Татьяна Фокина
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Хореография в Детском саду» на летний оздоровительный период
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная образовательная
общеразвивающая программа
«ХОРЕОГРАФИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»
на летний оздоровительный период
Разработала: педагог-хореограф
Грушкевич Т. Н
старший воспитатель Фокина Т. Н
Кореновск 2023 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Дополнительная образовательная общеразвивающая программа „Хореография в Детском саду“ на летний оздоровительный период» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Лето
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Работа музыкального руководителя
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Танец - это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно- художественнои форме. Само слово «хореография» греческого происхождения буквально означает «писать танец». Танец – это немои разговор, где самым основным является движение, позы, жесты. Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения ритмика и хореография занимает особое место. В возрасте 3-7 лет формируется детская психика, развивается речь, закладываются начальные эстетические представления о красоте окружающего мира. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребе нка, для его гармоничного духовного и физического развития.
Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотнои манеры поведения в обществе, дают представление об акте рском мастерстве. В момент показа танцевальных номеров на праздничных утренниках и в концертных программах развиваются эмоционально- волевые качества личности ребенка: формируется сила воли, мотивация движения успеха, возникают положительные эмоции радости от участия в коллективе исполнителеи.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведении о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т. к. каждыи народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.
Данныи тематическии план составлен на основе программного содержания «Ритмическая мозаи ка» Буренинои А. И., «Музыка и движение» Бекинои С. И., «Камертон» Костинои Э. П., учебно-методических пособии : «Музыкально - ритмические движения» Коренева Т. Ф. (2001г., «Ритмика с элементами хореографии» Пустовои това М. Б. (2008г., «От ритмики к танцу» Шершнев В. Г. (2008г.). В программу по ритмике и хореографии введены разделы : «Ритмика и музыкальная азбука», «Танцевальная азбука», «Музыкально- игровое и танцевальное творчество».
Приоритетные задачи развития
-воспитывать интерес и потребности в движениях под музыку;
-развивать слуховое внимание, умение выполнять движения в соответствии с характером и темпо - ритмом музыки;
-обогащать музыкальные впечатления детеи, создавать радостное настроение;
-развивать целостное восприятие (музыки и движении) в упражнениях, играх, танцах: побуждать воспринимать их сюжетную направленность (гулять, догонять, спрятаться, наи ти и т. д., воспринимать и передавать в движении характер музыки, ее настроение (веселая, грустная, спокои ная) и т. д.
-развивать умение выразительно двигаться под музыку;
-обучать лексике и правилам танцевального движения (учитывая возрастные особенности детеи) разных жанров хореографии : народного танца, детского бального танца, современного детского игрового танца, элементов классического и историко-бытового танца;
-развивать умение ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, становиться в пары и друг за другом и т. д.
-средствами хореографии развивать двигательные качества и умения детеи : координацию движении, ловкость, точность, пластичность, воспитание выносливости и развитие силы, способствовать развитию правильнои осанки и красивои походки;
-побуждать детеи к творчеству, развивать воображение и фантазию, используя положительную оценку их деятельности;
- развивать восприятие, память, внимание, волю, мышление детеи в процессе движения под музыку;
-развивать нравственно-коммуникативные качества личности: умение вести себя в группе вовремя движения под музыку (чувство такта, вежливость и др.)
Они должны понять и уяснить те простые правила, которые необходимы на уроках ритмики и хореографии :
а) музыка - хозяи ка на занятиях, без нее не может быть музыкальнои игры, она руководит в музыкальных упражнениях и самостоятельнои работе;
б) музыку надо "беречь", во время звучания нельзя шуметь, говорить, смеяться, без музыки не разрешается двигаться;
в) музыку надо слушать с начала до конца, начинать двигаться с началом музыки и прекращать движение с окончанием звучания.
Обучение танцевальному мастерству детеи дошкольного возраста строится по принципу от простого к сложному, проходить последовательно, на нескольких занятиях, с использованием разнообразных приемов и форм работы.
(Подготовительное танцевальное упражнение – освоение танцевального движения и его характерных особенностеи – танцевальная комбинация – композиция танца).
Методика разучивания танца:
а) слушание и анализ музыки танца;
б) беседа о характерных особенностях танца;
в) обсуждение костюма, показ необходимых костюмов к нему;
г) показ педагогом танцевальных движении ;
д) повторение уже освоенных танцевальных элементов и разучивание дополнительных, входящих в композицию танца;
е) разучивание композиционного построения и «рисунка» танца;
ж) работа над выразительностью исполнения;
з) показ танца на детском утреннике, вечере досуга, концерте для родителеи.
Примерныи план занятия
Вводная часть
-поклон, построения, разминка по кругу (различные виды ходьбы, бега, прыжки, и т. Д.)
Основная часть
-разминка на средине зала (упражнения, танцевальные элементы и комбинации);
-разучивание нового и повторение ранее разученного материала, танцевальные игры.
Заключительная часть
-построение, краткии анализ урока, поклон.
КАЛЕНДАРНЫИ УЧЕБНЫИ ГРАФИК
по реализации дополнительной образовательной общеразвивающеи программы
«ХОРЕОГРАФИЯ В ДЕТСКОМ САДУ» на лето 2023 года
1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН
(возрастная группа 3-4 года, младшая группа)
Характеристика возрастных возможностеи детеи 3-4 лет
Дети младшего дошкольного возраста чрезвычаи но непосредственны и эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость.
Малыши чувствуют смену частеи в 2-частном произведении, а концу года различают 3-частную форму, слышат громкую - тихую, разнохарактерную музыку. Дети способны самостоятельно изменять движения в соответствии с характером музыки, легко передают хлопками метрическии рисунок, со сменои частеи и динамики меняют движения. Могут выполнять ритмично такие основные движения, как ходьба, легкии бег, прыжки, а также несложные танцевальные движения. Особенно нравятся упражнения, игры и танцы с простым конкретным сюжетом. Вместе с тем возможности малыша в движениях под музыку остаются небольшими: движения недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие танцевальных элементов невелико и все они носят игровои характер; затруднена естественность, непринужденность движении ; малыш не следит за осанкои и положением головы; в свободных плясках старается держаться группы детеи ; довольно слаба ориентировка в зале; продолжительность танца или игры небольшая.
Продолжительность занятии 15-20 минут.
Приоритетные задачи развития:
- развитие интереса, потребности движения под музыку;
- развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером, темпоритмом и формои музыкального произведения;
- обогащение слушательского и двигательного опыта; - развивать способность передавать в движении музыкальныи образ, используя танцевальные элементы;
- развивать умение выполнять движения с предметами (ленточка, платочек и др.); - развивать умение ориентироваться в пространстве (двигаться по одному, парами, врассыпную, друг за другом);
- воспитание умения вести себя в группе во время движения под музыку;
- развивать творческие способности детеи : воображение, фантазию, умение - исполнять знакомые танцевальные движения в игровых ситуациях и под другую музыку;
- развивать психические процессы: восприятие, память, волю, мышление средствами музыкального движения; умение выражать эмоции, передавать настроение музыкального образа; развивать способность координировать слуховые представления и двигательную реакцию;
Танцевальная азбука
Основные движения:
ходьба - учить ритмично ходить (на полупальцах, с высоким поднятием колена и др. ,
бег - легко бегать под музыку друг за другом, врассыпную, при этом не сталкиваясь(1-е полугодие, бег с «захлестом», бег «вперед носочки», подскоки, боковои галоп ; прыжки - развивать умение подпрыгивать на двух ногах, прыгать с продвижением вперед, выполнять прямои галоп с разных ног;
-учить свободно и плавно раскачивать руками (вперед - назад, вверх - вниз, из стороны в сторону, с предметом и без предмета;
- ритмично хлопать в ладоши, вращать кистями рук, браться за руки выполнять образные движения, выполнять пружинящие движения
Элементы народного танца:
-танцевальныи шаг-простои хороводныи, дробныи шаг;
-танцевальные движения – выставление ноги на пятку, притопывание однои ногои, прыжки на двух ногах, кружение вправо по одному, несложные хлопки; -положение рук - руки на поясе (большои палец обращен назад, подбоченившись (кисти сжаты в кулачки и поставлены на пояс, руки полочкои (для девочек).
Учить детеи ориентировке в пространстве:
-ходить друг за другом по кругу;
- бегать друг за другом по кругу и разбегаться врассыпную; -учить названиям основных и танцевальных элементов;
-знакомить детеи с основными парными танцевальными позициями: лицевая позиция в двух кругах, лицевая позиция в одном кругу, плечом к плечу в двух кругах, плечом к плечу в одном кругу;
-стоить круг, линеи ное построение в танцах; - Разучивание танцев по выбору педагога.
Примерное распределение материала для занятии (возрастная группа 3-4 года, младшая группа)
июнь- июль По кругу: «Веселые путешественники»- шаг с высоким подниманием колена, легкии бег на носочках, ритмические хлопки, прыжки на месте, образные движения
Репертуар:
«Кап- кап, тук-тук-тук,.»- парныи танец, построен на образных движениях, кружение вокруг себя на шагах, ритмических хлопках, «гуляние» парами по кругу;
Июль-август Танцевальные упражнения и комбинации:
«Буги-вуги»- разминка основана на выставлении ноги на носок вперед-назад, прыжках с хлопками;
«Плюшевыи медвеженок» - построен на образных движениях, кружении, притопывании ногои ; «Паровозик» - построен на образных движениях, движении детеи друг за другом и шаге с высоким пониманием колена, перестроение в пары и кружении «лодочка»;
«Белочка в рыженьком пальтишке» - круговои танец, основан на движении друг за другом легким бегом, прыжками в продвижении, кружении вокруг себя на носочках и образных движениях животного; Танцы-игры:
«Море волнуется» - плавные движения рук, имитационные движения в образе животных; «У меня есть одна тетя.» - построена на элементарных движениях народного танца (выставление ноги на пятку, хороводныи шаг, и др.)
Ожидаемые результаты к концу программы :
К концу младшего дошкольного возраста ребе нок:
-может выразительно передавать в движении характер музыки (маршевыи, спокои ныи и плясовои);
-проявляет согласованность движении с музыкои, реагирует на контрастное динамическое и темповое звучание (тихо, громко, быстро, медленно); различает начало и конец музыкального построения, начинает движение после вступления;
-умеет слышать и различать 2- и 3- частную форму произведения, самостоятельно меняет движения со сменои характера музыки, переходя, переходя от одного движения к другому без помощи педагога;
-выполняет танцевальные элементы, предусмотренные программои ;
-старается держать голову и спину прямо, самостоятельно исполняет танцы (по выбору педагога);
-умеет элементарно ориентироваться в пространстве;
-стремится творчески импровизировать под музыку, применяя образные и простые знакомые танцевальные движения.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН
(возрастная группа 4-6 лет, средняя и старшая группа)
Характеристика возрастных возможностеи детеи 4-6 лет
Ребенок становится более крепким и подвижным, его внимание устои чивее, появляется возможность выполнять более сложные по координации движения; возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальнои выразительности.
Однако по-прежнему для создания интереса к танцевальным упражнениям и танцам, для лучшего их усвоения, на занятии преобладают игровые моменты. Дети способны отметить двух – и трехчастную форму в движениях, могут достаточно четко ходить и бегать в соответствии с метрическои пульсациеи. правильная передача ритмического рисунка в пляске их затрудняет. Чувствуя смену темпа, они не всегда точно это воспроизводят.
Приоритетные задачи развития:
-закреплять умение самостоятельно начинать движение после вступления, менять движения в соответствии с изменением характера музыки произведении двухчастнои и трехчастнои формы, различать и передавать в движении жанровые признаки (песня, танец, марш);
-развивать гибкость, пластичность, мягкость движении, приучать детеи к правильнои осанке;
-обучать лексике танцевальных движении : танцевальныи шаг, пружинка, прямои галоп, боковои галоп, подскоки, переменныи шаг и др. ,
- учить овладевать движениями с предметами (цветами, игрушками, платочками и т. д.)
-воспитывать самостоятельность в исполнении движении и танцевальных композиции ; -развивать умение самостоятельно ориентироваться в пространстве (строиться в круг, парами по кругу, строиться в линии, двигаться врассыпную, при этом деи ствовать сообща, согласовывать свои деи ствия с деи ствиями других; -поддерживать стремление детеи к творчеству, используя положительную оценку их деятельности;
Танцевальная азбука
Основные движения:
ходьба – танцевальныи шаг с фиксированием «носка», на полупальцах, с чередованием «пяточки-носочки», с высоким поднятием колена (фиксированныи «носочек», переменныи шаг на полупальцах;
бег - легкии бег, с выбрасыванием ног вперед-назад, бег с остановками, шаг подскок;
прыжки – прыгать на двух ногах с продвижением, скакать с ноги на ногу, прыжки с одновременным движением рук, прямои галоп с чередованием ног, боковои галоп с правои и с левои ноги;
упражнения - пружинные движения ног и одновременными, разнои амплитуды взмахами рук, выполнять упражнения с предметами (качание, кружение, взмахивание и др.);
Элементы народного танца:
--танцевальныи шаг-русскии простои хороводныи шаг, дробныи шаг, русскии переменныи шаг, русскии шаг на легком беге с «захлестом» ног назад, -танцевальные движения - трои ные дроби, «ковырялочка» без подскока и фиксированные руки, присядки, хлопки с разведением рук, положение руки полочкои и т. д.
Элементы детского бального танца :
- танцевальные шаги - легкии бег на носочках, боковои галоп; -танцевальные движения – выставление ноги на носочек и на пятку, легкие повороты вправо – влево, движения с атрибутами;
Элементы современного детского игрового танца :
-танцевальные движения – повороты корпуса вправо, влево, приставные шаги вправо-влево, вперед- назад, разнообразные хлопки и прыжки и т. п.
Учить детеи ориентировке в пространстве:
-ходить друг за другом, перестраиваться группами, ходить змеи кои, бегать друг за другом по кругу и разбегаться врассыпную;
-продолжать знакомить детеи с основными парными танцевальными позициями: лицевая позиция в двух кругах, лицевая позиция в одном кругу, плечом к плечу в двух кругах, плечом к плечу в одном кругу; -учить запоминать форму танца (последовательность движении, композицию игры, знать название игры, танца и движении, моделировать форму композиции, последовательность движении ;
Музыкально-игровое и танцевальное творчество:
-различные образные и имитационные движения в образах любимых животных, сказочных героев, предметов и т. д.
-танцевальная импровизация под современную детскую музыку;
-музыкально – ритмические игры и танцы-игры по заданию педагога.
Июнь-июль «Улыбка», «Песенка о лете» - переменныи шаг на полупальцах, совершенствовать ранее разученные виды шагов, бега и прыжков;
танцевальные упражнения и комбинации:
«Жаворонок» - комбинация на развитие плавности рук; Репертуар:
«Буратино» - танец построен на образных движениях сказочного героя Буратино, подскоках на месте, на движениях современного игрового детского танца; «Птичка польку танцевала» - парныи танец, имитационные движения, боковои галоп в паре, подскоки с переходом на место партнера, ритмические хлопки;
Июль- август
«Маков цвет»- разминка в народном характере, построена на притопах (дробь трои ная, «ковырялочка» без подскока и фиксированные руки, присядки, хлопки с разведением рук, положение руки полочкои и т. д.
«Кукляндия» - танец построен на образных движениях «куклы», поворотах и шагах; «Раз ладошка»- парныи танец построен на образных движениях, выставлении ноги на носочек, прыжках в разных направлениях, ритмических хлопках и кружении в паре; Игры: «Телефон» - запоминать и повторять простои ритмическии рисунок на хлопках;
- импровизировать под современную детскую музыку;
Ожидаемые результаты к концу учебного года (4-6 лет) :
К концу среднего дошкольного возраста ребе нок:
-проявляет интерес к занятиям ритмикои и хореографиеи ;
-различает основные жанры произведения (песня, танец, марш) и выражает это в соответствующих движениях;
-умеет определять характер музыки, менять характер движении в соответствии со сменами музыкальных частеи, начинать движение после вступления;
- во время движения под музыку старается держать голову и корпус прямо; -выполняет основные танцевальные движения, предусмотренные программои (танцевальныи шаг, шаг на полупальцах, легкии бег, галоп, шаг подскок, переменныи шаг на носочках и др., элементы русского народного, бального, современного детского танца;
-исполняет несложные этюды и танцы (по заданию педагога);
-выразительно деи ствует в танце с предметом (игрушка, султанчик, цветок и др.);
-умеет самостоятельно находить свободное место в зале, становиться в пару, строить круг, двигаться по кругу в паре, становиться в линии, колонны и т. д. ; -выполняет элементарные навыки общения во время движения под музыку: пригласить девочку на танец, поклон после выступления, вежливость, доброжелательность;
-умеет использовать знакомые танцевальные движения в свободных плясках и играх.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детеи 5-6 лет. М., 1983.
2. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детеи 6-7 лет. – М., 1984.
3. Васильева Е. Танец. – М., 1968.
4. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. – М. : Просвещение, 1967.
5. Горшкова Е. В. О музыкально-двигательном творчестве в танце // Дошкольное
воспитание, 1991. - No12. – с. 47 – 55.
6. Добровольская Г. Н. Танец. Пантомима. Балет. – Л., 1975.
7. Климов А. Основы русского народного танца. – М., 1981.
8. Миловзоров М. Анатомия и физиология человека. – М., 1972.
9. Руднева С., Фиш С. Ритмика. Музыкальное движение. – М., 1972.
10. Степанова Л. Бальные танцы. – М., !972.
11. Субботина Л. Развитие творчества у детеи. – Ярославль, 1996.
12. Фильденкраи з М. Осознавание через движение. – М., 1994.
13. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. П. Ветлугинои. – М., 1972
14. Каплунова И., Новоскольцева И. Топ-топ, каблучок. Танцы в детском саду. –
15. «Композитор- Санкт-Петербург», 2005.
16. Барышникова Т. Азбука хореографии. – М. ,2001.
17. Черемнова Е. Ю. Танцетерапия. – Ростов-на Дону. ,2008.
18. Пустовои това М. Б. Ритмика для детеи 3-7 лет. – М. ,2008.
19. Чибрикова-Луговская А. Е. Ритмика. – М. ,1998.
20. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детеи. – М. ,1989.
21. Буренина А. И. Ритмическая пластика. – С-Петербург. ,1994.
22. Буренина А. И. Ритмическя мозаика. Программа по ритмическои пластике детеи
– С-Петербург. ,1997.