Елена Сизых
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности по работе с нетрадиционными материалами
▼ Скачать + Заказать документы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Художественно – эстетической направленности «Очумелые ручки»
Пояснительная записка
«Творчество детей– это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни,
самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается
индивидуальная самобытность каждого ребенка»
Сейчас в детских садах очень мало уделяется внимания детскому ручному труду, а чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное. Для этого и была разработана программа «Очумелые ручки».
Публикация «Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности по работе с нетрадиционными материалами» размещена в разделах
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребенка, выявить и развить творческие способности, позволит стать ему созидателем с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, развитию мелкой моторики пальцев, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы. В ходе творческой работы дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Кружок для детей старшего дошкольного возраста предполагает работу с бросовыми материалами, бумагой, бисером и с тем материалом, который можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии.
Актуальность данной дополнительной программы заключается главным образом в том, что она способствует:
• Развитию творческих способностей детей, их фантазии, изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности;
• Формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, а также самоорганизация;
• Формирует эстетические качества, социально значимые знания, умения и навыки.
• Развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Ценность данного кружка в том, что работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи, которые украсят ближайшее окружение ребенка: его дом, комнату, жилье бабушек и дедушек. Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх. Так же, при художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук.
Педагогическая целесообразность
Основным инструментом является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с различными материалами. Совместное творчество — это комплексное воздействие на развитие ребенка, разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, структуры, формы, материала, веса, а также расширение кругозора, формирование художественно эстетического вкуса. А также развитие воображения, фантазии, творческого мышления. Вот почему работа кружка «Очумелые ручки», является необходимой составной частью образовательного процесса.
Цель программы : Обучение работе с нетрадиционными материалами направленного на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении и развитие творческих способностей. Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук.
Задачи:
1. Воспитывать умение правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.
2. Расширять знания о предметах и явлениях окружающей жизни, осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля при работе с различными материалами.
3. Развивать умения, обеспечивать культуру труда на всех этапах трудового процесса (экономичное расходование материала, правильное обращение с инструментами, поддержание порядка на рабочем столе).
4. Учить пользоваться речью – доказательством для обоснования своих суждений, для оценки результатов труда, любознательности, ценности.
5. Планировать работу, последовательно рассказывать об основных этапах воплощения замысла, уметь договариваться о распределении обязанностей.
6. Развивать комбинаторные умения, обеспечивающие проявления самостоятельности и творчества.
Задачи по сенсорному воспитанию.
1. Повышать сенсорную чувствительность
2. Способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета.
Задачи по развитию речи.
1. Формировать речевую деятельность.
2. Развивать диалогическую речь.
3. Активно употреблять слова, обозначающие действия, свойства.
4. Называть материалы, используемые для работы.
5. Активно использовать слова, обозначающие объекты и явления природы.
Задачи по эстетическому воспитанию.
1. Учить создавать выразительные образы.
2. Развивать умение подбирать цвета.
3. Учить видеть, чувствовать, оценивать и созидать прекрасное.
4. Формировать композиционные навыки.
Направления работы.
1. Развитие творческих способностей.
2. Художественно-эстетическое развитие.
3. Познавательное развитие.
Ожидаемые результаты реализации программы.
На уровне ребенка:
1. Познакомятся с различными материалами и работы с ними.
2. Познакомятся с различными способами творчества.
3. Сформируется положительное отношение к труду.
4. Разовьют мелкую и крупную моторику.
4. Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.
5. Научатся действовать в соответствии со словесной инструкцией воспитателя.
Данный систематический курс должен создать условия для развития у детей познавательных интересов. Вызвать у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Предполагается становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезновение боязни ошибочных шагов, снижение тревожности и необоснованных беспокойств.
На уровне педагога:
1. Повышение профессиональной педагогической компетентности (стимулирование к самообразованию, саморазвитию);
2. Создание системы работы с детьми по художественно эстетической деятельности с использованием разнообразного бросового материала;
3. Подбор способов сотрудничества с семьями детей, по вопросам развития детей в данном виде деятельности.
Науровне родителей:
1. Развитие интереса к совместному с детьми творчеству, и интереса родителей к их деятельности.
Срок реализации программы :
Срок реализации программы 1 год.
2. Этапы реализации Программы кружка «Очумелые ручки»
Методы проведения занятия:
- Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов, беседа по теме;
- Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Работа по образцу. Составление плана работы по изготовлению изделия;
- Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
-формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу изготовления поделок и других творческих работ.
Форма занятий:
- Тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :
-Проведение выставок детских работ
-Совместные с родителями работы
Календарный учебный график
Продолжительность учебного года 07.09.2020 -31.05.2021
Продолжительность образовательного процесса 36 недель
Режим работы 2 раза в неделю во второй половине дня
Выходные Суббота, воскресение, праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации
Каникулы 01.01.2021 - 10.01.2021
Педагогическая диагностика 24.05.2021 - 31.05.2021
Количество занятий в неделю в месяц в год
2 8 72
3. Учебный план
№ занятия п / п Тема Количество часов
1. «На лесной опушке» 1
2. «Чудо лес» 1
3. «Ночная сова» 1
4. «Волшебные рыбки» 1
5. «Воробьи на ветке» 1
6. «Рябина» 1
7. «Лебедь белая» 1
8. «Забавные зверята» 1
9. «Бабочка» 1
10. «Космос» 1
11. «Осенние листья с кистью рябины» 1
12. «Лягушка» 1
13. «Медузы» 1
14. «Открытка сюрприз для мамы» 1
15. «Осенняя фантазия» 1
16. «Осеннее дерево» 1
17. «Барышня» 2
18. «Ящерица» 1
19. «Мое мороженое» 1
20. «Карандашница» 1
21. «Котенок с клубком» 1
22. «Цыпленок - цыпа» 1
23. «Медвежонок» 1
24. «Красота природы» 1
25. «Мой дом» 1
26. «Снежинка» 1
27. «Деревья в серебре» 1
28. «Хлебобулочные изделия» 1
29. «Снегирь» 1
30. «Украшение на елку» 1
31. «Маска для маскарада» 1
32. «Чайный сервиз» 2
33. «Снеговик» 1
34. «Ракеты в космосе» 1
35. «Вазочка» 1
36. «Пластилиновые человечки» 1
37. «Елочка» 1
38. «Медуза» 1
39. «Старинный замок» 1
40. «Зимнее панно» 1
41. «Снежные горы» 1
42. «Собачка» 1
43. «Военный самолет» 1
44. «Кораблик» 1
45. «Бинокль» 1
46. «Открытка к 23 февраля» 1
47. «Пришельцы из космоса» 1
48. «Веер для мамы» 1
49. «Аленький цветочек» 1
50. «Подснежники весной» 1
51. «Весна пришла» 1
52. Цветы для мамы» 1
53. «Закат солнца» 1
54. «Черепаха» 1
55. «Сказочный букет» 1
56. «Золотая хохлома» 1
57. «Рыбки в пруду» 1
58. «Ветер» 1
59. «Лиса» 1
60. «Животные леса» 1
61. «Весенняя поляна» 1
62. «Гнездо» 1
63. «Мой кактус» 1
64. «Гусеница» 1
65. «Цветы на лугу» 1
66. «Домик для пчел» 1
67. «Одуванчик полевой» 1
68. «Дождик» 1
69. «Весенние цветочки» 1
70. «Горшочки для цветов» 1
71. Подарок мамочке – «Летящие бабочки» 1
72. «Лотос» 1
Всего 72 занятия, 36 часов
5. Оценочные и методические материалы
Критерии качества освоения ребенком ручного труда
1. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
2. Владеет приемами работы с различными материалами.
3. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
4. Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
5. Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
6. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
7. Выполняет работу по замыслу.
8. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
9. Показывает уровень воображения и фантазии.
10. Использует в работе разные способы ручного труда.
Ожидаемые результаты:
К концу учебного года дети должны уметь:
- Использовать нетрадиционный материал в рисовании (подручный, природный, самостоятельно находить новые способы в рисовании.
- Знать различные способы использования бумаги, уметь делать объемные фигурки из бумаги;
- Уметь работать с любым пластическим материалом.
В течение года:
- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
- Тематические выставки в детском саду.
Диагностика по ручному труду
№ п / п ФИО ребенка Свойства материалов Овладение приемами работы с материалами Развитие конструктивных способностей Мелкая моторика в работе с различными материалами
резать клеить рвать измерять вырезать природный материал пластилин бумага нитки тесто бросовый материал
Сформирован -
Не сформирован -