Ольга Нестерова
Дополнительная образовательная деятельность по ДИП «Сонор» и шашкам
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Игра Сонор в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения, как основное средство индивидуального развития ребенка.
Цель:
Ознакомить детей с игрой Сонор, которая способствует развитию и формированию внимания, сосредоточенности, логической, интеллектуальной, первоначальной математической и творческой структуры мышления, совершенствованию речи, воспитанию физически, эстетически здорового человека, живущего в гармонии с окружающим миром.
Задачи:
1. Ознакомить детей с игрой Сонор.
2. Сформировать внимание, сосредоточенность.
Публикация «Дополнительная образовательная деятельность по ДИП „Сонор“ и шашкам» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
3. Развить логическую, интеллектуальную и творческую способность
4. Сформировать навыки первоначального математического мышления
5. Совершенствовать речь
6. Воспитать физически и эстетически здорового человека, живущего в гармониии с окружающим миром.
Русские шашки
1. Описание и правила игры
2. Ограничения
3. Цель игры
4. Нотация и условные обозначения
Описание и правила игры
В игре участвуют 2 игрока, каждый из них в начале игры имеет по 12 шашек (у каждого игрока комплект шашек своего цвета стандартно белые и черные). Игра ведется на стандартной шахматной доске (8x8) повернутой так, что бы перед игроком играющим белыми в левом нижнем углу клетка (поле) была черного цвета. В процессе игры используются только 32 поля (черного цвета). В начальной позиции шашки занимают по 3 горизонтали с каждой стороны (см. диаграмма 1). Играющий белыми ходит первый, далее поочередно по одному ходу за раз.
Шашки бывают двух типов : простые и дамки. Дамка обычно обозначается либо двумя шашками, поставленными друг на друга, либо перевернутой шашкой.
Простая (в начальной позиции все шашки являются простыми) становится дамкой в случае достижения в процессе игры последней, относительно игрока ее "владельца”, диагонали, на диаграмме 3 белая простая g7 следующим ходом может стать дамкой, пойдя либо на поле h8 либо на поле f6.
Простая может ходить двумя способами:
а) тихий ход - передвижение простой вперед по диагонали на любое свободное соседнее поле (назад тихий ход не осуществляется, например: в начальной позиции (см. диаграмма 1) белая простая еЗ может пойти на f4 или на d4, в то время как простая аЗ имеет только один вариант на Ь4;
б) бой - при котором простая может перепрыгнуть (ударить, съесть) через простую или дамку соперника, находящуюся на соседнем поле по диагонали, при условии что следующее по той же диагонали поле свободно (на диаграмме 4 белая простая может побить в четырех направлениях на cl, gl, с5, g5, в случае если после боя бьющая шашка имеет возможность побить еще, то бой следует продолжать (бой может осуществляться в любых направлениях с учетом ограничений описанных в пункте 2) ( на диаграмме 5 белая простая может побить в двух направлениях либо еЗ: с5:е7, либо e 3:g5). После боя "битые" шашки соперника снимаются с доски. Простая в процессе боя достигнувшая последней диагонали становится дамкой и при возможности продолжает бой как дамка, по правилам боя для дамок (на диаграмме 6 белая простая Ь6 может побить 2 шашки окончив бой либо на поле f6 либо g5 либо h4 при этом превратившись в дамку, на диаграмме 7 белая простая Ь6 может побить 2 шашки окончив бой либо на поле g5 либо h4 при этом тоже превратившись в дамку
Ограничения
В процесс боя шашки снимаются после окончания хода (турецкий удар) (На диаграмме 12 у белых есть замечательная возможность выиграть 1. Ь2-сЗ черные должны бить 1. a 5:el :g 3:e5 и все шашку d4 бить нельзя, после чего белые бьют 2. d 4:f 6:d 8:a5 с выигрышем). Шашку нельзя бить больше чем один раз (На диаграмме 13 изображена позиция, в которой у белых есть несколько вариантов боя: е1: сЗ:а5; el :c 3:e 5:g 3:el; el :g 3:e 5:c 3:el; el :g 3:e 5:c 3:b4, однако все шашки соперника за один раз el :c 3:e 5:g 3:el :a5 белые побить не могут, поскольку в этом варианте шашка d2 бьется дважды, а это запрещено).
Цель игры.
Побить или запереть (при ходе соперника у него есть шашки, но они не могут совершить ни одного хода) все шашки соперника. Если этого не удается достичь ни одному из соперников, то присуждается ничья
Нотация и условные обозначения.
Каждое поле на шашечной доске имеет свое обозначение. Для этого горизонтальные ряды получают номера от 1, 2, 3,4, 5, 6, 7, 8, а вертикальные ряды обозначаются латинскими буквами а, Ь, с, d, е, f, g, h. Поле, находящееся на пересечении вертикали d и горизонтали 4 обозначается как d4. По аналогичной схеме даются обозначения всем полям на доске (см. диаграмму 13). Тихий ход шашкой с поля сЗ на поле d4 будет записан как c3-d4 или cd4 (сокращенная запись, бой же обозначается так еЗ: с5: е7 или еЗ: е7 или е:е7 (см. диаграмму 5). Запись И. аЗ-Ь4 d6-e5 означает, что на 11-м ходу белые пошли аЗ-Ь4, а черные ответили d6-e5
При разборе позиции или анализе партии могут встретиться следующие обозначения
a)! - сильный ход;
b)! - очень сильный ход;
c)? - слабый ход;
d)? - грубый промах;
e)! - плохой ход, но в конкретном случае сыграл положительную роль;
f)? — острый, рискованный ход;
g) + - с преимуществом (обычно той стороны, чей ход записан последним);
h) ++ - с большим преимуществом;
i) = - ничья или равная игра; j) х - с выигрышем.
к) ~ - любой ход ( например: Il.c3-d4 * 12.d4-c5x это означает что при любом ответе на Il.c3-d4 белые походят 12.d4-c5 с выигрышем).
История шашек
Шашки - древняя игра. Существует две версии ее возникновения. Первая уходит корнями в Египет. Именно там была обнаружена гробница фараона Тету. Росписи на ее стенах говорят о том, что вельможи увлекались игрой в шашки. А было это 5000 лет назад. Вторая историческая версия приписывает изобретение шашек греческому войну Паламеду, который якобы придумал ее от скуки при десятилетней осаде Трои.
В древней Руси игра появилась в X веке. Здесь же она обрела свое название. Слово «шашка» означало «ровно рубленная часть ствола дерева». Если вспомнить, как выглядят шашки, то станет понятно, о чем идет речь. Широкое распространение в России игра получила после того, как Петр? ввел шашки в свои знаменитые «Ассамблеи».
В СССР шашечная игра была на 8 месте по популярности среди всех видов спорта. В современной России ее популярность немного угасла, но, несмотря на это, любители и ценители шашек есть во всем мире. Одним из тех, кого увлекла эта интересная игра, является наш земляк, мастер спорта по шашкам, призер Чемпионатов СССР, Александр Николаевич Заикин. С 1981 г. он в Михневском районном Детско-юношеском Центре (тогда он назывался Дом пионеров) возглавлял кружок «Русские шашки», прививал ребятам интерес к этой увлекательной игре. С 1982 г. стали проводится ежегодные соревнования среди учащихся. 4-х кратный победитель этих соревнований, а ныне мастер спорта по шашкам, Росляков Григорий Алексеевич принял эту эстафету у своего тренера и с 1997 г. руководит коллективом «Русские шашки».
В процессе занятий шашками ребята приобретают выдержку, развивают свои творческие способности и фантазию, учатся анализировать и планировать, осуществлять на шашечной доске позиционные маневры и красивые комбинации.
План работы на 2019-2020 учебный год.
Октябрь
Ознакомить детей с игрой Сонор, История игры Сонор. Динамическая интеллектуальная игра преследования Сонор
Ноябрь
История игры в шашки. Знакомство с правилами игры в шашки
Декабрь
Сонор и основы математики
Январь
Игры в шашки
Февраль
Сонор и рисование
Март
Соревнования по шашкам
Апрель
Сонор и экология.
Соревнования по игре Сонор
Май
Сонор – подвижная игра.
Игры и соревнования по шашкам.