Ольга Зенк
Дополнительная образовательная программа по опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория Фиксиков» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная образовательная программа по опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория Фиксиков» для детей 5-6 лет
Пояснительная записка
Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников.
Публикация «Дополнительная образовательная программа по опытно-экспериментальной деятельности „Лаборатория Фиксиков“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.
С учётом важности всего вышесказанного и для развития интеллектуальных способностей детей мной была разработана программа кружкового объединения «Лаборатория Фиксиков», направленная на развитие поисково - познавательной деятельности детей через занимательные опыты и эксперименты.
Изучив методическую литературу по детской поисково-познавательной деятельности, я решила адаптировать практический материал к условиям нашего детского сада и создала свою модифицированную программу.
Программа разработана на основе методических разработок:
· Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», опыты и эксперименты для дошкольников. М. ТЦ «Сфера», 2010г.
· «Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»;СПБ Детство-Пресс, 2015г.
М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова «Деятельность дошкольников в детской лаборатории» Изд. «Учитель» 2015г.
· «Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М. 1999г.
Обучение рассчитано на 3 года. Совместная деятельность в детской лаборатории проводится один раз в неделю. С детьми среднего дошкольного возраста по 15-20 минут, а с детьми старшего дошкольного возраста по 25-30 минут. Обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей проводится в сентябре и мае.
Актуальность выбранной темы, преемственность.
С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.
Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Одним из основных направлений развития ребёнка,согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.
С первого класса ребёнок погружается в поисково - исследовательскую среду. Неподготовленному ребёнку очень сложно, это ещё ему неизвестно, это ново для него, он способен замкнуться. Занимаясь в кружковом объединении, играя, ребёнок знакомиться с тем, что в школе его способно напугать. Речь идёт о прямой преемственности между двумя ступенями образования – дошкольным и начальным.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. А еще в ходе экспериментирования ребенок учится учиться.
А. Н. Поддъяков определяет исследовательское поведение как одну из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленную на его познание, и как существенную характеристику деятельности человека.
Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.
Цель работы кружкового объединения
Целью является развитие познавательных способностей детей через исследовательскую деятельность.
В реализации данной цели мне помогут следующие задачи:
1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
2. Развивать у детей познавательные способности.
3. Развивать мышление, речь.
4. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Свою работу я строю по трём взаимосвязанным направлениям:
- живая природа;
- неживая природа;
- человек.
Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный).
При выборе темы мною были соблюдены следующие правила:
1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.
2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки) .
3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
В условиях детского сада использую только элементарные опыты и эксперименты. В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения, они безопасны, используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование,
Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
В работе применяются исследовательские методы обучения:
· Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений);
· Продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск).
Ожидаемый результат
Каждый воспитанник должен уметь:
. выделить и поставить проблему, которую необходимо разрешить;
· предложить возможные решения;
·проверить эти возможные решения;
· сделать выводы в соответствии с результатом проверки;
· применить выводы к новым данным;
·сделает обобщение.
Диагностика
Функции диагностики:
· выявляет состояние критических или находящихся в состоянии изменения образовательных ситуаций, в отношении которых будет выработан курс действий на будущее;
· устанавливает отношения со всеми участниками образовательного процесса, обеспечивая обратную связь, в отношении предыдущих удач и неудач в реализации образовательных задач, стоящих перед воспитателем.
Результаты мониторинга позволяют:
· ориентироваться на дальнейшее продвижение и успех ребенка;
· уточнять и закреплять определенные знания, умения, навыки ребенка;
· диагностировать причины слабых и сильных сторон личности;
· развивать умения и навыки в новой ситуации для ребенка;
· воспитывать чувство ответственности, настойчивости в достижении цели, формирование навыков самостоятельной работы и др. ;
· контролировать соответствие уровня достижений, к принятым нормам;
· стимулировать результаты деятельности ребенка.
Пользуясь разработанными показателями уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью (таблица № 1, данные заносятся в таблицу
№ 2.
Взаимодействие с родителями
Согласно пункту 1.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьей. ФГОС предполагает следующие формы взаимодействия:
·Изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи.
·Информационно-просвещенческое обеспечение взаимодействия.
·Совместная деятельность.
Как видно, в современном образовании речь идёт не просто о работе с семьёй, а о взаимодействии, и оно должно быть конструктивным, т. е. оно должно удовлетворяет потребность в понимании другого, снимать напряжение в отношениях, оказывать поддержку в проблемном поле жизни человека.
Поэтому родители являются непосредственными участниками работы нашего кружкового объединения. Они, оценив важность проводимой работы, сами предлагают свою помощь, приносят разные книги, журналы и материал Интернета по исследовательской деятельности.
Чтобы у ребёнка поддерживался интерес, стремление узнать новое, желание вникнуть в сущность предметов, явлений были разработаны рекомендации для родителей по проведению опытов и экспериментов в домашних условиях «Как помочь маленькому исследователю». Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
№ Название раздела
Темы теория практика
1 Детская лаборатория. 0,5 0,5
2 Какая бывает вода? 0,5 0,5
3 Вода — растворитель. Очищение воды. 0,5 0,5
4 Сила тяготения 0,5 0,5
5 Упрямые предметы. 0,5 0,5
6 Волшебные стеклышки. 0,5 0,5
7 Почему предметы движутся? 0,5 0,5
8 Хитрости инерции. 0,5 0,5
9 Что такое масса? 0,5 0,5
10 Воздух. 0,5 0,5
11 Солнце дарит нам тепло и свет. 0,5 0,5
12 Почему дует ветер? 0,5 0,5
13 Почему не тонут корабли? 0,5 0,5
14 Путешествие капельки. 0,5 0,5
15 Чем можно измерять длину? 0,5 0,5
16 Все обо всем 0,5 0,5
17 Твердая вода. Почему не тонут айсберги? 0,5 0,5
18 Откуда взялись острова? 0,5 0,5
19 Как происходит извержение вулкана? 0,5 0,5
20 Как появляются горы? 0,5 0,5
21 Испытание магнита 0,5 0,5
22 О «дрожалке» и «пищалке» 0,5 0,5
23 Как сделать звук громче? 0,5 0,5
24 Почему поет пластинка? 0,5 0,5
25 Как образуются метеоритные кратеры? 0,5 0,5
26 Почему в космос летают на ракете? 0,5 0,5
27 Секретные записки. 0,5 0,5
28 Что такое молния? 0,5 0,5
29 Почему горит фонарик? 0,5 0,5
30 Электрический театр 0,5 0,5
31 Забавные фокусы 0,5 0,5
32 Мониторинг
Итого 15,
План работы с детьми старшего дошкольного возраста
Наименование темы (раздела) Содержание
(цели или задачи,краткое описание тем) Примечание
(оборудование или сроки реализации)
Мониторинг Цель: выявить познавательный интерес к опытно-экспериментальной деятельности
1. Детская лаборатория. Задача: уточнить представление о том, кто такие ученые, познакомить с понятием «наука», «гипотеза»; дать представление о правилах работы в детской лаборатории. Игрушка-дед, баночка с водой, бумажные полотенца, стакан с водой, в которую добавлены чернила; сельдерей, духи или ванилин, яблоко, барабан, металлофон, мяч.
2. Какая бывает вода? Задача: уточнить представления детей о свойствах воды; познакомить с принципом работы пипетки, развивать умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд. Таз с водой, стаканы, бутылки, сосуды разной формы; воронки, соломинка для коктейля, стеклянные трубочки, песочные часы, клеенка, ведерки небольшие.
3. Вода — растворитель. Очищение воды. Задача: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды — фильтрованием; закрепить правила безопасного поведения при работе в лаборатори Сосуды разного размера и формы, вода, стиральный порошок, песок, соль, мука, сахар, шампунь, растительное масло, пищевые красители, ложки, бумага, марля, пакетики фиточая; фартуки, клеенки для столов.
4. Сила тяготения Задача: дать детям представление о существовании невидимой силы — силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. Глобус, небьющиеся, разные по весу предметы: листы бумаги, шишки, детали от конструкторов, мяч.
5. Упрямые предметы. Задача: познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; развивать умение фиксировать результаты наблюдений. Игрушечные машины, небольшие пластмассовые и резиновые игрушки; открытки, монеты, рабочие листы, карандаши.
6. Волшебные стеклышки. Задача: познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку. Лупы, микроскопы, различные мелкие предметы, мелкие семена фруктов, овощей, листья деревьев, растений, кора деревьев; бинокль; картинки с изобр-ем телескопа, подзорной трубы; картинки с изобр-ем клюва птицы и глаза лягушки.
7. Почему предметы движутся? Задача: познакомить детей с физическими понятиями: сила, трение; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом. Небольшие машины, пластмассовые шары, книги, неваляшка, резиновые и пластмассовые игрушки, кусочки мыла, стекла; микроскоп, листы бумаги, карандаши.
8. Хитрости инерции. Задача: познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении — инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни. Небьющиеся стаканы с водой, листы бумаги, вареные и сырые яйца, передники, тарелки.
9. Что такое масса? Задача: выявить свойство предметов – массу; познакомить с прибором для измерения массы — чашечными весами; научить способам их использования. Два одинаковых пакета: в одном-вата, в другом-крупа; чашечные весы, различные предметы и игрушки для взвешивания, пачка соли, спички.
10. Воздух. Задача: расширить представления детей о свойствах воздуха; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара. Веер, листы бумаги, кусочек апельсина, духи (пробник, ванилин, чеснок, воздушные шарики, чашечные весы, миска, бутылка, насос.
11. Солнце дарит нам тепло и свет. Задача: дать представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая инергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами. Настольная лампа; набор предметов, изготовленных из разных материалов, бумага, ножницы, нитки (белые и черные, лоскутки ткани, камни, песок, иголки.
12. Почему дует ветер? Задача: познакомить детей с причиной возникновения ветра — движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха. Рисунок «Движение воздушных масс», схема изготовления вертушки, свеча.
13. Почему не тонут корабли? Задача: выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом. Таз с водой, предметы (резиновые, деревянные, металические, пробка, кусокпластилина, перья, спичечные коробки, упаковка из-под яиц, фольга, стеклянные шарики, бусинки.
14. Путешествие капельки. Задача: познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека. Электрический чайник, холодное стекло, иллюстрации на тему «Вода», схема «Круговорот воды в природе», глобус, мнемотаблица.
15. Чем можно измерять длину? Задача:расширить представления детей о мерах длины, познакомить с измерительными приборами. Сантиметровые ленты, линейки, простые карандаши, бумага, тесьма или шнур, листы.
16. Все обо всем Задача: развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе; поощрить детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам экспериментов. Стаканы, песок, вода, ложки, песочные часы,, карандаши, кисточки, ножницы, узкий скотч, банки из-под кофе, схема опытов.
17. Твердая вода. Почему не тонут айсберги? Задача: уточнить представления детей о свойствах льда; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. Таз с водой, пластмассовая рыбка, куски льда разного размера, разные емкости, кораблики, ванна, картинки с изобр-ем айсберга.
18. Откуда взялись острова? Задача: познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования.
Модель «Морское дно», поддоны, глина, стеки, фартуки, губки для уборки воды, физическая карта мира.
19. Как происходит извержение вулкана? Задача: познакомить с природным явлением — вулканом, причиной его извержения.
Картинка с изобр-ем вулкана, карта России, поддоны, картон, клей, сода, уксус, сухая красная краска, листы бумаги, цветные карандаши, пипетка, чайные ложки.
20. Как появляются горы? Задача: познакомить детей с причиной образования гор; научить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто. Лоскуты ткани, картинка с изобр-ем гор, мнемотаблица, алгоритм «приготовление соленого теста», миски, стаканы, столовые ложки,какао-порошок, большая коробка.
21. Испытание магнита Задача: познакомить детей с физическим явлением — магнитизмом, магнитом и его особенностями; развивать коммуникативные навыки, самостоятельность. Коллаж «Магнетические и немагнетические предметы», магниты с разными полюсами, компас, игра на магнитной основе, канцелярские скрепки, кнопки, ложки, вилки, болтики, гвозди, детали конструктора «Лего», карандаши, ластик, ракушки, воздушные шары.
22. О «дрожалке» и «пищалке» Задача: познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука — дрожание предметов. Ученическая линейка, тонкая проволока, спичечные коробки, нитки, спички.
23. Как сделать звук громче? Задача: обобщить представления детей о физическом явлении — звуке. Расческа с мелкими и крупными зубьями, блюдце целое и с трещиной, таз с водой, камешки, музыкальные инструмент из броссового материала, рабочие листы.
24. Почему поет пластинка? Задача: развить у детей умение сравнивать различные звуки, определять их источник; развить познавательную активность и самостоятельность при изготовлении соломинки-флейты. Пластинка, карандаши, швейная игла, увеличительное стекло, соломинки для коктейля, ножницы, картинки-алгоритм.
25. Как образуются метеоритные кратеры? Задача: смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования; уточнить представления детей о Солнечной системе; развивать умение действовать по алгоритму. Мука, поднос, ложки, линейки, кусок полиэтилена, иллюстрации с изобр-ем метеора, комет, карта «Солнечная система», совочки, карточки-алгоритмы.
26. Почему в космос летают на ракете? Задача: уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета. Листы бумаги, воздушные шары, коллаж «Все, что летает», изобр-е ракеты.
27. Секретные записки. Задача: выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления. ;развивать у детей самостоятельность. Лимон, вата, спички, чаша, листы бумаги, настольная лампа; апельсин, яблоко, помидор, йод, миски, ручки-невидимки.
28. Что такое молния? Задача: познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии. Воздушные шары, шерстяная ткань, шарфики, пластмассовая линейка, пластилин, канцелярская скрепка.
29. Почему горит фонарик? Задача: уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой и способом использования лимона в качестве батарейки. Картинка с изобр-ем электрического ската, карманный фонарик, проволока, стальные скрепки, иголка, разрешающие и запрещающие знаки при пользовании электроприборами.
30. Электрический театр Задача:выявить, что наэлектризован-ные предметы могут двигаться, что электричество притягивает; развивать любознатель Оргстекло, папиросная бумага, булавки, две толстые книги, варежка, ножницы, шаблоны с фигурками танцующих человечков, животных, карандаши, бумага, калька, картон.
31. Забавные фокусы Задача: развивать удетей любознат-сть, наблюдат-сть, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов. 3 чайные ложки, повязка для глаз, 2 настольных зеркала, 2 яблока, банка с водой, мишура белого или серебристого цвета.
32. Мониторинг Цель: Выявить знания и умения детей в опытно-экспериментальной деятельности
Список используемой литературы
1. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», опыты и эксперименты для дошкольников, М., ТЦ «Сфера», 2010г
2. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
3. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб. ; Детство – Пресс, 2015г.
4. М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова «Деятельность дошкольников в детской лаборатории»Изд. «Учитель» 2015г
5. М. Султанова «Простые опыты с воздухом и природными материалами для дошкольников» ООО «Хатбер - пресс» 2014г.