Надежда Трушина
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Волшебные шашки» для детей 5 лет. Пояснительная записка
▼ Скачать + Заказать документы
Большой популярностью пользуется шашечная игра. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Прежде всего, игра стимулирует мыслительную деятельность детей, способствует их логическому мышлению, развивает пространственное воображение, память и внимание, что очень важно для подготовки к школе. Так как дети в дошкольном возрасте по своей природе очень подвижны и активны, им трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, то эта волшебная игра ненавязчиво формирует у них такое качество, как усидчивость, развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность, умение мыслить в уме и развивает память.
Публикация «Дополнительная образовательная общеразвивающая программа „Волшебные шашки“ для детей 5 лет, Пояснительная записка» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Старшая группа
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
А также эта игра воспитывает в детях такие качества, как умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям. Работа в кружке предусматривает совместную деятельность детей, что совершенствует навыки общения, воспитывает доброжелательное отношение детей к друг другу, тем самым создавая благоприятный эмоциональный фон в группе.
Настоящая программа предназначена для шашечного кружка дошкольного образовательного учреждения и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях.
Занятия строятся на основе сюрпризов, сказок, загадок, обучающих детей игре. Несколько занятий посвящается знакомству с шашечной доской (показ, рассматривание, рисование доски, составление доски из карточек – линий, изучение горизонтальных и вертикальных полей шашечной доски). Обучение начинается с игры с использование одной шашки (как можно пройти на дамочное поле и не встретиться с шашкой соперника) постепенно добавляется 1-2 шашки, и предлагаются различные задания, знакомство с диаграммами.
Новизна заключается в том, что систематические занятия по данной программе приблизят начинающего игрока в шашки к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера, научиться находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Актуальность обусловлена популярностью шашечных игр в нашей стране, правила которых общедоступны и просты. Родители воспитанников детского сада заинтересованы в обучении детей игре в шашки, но не всегда могут уделить детям время для игры. Но, при обучение играть детей в шашки, родители допускают ошибку: учат расставлять все шашки и показывают ходы. В результате чего дети усваивают основные правила игры: ход шашек и дамок, бой одной или нескольких шашек, но не умеют продумывать свои действия на несколько ходов вперед, плохо ориентируются на шашечной доске, не умеют читать диаграммы, рассчитывать комбинации партий. Поэтому разработанная дополнительная общеобразовательная программа «Умные шашки» актуальна в настоящий момент для последовательной и планомерной работы по основам шашечного искусства, предполагающий реализацию цикла обучающих занятий.
Цель: Раскрытие интеллектуального, нравственного и волевого потенциала личности воспитанников в процессе обучения игре в шашки.
Задачи:
Образовательные :
1. Познакомить детей с техникой игры в шашки.
2. Формировать знания о простых комбинациях, умение применять их на практике.
Развивающие:
1. Развивать умственные способности: логическое, образное мышление, умение производить расчеты на несколько ходов вперед.
2. Развивать умение ориентироваться на плоскости.
3. Развивать речь дошкольников, обогащая ее новыми словами.
Воспитательные:
1. Воспитывать настойчивость, целеустремленность, уверенность в победу.
2. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение ждать, радоваться достигнутому результату.
3. Воспитывать желание участвовать в шашечных турнирах.
Ожидаемый результат:
Знать:
Правила игры в шашки
Основные технические приемы
Шашечные термины
Уметь:
Правильно размещать доску между партнерами;
Правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
Ориентироваться на шашечной доске;
Следить за ходами противника, поправлять его;
Производить расчеты на несколько ходов вперед;
Сроки реализации:
Программа «Волшебные шашки» рассчитана на 1 год, для детей 5 лет. Занятия проходят по 20- 25 минут, 1 раз в неделю.
Принципы работы :
В программе учтены общедидактические принципы :
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Принцип системности и последовательности. Занятия предполагают постепенность усложнения («от простого к сложному», научившись элементарным навыкам игры в шашки, ребенок применяет знания в выполнении сложных заданий (работа с диаграммами).
Принцип индивидуально – личностного подхода подразумевает учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка.