Людмила Николаева
Дополнительная образовательная деятельность «Хомусчаана» по обучению детей игре на инструменте варганной музыки — хомусе
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная образовательная деятельность по обучению детей игре на инструменте варганной музыки — хомусе
МБДОУ – детский сад №1 «Звездочка» г. Якутска
Программа
работы кружка «Хомусчаана»
по обучению детей игре на инструменте хомус
Руководитель кружка: Николаева Л. В.
педагог дополнительного образования
по якутскому языку
Якутск-2019г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Темочки:
- Игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальное развитие
- Темочки
Хомус – удивительный инструмент, дошедший до наших дней из глубины веков. Несмотря на простоту наружного вида хомус музыкально богат, широк и глубок по диапазону звучания. Когда его держат в ладони, прикасаются им к губам и зубам, когда он оживает от дыхания играющего на нем, то создается особо проникновенная музыка, раскрывающая внутренний мир человека. Отличие хомуса от других музыкальных инструментов в том, что только совместно с человеком, оживляясь его дыханием, только в совместном переживании он поет-звучит, волнуя душу.
В наше время в якутских детских садах хомус – самый ценный и широко распространенный музыкальный инструмент – играет большую роль в просвещении подрастающего поколения, в его нравственном и интеллектуальном развитии. Неоценимо значение хомуса при ознакомлении детей с историей развития культуры родного народа и искусства, формирования интереса к фольклору, воспитания уважения к нему. Занятия кружка хомуса содействуют формированию у детей таких нравственных качеств, как терпение, доброжелательность, внимание, воображение, фантазию.
Программа работы кружка «Хомусчаан» основана на работах С. С. Шишигина, Р. Р. Жирковой.
ЦЕЛЬ: формирование у детей интереса к игре на хомусе
ЗАДАЧИ:
1. Развитие умения воспринимать и слушать звуки хомуса
2. Ознакомление с историей хомуса
3. Обучение приемам игры на хомусе
4. Развитие индивидуальной игры, игры в ансамбле;
5. Эстетическое и эмоциональное воспитание и культурное развитие детей музыкой хомуса.
Планируемые результаты:
К концу учебного года дети должны:
- уметь слушать музыку хомуса;
- знать и соблюдать гигиену пользования инструментом;
- владеть способом фиксирования хомуса на руке, видами ударов;
- владеть приемами игры на хомусе;
- самостоятельно выполнять упражнения для дыхания, артикуляции, кистей рук.
Календарно-тематичекий план работы кружка
на 2015-2016 уч. год
№ Тема занятия Количество
часов месяцы
1. Звуки хомуса. История хомуса. 2 сентябрь
2 Беседа о хомусе и хомусистах 2 октябрь
3 Мы играем на хомусе. Обучение первоначальны навыкам игры 2 ноябрь
4 Я играю на хомусе. Индивидуальное обучение на хомусе. 2 декабрь
5 Хомус в рисунках детей. Рисование содержания музыки. 2 январь
6 Хомус в стихах и песнях народа саха 2 февраль
7 Посещение музея хомуса. Знакомство с разными хомусами. 2 март
8 Праздник хомуса. 2 апрель
9 Звучи мой хомус. Заключительный концерт.
2 май
Список детей кружка «Хомусчаан»
Старшая группа
1. Федорова Надя
2. Федорова Лида
Подготовительная группа
1. Ефимова Айкуо
2. Курбанов Тимур
3. Заровняев Марк
4. Петрова Женя
5. Седалищев Илья
6. Афанасьева Сардаана
План работы
I. ОЗНАКОМЛЕНИЕ
– прослушивание музыки хомуса;
– беседы о хомусе, хомусистах;
– стихотворения, песни о хомусе;
– знакомство с разными хомусами;
– посещение музея хомуса;
– прослушивание различных приёмов игры;
– прослушивание произведений на хомусе различных стилей.
П. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ НАВЫКИ ИГРЫ
а) способы фиксирования, виды ударов.
– упражнения для кисти;
– фиксирование хомуса на руке;
– обучение основному удару.
б) Извлечение основного звука.
– прослушивание основного звука;
– фиксирование хомуса путём прижатия к зубам;
– фиксирование хомуса между зубами;
– упражнения для губ;
– извлечение основного звука;
– беззвучное выговаривание гласных с хомусом;
– изменение основного звука.
в) Простейшие приёмы дыхания.
– длинный вдох и выдох без хомуса (через рот, нос, с помощью мышц живота);
– длинный вдох во время одного удара;
– воспроизведение мелодий простых песен, с хомусом.
III. УВЛЕЧЕНИЕ, ПРИВИТИЕ ЛЮБВИ К ХОМУСУ
– прослушивание выступлений, произведений мастеров-исполнителей;
– рассказ о содержании музыки хомуса;
– прослушивание различных способов, приёмов игры
(, , и т. д.);
– прослушивание музыки хомуса с закрытыми глазами;
– рисование содержания музыки.
IV. ТРЕНИРОВКА, РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ
а) Разновидности ударов.
– основной удар (показ, обучение);
– обратный удар (показ, обучение);
– переменный удар (показ, обучение);
– групповые упражнения (применение песен);
– изменение ритма игры (применение музыки);
– упражнения для пальцев;
– удары вертикально удерживаемой кистью;
– игра мелодий песен с применением разновидности ударов (сольные и групповые упражнения).
б) Изменение звука.
– прослушивание различных приёмов;
– переход от звука «о» к звуку «и» во время одного удара (вначале один раз, потом в 2, 3 раза, много раз);
– упражнение для языка ();
– упражнение для языка ();
– упражнение для глотки ();
– дыхание через нос (извлечение носового звука).
в) Упражнения для дыхания.
– два вдоха во время одного удара;
– многократное вдыхание во время одного удара;
– дыхание носом;
– извлечение носового звука;
– дыхание с помощью живота.
г) Извлечение коротких звуков.
– торможение язычка пальцем левой руки;
– подражание капели;
– торможение язычка краем губ;
– извлечение короткого звука переменным ударом;
– фиксирование хомуса губами;
– боковые удары с помощью пальцев;
– подражание топоту копыт;
– остановка язычка резким вдохом.
д) Упражнения для слуха.
– прослушивание музыки хомуса с закрытыми глазами;
– беседа о содержании;
– узнавание различных приёмов;
– узнавание известных мелодий;
– прослушивание «говорящего» хомуса;
– разговор с помощью хомуса.
V. ОТТАЧИВАНИЕ МАСТЕРСТВА
– групповые занятия по видам ударов;
– групповые занятия на дыхание;
– групповые занятия на изменение ритма;
– групповые занятия на изменения звука, его силы;
– участие в подготовке репертуара;
– импровизационная игра;
– участие на конкурсах, концертах;
– поиск новых приёмов;
– игра в составе оркестра, ансамбля;
– сопровождение песен, танцев;
– заключительный концерт.
Технология реализуется поэтапно через систему занятий. Нами разработан календарно-тематический план и система занятий кружка. Эту работу можно проводить в свободное от занятий время.
I этап технологии проводится в два месяца (сентябрь, октябрь). Занятия объединяются общей темой «Чарующие звуки хомуса». Цель занятий – формирование интереса к звукам музыки хомуса в прекрасном исполнении хомусистов-виртуозов Якутии С. Шишигина, П. Оготоева, А. Дегтяревой, Ф. Гоголевой. Аудиозаписи обязательно должны быть хорошего качества. На этом этапе дети, слушая хомусиста-виртуоза, всегда удивляются красоте звучания хомуса, очень естественно улавливают связь музыки с природно-эмоциональным началом. После слушания музыки - диалог и беседа с детьми, рисование по впечатлению: здесь дети делятся с впечатлениями, рассказывают, рисуют. Воспитателю необходимо развивать в детях внимание, воображение, фантазию. Методы и методические приемы, используемые на занятиях I этапа – слушание, беседа, диалог, посиделки у камелька, графическая речь, обыгрывание игрового персонажа, создание игровой ситуации, анализ и обсуждение рисунков-эскизов.
II этап технологии. На данном этапе (ноябрь, декабрь) занятия объединяются темой «История хомуса». Здесь детей знакомим с историей возникновения хомуса в мире и у нас в республике, подчеркиваем его многонациональность, говорим о том, что 30 ноября провозглашен у нас в республике днем хомуса, так как в этот день в 1990 году в Якутске был открыт Музей хомусов народов мира. Здесь широко используется воспитателями информация из разных источников, в том числе из Интернета, занятия проводятся с использованием ТСО. Наш сад традиционно каждый год совершает экскурсии в Музей хомусов народов мира. Сотрудники музея проводят для наших детей беседы и экскурсию, это взаимодействие очень важно для детей и родителей.
На данном этапе широко используется метод проектов и интегрированный метод [2]. Детям предлагается создать проект истории хомуса, нарисовать модель хомуса, историю хомуса, о создателях хомуса – кузнецах. Здесь необходимо отметить, что при выполнении проектов взаимодействие с родителями обязательно. Для этого проводятся родительские собрания, консультации и семинары для родителей.
III этап технологии (январь, февраль) «Мы играем на хомусе» - это приобщение к игре на хомусе по желанию и в зависимости от возраста ребенка. Нам часто задают вопрос, могут ли дети дошкольного возраста играть на хомусе? Не вредит ли это на неокрепшие зубы и десны? В своей книге «Игра на хомусе», адресованной руководителям кружка хомусистов, С. Шишигин советует учить детей играть на детском, мягком хомусе, до 6 лет достаточно научить умению фиксировать хомус между зубами, правильно ударять по язычку, вдыхать и выдыхать, извлекать основной звук, выполнять простейшие приемы игры.
На данном этапе мы набираем детей по желанию в кружок «Догордоhуу - Дружба», где дети учатся играть не только на хомусе, но и на других национальных якутских инструментах. Эта работа ведется совместно с педагогом дополнительного образования по якутскому языку.
Также ведется совместная работа воспитателя с руководителем изостудии детского сада по выполнению творческих работ по эскизам, выполненным на предыдущих этапах. Из эскизов, выполненных в группе, руководитель изостудии выбирает наиболее удачные и интересные. С этими детьми проводится работа по выполнению картины в условиях изостудии. Темы: «Чарующие звуки хомуса», «Мы в музее хомуса», «Хомус в эпосе олонхо», «Хомус и народы мира» и др.
IV этап – обобщающий (март, апрель). На обобщающем этапе в детском саду устраивается фестиваль «Этигэн хомус». Участники фестиваля – дети подготовительных групп, зрители – старшие и подготовительные группы детского сада, родители, педагоги. В рамках фестиваля – участие в городских и республиканских мероприятиях «Туой тойук, дуорай хомус!», «Полярная звезда», «Творческая мозаика», конкурсы рисунков.
В марте проводится конференция участников проекта, где дети в празднично убранном музыкальном зале, представляют свои проекты, выполненные на втором этапе, по итогам участникам выдаются сертификаты и дипломы, благодарности родителям.
Игра на хомусе – самый распространенный красивый вид традиционной культуры, которому можно и нужно обучать всех детей.
Однако хомус – не самозвучащий инструмент. Без того, что человек буквально не вдохнул в него жизнь, он не зазвучит. Таинство его состоит в том, что он представляет единое целое с дыхательно-голосовым аппаратом человека. Поэтому, когда хомусист сольется с хомусом в музыкальный инструмент, взволнуется вместе с ним, волшебная музыка хомуса способна удвоить человеческую радость, разогнать, развеять печаль, исцелить от болезней.
Игра на хомусе способствует формированию музыкальных интересов учащихся, развитию музыкальных способностей.
Хомусы изготовлялись из дерева, кости и железа. Но наиболее широкое распространение во всем мире получили железные и медные хомусы.
Хомус древний музыкальный инструмент народа саха. В древности у народа Саха были деревянные хомусы, но в настоящее время их нет. Возрождается якутский двуязычковый хомус, но основным инструментом остается одноязычковый железный хомус.
Принципы методики преподавания игры на хомусе должны исходить из важнейшего правила музыкальной педагогики о единстве обучения и воспитания. Методика работы будет определяться возрастными и психофизиологическими особенностями учащихся.
Необходимо, чтобы учебный процесс был увлекательным, пробуждал воображение, фантазию и творческую активность ребенка. В работе над выразительностью звучания хомуса развивается ассоциативное мышление и творческое воображение.
Процесс развития технических навыков игры также должен быть интересным и целенаправленным, чтобы ученик не заучивал многочисленные приемы игры, не понимая их цели и конечного результата. Игра на хомусе также способствует приобретению определенных навыков, желательно отточенных до автоматизма.
Обучение взрослых учащихся несколько отличается от обучения детей. Они занимаются хомусом уже сознательно, им нужны яркие и убедительные музыкальные примеры. Можно показать возможности включения хомуса в классические, эстрадные и джазовые композиции, фольклорные ансамбли.
Чтобы развить музыкальный слух у взрослых учащихся, нужно повысить требования к самостоятельной их работе и увеличить объем домашних заданий. Обычно у старших непосредственно звуковая, интуитивная музыкальная память значительно слабее, чем у детей и основой запоминания становится мышление, логическая память. Поэтому нужно подробно разъяснять, как тренировать движения мышц исполнительского аппарата, память, развивать интонационное мышление и слух, организовать домашнюю работу. Игра на хомусе также способствует эстетическому и эмоциональному развитию учащихся. Лучше, если ученик начнет с детского возраста. Тогда он лучше воспринимает звук, технику, музыку хомуса. Велико воспитательное значение хомуса. Ребенок – хомусист вырастает ответственным, дисциплинированным, целенаправленным.
Первые навыки ученик должен получить в среднем звене. В это время достаточно научить правильно фиксировать хомус, правильно ударять по язычку, извлекать основной звук, выполнять простейшие приемы игры. Нужно учитывать состояние зубов: молочных не должно быть, больных тоже. На первых порах занятия должны быть кратковременными, в виде игры. С начинающими лучше заниматься индивидуально. При обучении учащихся обращаем внимание на развитие умения слушать музыку хомуса, любить инструмент, хорошо играть на хомусе. Нужно учитывать психологические особенности учащихся. На примере овладевших тонкостями игры на хомусе, достигать осознанного, упорного стремления к изучению хомуса. В конце четверти, учебного года закрепляем материал и используя игры, викторины, конкурсы, рисование, проверяем уровень овладения.
Без хорошего инструмента трудно стать настоящим исполнителем, поэтому важно научить детей различать хомусы, выбирать подходящий для себя.
Таким образом, ребенок овладевающий игрой на хомусе, приобщается к культуре, традициям своего народа, становится ценителем прекрасного, истинным патриотом своей земли.