количественные характеристики. Вместе с тем, эта методика позволяет получить данные о готовности подростков действовать в определённом направлении.

Кроме того, результаты применения данной методики позволяют сделать некоторые выводы о содержании мотивационной сферы у подростков с формами девиантного поведения, так как выбор способов поведения из числа привычных для субъекта форм реагирования связан с реально действующими маслообразующими мотивами.

3. Тест «Склонность к риску». Для получения достоверных данных об агрессии и агрессивности в процессе работы необходимо применять специальный тест склонность к риску, построенный К. Левитиным в форме личностного опросника. Данный тест несёт определённую информацию о склонности подростков к риску.

Преимуществом данного теста является его простота, возможность проведения без бланков. Эта методика является модификацией широко распространё нного вопросника для изучения принятых рискованных решений и строится по типу проективных тестов: подростку предлагается набор гипотетических жизненных ситуаций, в которых он должен идентифицировать себя с одним из персонажей и принять решение о рискованном (или наоборот, осторожном) поведении.

4. Методика определений акцентуаций характера К. Леонгарда позволяет выделить и охарактеризовать доминирующие признаки акцентуации у подростков с формами девиантного поведения, а также даёт возможность определить один из псих типов личности подростка:

гипертимы;

застревающие, ригидные;

эмотивные, лабильные;

педантичные;

тревожные;

циклоидные;

демонстративные;

неуравновешенные, возбудимые;

дистимичные;

экзальтированные

Тематический план программы (занятий).

Темы занятий Комплексные умения, подлежащие формированию Содержание занятий Кол. часов

Занятие №1

«Знакомство» - формирование положительной установки на занятие;

- развитие рефлексии, навыков самопознания Смешное приветствие.

Космическая скорость.

Наши правила.

Интервью.

1,5 минуты.

Рисунок моего настроения.

Ритуал прощания «Чихалка» 1

Занятие №2

«Создание групповой сплоченности» - создание атмосферы доверия;

- формирование навыков работы в малой группе;

- развитие навыков конструктивного взаимодействия Смешное приветствие.

Пожмите друг другу руки.

Путаница.

Круг м я.

Дерево.

Ритуал прощания «Чихалка» 1

Занятие №3

«Совершенствование эмоционально-волевой сферы»

Занятие №4

«Совершенствование эмоционально-волевой сферы» - снижение уровня тревожности, выплесков агрессии;

- нарабатывание способности контроля эмоционального состояния Смешное приветствие.

Птицы и птицелов.

Сильные стороны.

Слабые стороны.

Планета чувств.

Смешное приветствие.

Бесполезное упражнение (усиление воли).

Мусорное ведро.

Ритуал прощания «Чихалка» 1

1

Занятие №5

«Управление негативными эмоциями» - развитие умения осознавать свое эмоциональное состояние;

- формирование позитивного мышления Смешное приветствие.

Я злюсь когда…

Снежки.

Завтра.

Ритуал прощания «Чихалка» 1

Занятие №6

«Копинг-стратегии и их роль в преодолении стресса» - формирование эффективных стратегий совладеющего поведения Смешное приветствие.

Место личной силы.

Пятерка.

Радость.

Ритуал прощания «Чихалка» 1

Занятие №7

«Способы совладения с эмоциями»

- знакомство с возможностями своего тела (Саморегуляция) Смешное приветствие. Устойчивость.

Настроение.

Ритуал прощания «Чихалка» теле. 1

Занятие №8

«Способы совладения с эмоциями» (Прод.)

- знакомство с возможностями своего тела (Саморегуляция) Смешное приветствие.

Чемпион борьбы на пальцах.

Эмоции в моем «Толкалки».

Напиши вопрос.

Ритуал прощания «Чихалка» 1

Занятие №9

«Ресурсы стрессоустойчивости»

- актуализировать направленное осознание, имеющихся у каждого участника личностных ресурсов, способствующих.

Смешное приветствие.

Колечко.

Погружение в игровую ситуацию.

Танец жизни.

Ритуал прощания «Чихалка» 1

Занятие №10 Заключительное занятие

«Ресурсы стрессоустойчивости»

(Прод.) формированию высокоэффективного поведения в жизненных трудностях Смешное приветствие.

Сон героя.

Рисунок кризисов и счастливых жизненных ситуаций.

Ритуал прощания «Мне нравится в тебе»

1

10 10

Таблица 2 – (исходящая). Диагностический инструментарий

№ п/п Название методики Цель методики Методическое сопровождение

1 Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса Изучение уровня и характера тревожности у подростков девиантного поведения, связанного с различными формами его включения в жизнь Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога [Текст] : учеб.

Пособие: В 2 кн. / Е. И. Рогов – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002 – кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с. : ил. (С. 133).

2 Методика Басса-Дарки Определить типичные для девиантных подростков формы агрессивного поведения Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст] : учеб. Пособие / Л. Семенюк. – 2-е изд. - М. : Московский психолого-социальный институт : Флинта, 2003 .- 96 с. (С. 26)

3 Методика «Склонность

к риску» Получить информацию о склонности подростка девиантного поведения к риску Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст] : учеб. Пособие / Л. Семенюк. – 2-е изд. - М. : Московский психолого-социальный институт : Флинта, 2003 .- 96 с. (С. 34)

4 Методика определений акцентуаций характера

К. Леонгарда Определить психотип личности подростка с девиантным поведением Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тексты [Текст] : учебное пособие / Д. Я. Райгородский. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998. – 672 с. (С. 274)

Литература

1. Агрессия у детей и подростков. Учебное пособие/под ред. Н. М. Платоновой//СПб. : Речь, 2005г. -322с.

2. Битянова М. Р. Работа с ребенком в образовательной среде : решение задач и проблемы развития – М. : МГППУ, 20О6г. -76с.

3. Блынская Л. Социальная реабилитация детей и подростков в трудовой деятельности//Социальная педагогика, 2003г. № 1-258с.

4. Высоцкая Н. В., Толстоухова Н. С., Фалькович Т. А. «Подростки 21 века психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях» М. : ВАКО 2007г. -238с.

5. Змановская Е. В. Девиантология : (Психология отклоняющего поведения) : - М. : «Академия», 2003г. -228с.

6. Дубровина И. В. Психологическая служба школы – М. : МПА, 1995г. -222с.

7. Игумнов С. А. Клиническая психотерапия и психологическая коррекция в детском и подростковом возрасте//Сборник научных трудов – М. : Издательство Московского НИИ психиатрии МЗ РФ, 1994г. -158с.

8. Лоренц К. Психология ярости – М. : 1999г. -211с.

9. Лях В. П. Девиантное поведение – Тула : ТулГУ, 2003г. -182с.

10. Овчарова Р. В. Практическая психология образования – М. : «Академия», 2005г. -448с.

11. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования – М. : ТЦ СФЕРА, 2000г. -449с.

12. Овчарова Р. В. Методика работы школьного психолога с детьми и подростками группы риска – Курган, 2002г. -182с.

13. Практика психология образования/под редакцией Дубровиной И. В. – М. : ТЦ «Сфера», 1997г. -528с.

14. Пахальян В. Э. Каким должен или может быть психолог, работающий в системе образования//Вопросы психологии, 2002г. №6 158с.

15. Реан А. А. Психология подростка. Учебник. СПб: Прайм-евро-знак, 2003г. - 324с.

16. Рабочая книга школьного психолога/под редакцией Дубровиной И. В. – СП. : 1998г. -298с.

17. Теория и практика психологической службы в образовании. Втрое издание, доп. / автор-составитель: Белобрыкина О. А. Новосибирск: Издательство НГПУ, 2005г. -508с. (Интернет ресурсы).

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики (продолжение) 2. Отношение к природе. Задание №1. Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе. Методика. Наблюдение за отношением детей к живым.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет — организационный раздел III. Организационный раздел 3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Для обеспечения выполнения.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет (требования к уровню образования детей) 2.6. Иные характеристики содержания Программы Требования к уровню образования воспитанников Высокий уровень Ребёнок знает представителей.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — способы направления инициативы детей) 2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение,.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа психолого-педагогической направленности по профилактике девиантного поведения детей
Опубликовано: 12 октября 2020 в 15:18
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная образовательная программа психолого-педагогической направленности по профилактике девиантного поведения детей» (включая файлы) размещена пользователем елена махмудова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД