Любовь Коростелева
Программа «Юные патриоты России» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО - ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЮНЫЕ ПАТРИОТЫ РОССИИ»
Уровень освоения:
Возраст дошкольников: 5-7 лет Срок реализации: 2 года
Объем Программы 144 часа
Составитель:
Воспитатель Коростелева Л. Д.
г. Хабаровск,
2022г.
1 Комплекс основных характеристик ДООП
Пояснительная записка
ДООП «ЮНЫЕ ПАТРИОТЫ РОССИИ» СОЦИАЛЬНО - ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. Основное направление – военно патриотическое и гражданско – патриотическое воспитание. Вид деятельности: участие детей в конкурсах, фестивалях, акциях.
Программа составлена на основании нормативно – правовых документов: Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ФЗ) Программа составлена на основании нормативно-правовых документов:
• Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г.» (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развитияи региональных систем дополнительного образования детей»;
• Положение о дополнительной общеобразовательной программе в Хабаровском крае (утв. приказом КГАОУ ДО РМЦ от 26.09.2019 № 383П);
- Устав МАДОУ г. Хабаровска «Детский сад комбинированного вида №196»
- Образовательная программа МАДОУ № 196;
- Парциальная Программ Зеленовой Н. Г., Осиповой Л. Е. «Мы живём в России» по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников (старшая, подготовительная группы, Москва 2016.
Уровень освоения Стартовый (ознакомительный) Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы; развитие мотивации к определенному виду деятельности.
Актуальность
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей, начиная со старшего дошкольного возраста.
Ведь дошкольное детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Россия – как ты огромна и величава. Любой уголок нашей страны неповторим, как неповторим наш родной Хабаровский край. Мы живем в замечательном городе и крае, о котором слагают стихи и поют песни, нам есть чем гордиться и восхищаться. Наш город и край богат природой и очень красив. И, живя в таком богатом и красивом месте, нельзя не знать о его людях, достопримечательностях, истории развития и т. д. Поскольку у детей 5-6 лет еще нет достаточно сложившихся исторических представлений, не сформировалось логическое мышление, познание своей Родины необходимо начинать с родины малой, т. е. семьи, родного города, края, страны. Далее с возрастом будет расширяться круг представлений за счет новых знаний, а также пойдет углубление прежних представлений благодаря передачи общественно-ценного патриотического опыта старшего поколения младшему. Хабаровск – благодатный город для воспитания лучших человеческих качеств, в нем воспитываются настоящие патриоты нашей необъятной страны. Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека на протяжении всей его жизни. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя целый этап на пути своей зрелости, поднимаются до уровня патриотического самовоспитания.
Русский критик Н. Г. Чернышевский говорил: «Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство - силой патриотизма».
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.
В своем послании Президента Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года Владимир Владимирович Путин сказал: «…для всех, кто хочет работать, проявить себя, готов честно служить Отечеству и народу, добиться успеха, Россия всегда будет страной возможностей. В этом залог нашего будущего.
Погружая ребенка в атмосферу данной программы, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, проявить самостоятельность, ощутить дух коллективизма, взаимопомощи, чувство социальной ответственности; осознать себя личностью, повысить самооценку за счет приобретения новых знаний, умений и навыков, профессиональных компетенций.
Новизна Программы
Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключаются:
во-первых, в преемственности образовательных и воспитательных программ с основной школой;
Во-вторых, носит профессиональную направленность;
В третьих, содержит региональный компонент.
Особенности программы.
На базе старшей группы детского сада создан патриотический отряд «Орлята», который включает в себя совместную деятельность педагогического коллектива группы с общественными организациями подростково-молодежный клуб «Поколение», ВПК «Каскад».
Программа включает комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания дошкольников, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции. Программа осуществляет до профессиональную военную подготовку дошкольников.
Все воспитанники группы – члены отряда юных юнармейцев «Орлята», подшефного военно-патриотического клуба «Каскад» (морская пехота) могут быть поделены на два отделения по 16 чел в каждом отделении, с выбором своего названия (для отделений, командиров.
Командир отряда (он же командир отделения, а также командир 2 отделения, выбираются путем голосования среди членов отряда.
Остальные члены органов самоуправления могут быть выбраны посредством игры «Выборы", либо по средствам общего голосования.
Игровая модель всей программы построена по принципу накопления опыта знаний участников программы – максимальная включенность и активность в каждом отдельно взятом мероприятии существенно увеличивает шансы каждого отделения на победу в командном зачете по итогам года.
Объем и срок освоения программы
Срок реализации программы 2 года,
Период реализации Продолжительность занятий Количество
Занятий в неделю Кол – во часов в неделю Кол – во недель Кол – во часов общее
2 года 2 2ч 4 36 144
Адресат Программы: Дети 5 – 7 лет
Форма обучения: очная
Формы проведения занятий: групповые, индивидуальные, всей группой
1. Мероприятия непосредственно образовательной деятельности (далее – НОД, продолжительность 35 мин., в процессе которых дети получают знания по изучаемым тематическим блокам.
2. Совместная деятельность воспитателя и наставников патриотических клубов «Поколение» и «КАСКАД» с детьми:
- дидактические игры;
- настольные игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- театрализованные игры;
- квест – игры;
-спортивные эстафеты;
- беседы о семье, детском саде, родном городе и т. д. ;
- рассматривание тематических альбомов, иллюстраций;
- организация выставок предметов детского творчества.
• Изобразительная деятельность.
• Прослушивание литературных и музыкальных произведений.
• Праздники, утренники, развлечения.
• Выезды в музеи, экскурсии к памятникам воинской славы.
3. Целевые прогулки (экскурсии) к историческим памятникам.
4. Дидактические игры, с/ролевые игры (Приложение №2). Например, как «Чем богат Хабаровский край», «Флаги», «Герб Хабаровска» доставляют ребенку и массу удовольствия, и имеют огромный познавательно-закрепляющий эффект и способствуют развитию познавательного интереса через игру.
5. Практические занятия по начальной военной подготовке, порядок выполнения команд.
Цель: Программы «Юные патриоты России»: Формирование гражданственности и патриотизма, через различные виды дельности и реализацию интересов детей. Популяризация движения "ЮНАРМИЯ».
Задачи:
Предметные
1. Сформировать общее понятие гражданственности и патриотизма.
2. Сформировать навыки создания творческих проектов.
3. Сформировать общие понятия об основных событиях Великой отечественной войны, вовлечь в движение «Орлята России.
4. Обучить практическим навыкам по начальной военной подготовке через игру.
5. Сформировать знания об истории и культуре родного края.
6. Обучить основным правилам использования Государственных символов Российской Федерации.
Межпредметные задачи:
1. Развивать коммуникативные способности, умение работать в коллективе.
2. развивать познавательные компетентности у дошкольников, познавательный интерес, умения слушать и слышать, объяснять порядок действий при выполнения заданий.
3. развивать волевую эмоциональную и духовно – нравственную сферу: инициатива, самостоятельность, уверенность в своих силах.
4. развивать интерес к истории родного края в годы Великой отечественной войны и в мирное время.
5. Формировать потребность в саморазвитии в процессе общения со сверстниками и кадетами – наставниками.
6. Развивать интерес к укреплению и сохранению своего здоровья и повышать значимость внедрения комплекса ГТО.
Личностные задачи:
1. Формировать навыки поведения и совместной деятельности в коллективе.
2. Воспитывать уважение к историческому прошлому России в целом и своего родного края в частности.
3. Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива: взаимопонимание, взаимовыручка, поддержка в группе, внимательное и уважительное отношение к делу и человеку;
4. Воспитывать ответственность за общее дело.
5. Воспитывать в ребенке чувство любви и привязанности к своей семье, детскому саду.
6. Воспитывать уважение к труду, людям, к природе и всему живому.
Учебный план
Программа состоит из 2 разделов. Весь материал систематизирован, предлагаемые темы связаны между собой:[/b]Знакомство с городом начинается со знакомства с детским садом, с улицей, по которой идешь в детский сад, городом, символикой. Важно показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, памятниками, людьми, прославившими город, героями труда, Великой Отечественной войны, защитникам Отечества;
Продолжением работы будет знакомство с родным краем, другими городами Хабаровского края.
1 год обучения - «Знай и люби свой город- «Город Воинской славы»»
Продолжением работы будет знакомство с родным краем, другими городами Хабаровского края.
2 раздел - «Люби и знай свой Хабаровский край»
Предполагает знакомство с Хабаровским краем, его государственной символикой, достопримечательностями, социально-экономической значимостью природных особенностей и богатств;
С животным и растительным миром, с народом, живущим на Дальнем Востоке, о культурных ценностях, жизни, быте, языке, традициях, которые они представляют;
Планируемые результаты
По завершении реализации программы дети должны: знать уметь
На конец 1 года обучения дошкольники знают
• Государственные символы России
• Города-герои
• Имена ветеранов Великой отечественной войны - жителей Хабаровска
• 3-4 патриотические песни, гимн России.
• Принимают участие в Вахте памяти, акциях «Георгиевская ленточка». Муаровая ленточка и др.
На конец 2 года обучения дошкольники знают
• Государственные символы России
• Воинские звания, погоны
• Историю своей семьи
• 5-6 патриотических песен
• Умеют создавать и реализовывать творческие проекты
• Умеют заниматься поисковой работой
• знают о Всероссийском детско-юношеском военно-патриотическом общественном движении, кем было создано и с какой целью;
Дети хорошо умеют:
• ориентироваться в родном городе, районе, имеют представления о родном крае;
• использовать в речи название улиц, площадей, памятников, представителей флоры и фауны;
• использовать в речи название военной техники и оружия РФ;
• Выполнять строевую стойку и строевые команды;
• организовать активный, общественно-полезный труд, способствующий проявлению готовности подрастающего поколения к участию в движении "ЮНАРМИЯ".
Содержание Программы «Юный патриот России»
Тема первого года: «Знай и люби свой город- «Город Воинской славы».
Результаты:
• Дети знакомы с символикой города, края, страны, с историей Великой отечественной войны, армией России, военной и боевой техники;
• Имеют представление о движении «Юнармия»
У детей сформировалось представления:
• о традициях коренных народов Хабаровского края, Дальнего Востока;
• об истории возникновения города и края, символики родной страны;
• о флоре и фауне края и города;
• о вооруженных силах РФ, военной техники, военных профессиях;
Дети хорошо умеют:
• ориентироваться в родном городе, районе;
• использовать в речи название улиц, площадей, названия военных профессий, военной техники, представителей флоры и фауны;
Родители:
• Расширились и повысились знание родителей по вопросам патриотического воспитания детей.
• Познакомились с движением «Юнармия»
Формы педагогической диагностики
Педагогический анализ достижения планируемых результатов осуществляется на основе критериев и с помощью использования различных методов: индивидуальных бесед с детьми, специально разработанных заданий, дидактических упражнений, педагогических наблюдений во время занятий и в повседневной жизни.
В целях мотивации самые активные участники получают «звезды» -элементы рейтинговой системы личностного и командного роста. Для этого создана рейтинговая система отряда «Орлята», каждый участник программы имеет книжку «Юный патриот России», в которую фиксируются все личные достижения участников данной программы. В конце каждого года будет проходить торжественное награждение самых активных участников. Также по итогам отдельных мероприятий можно награждать самых достойных званием- «Герой дня» («Герой недели», «Герой месяца»). Красные "звёзды" могут быть заработаны каждым отделением за победу или участие в мероприятиях (на усмотрение воспитателя, педагога). Синие "звёзды" может заработать каждый отдельный «Орленок» за личные достижения в рамках конкурсов, мероприятий, соревнований и т. п., где он участвовал лично.
В конце года при подведении итогов каждое отделение (лидер по сумме всех заработанных за год звезд) награждается грамотами, отделение –победитель получает кубок, самые активные участники награждаются дипломами и сувенирами (браслеты, значки и др.)
Организация детского самоуправления в отряде «Орленок» является важным условием развития инициативы и лидерских способностей детей.
I. Комплекс организационно – педагогических условий
Материально техническое обеспечение:
Для реализации программы «Юные патриоты России» организованы :
Уголки патриотического воспитания в группе;
Кабинет патриотического воспитания в подростковом клубе ПМК «Поколение»;
Дидактические материалы:
• увеличенные, сканированные копии музейных фотографий с видами города, памятных мест города, видами вооружений, памятников, военной техники и т. д.
• портреты выдающихся земляков, ветеранов ВОВ и д. р.
• увеличенные сканированные открытки с видами современного Хабаровска, городов Хабаровского края; подготовленные презентации и видеоролики;
• флаг, герб города, края;
Наглядный и демонстрационный материал:
презентации, иллюстрации, фотографии, картины, слайды по проблеме;
Библиотечка книг с патриотическим содержанием;
теоретическая и методическая литература,
4. Материалы для занятий по патриотическому воспитанию
Репродукции картин
Методическая литература
Наглядные и дидактические пособия
Иллюстрации различных видов войск, портреты героев.
Дидактические и с/ролевые игры и атрибуты к ним;
Военная игрушечная техника;
5. Электронные образовательные ресурсы: ноутбук проектор, презентации, фильмы
Аудиозаписи
Карты, атлас, глобус
Художественная литература
Государственная символика.
Методическое обеспечение:
Программа учитывает следующие принципы:
• Принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с воспитателем, а не просто пассивно перенимают его опыт.
• Принцип тематического планирования: природа, культура, родной город, родной край, родная страна. Армия России, военная техника, начальная военная подготовка;
• Принцип доступности - предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, возрастных особенностей и подготовленности детей;
• Принцип целостности: использование данного принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современной проблемы нравственно-патриотического воспитания и служит одним из существенных условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме;
• Принцип преемственности: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальном звене общеобразовательной школы; содружество с семьей, преемственность с общественными организациями.
Сотрудничество с ПМК «Поколение», ВПК «Каскад»
Сотрудничество с МБОУ «СОШ№76 имени А. А. Есягина»,
Штабом юнармейского движения железнодорожного района
• Принцип активности: важным этапом нравственно-патриотического воспитания детей является их проектная деятельность, имеющая нравственную направленность. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний (совместный поиск решения задач: сбор материала для фотоальбома из истории нашего отряда, воспоминания ветеранов ВОВ, тружеников тыла, детей войны, материал для макета и др., укрепляет субъективные позиции ребенка в разных видах деятельности, не ограничиваясь знаниями, которые получают в детском саду;
• Принцип культуросообразности (историзма): данный принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение (от простого к сложному);
• национально-культурных традиций и выработке на этой основе ценностных ориентаций, и реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое /давным-давно/ и настоящего /в наши дни/;
• Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
• Принцип комплексности: каждая тема реализуется через комплекс различных видов деятельности ребенка /познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие/.
• Принцип интеграции: Принцип интеграции образовательных областей в ДОУ по ФГОС заключается в соединении знаний из разных областей, которые должны дополнять друг друга.
Формы реализации Программы
Мероприятия непосредственно образовательной деятельности (далее – НОД, продолжительность 35 мин., в процессе которых дети получают знания по изучаемым тематическим блокам. Между занятиями перерыв для проветривания и смены деятельности.
Совместная деятельность воспитателя с детьми:
• - дидактические игры;
• - настольные игры;
• - сюжетно-ролевые игры;
• - театрализованные игры;
• - квест – игры;
• -спортивные эстафеты;
• - беседы о семье, детском саде, родном городе и т. д. ;
• - рассматривание тематических альбомов, иллюстраций;
• - проблемные ситуации - самостоятельный поиск решения на поставленное задание;
• - практические – упражнения, эксперименты;
• - организация выставок предметов детского творчества.
• Изобразительная деятельность.
• Прослушивание литературных и музыкальных произведений.
• Праздники, утренники, развлечения.
• Выезды в музеи, экскурсии к памятникам воинской славы.
Методические рекомендации по реализации Программы
Программа по патриотическому воспитанию ориентирована на 2 разделов, весь материал систематизирован, предлагаемые темы связаны между собой и могут быть использованы педагогами при работе с воспитанниками старшего дошкольного возраста. Занятия по данным разделам теоретические и практические могут проводиться как всей группой, так и по подгруппам и индивидуально.
Каждое теоретическое занятие, проводятся как интегрированное состоящие из бесед, рассказа, объяснения и дополняется выполнением различных дидактических заданий и упражнений в виде тематических рисунков, занятий конструированием, аппликацией, практических занятий и др.
Формы теоретических занятий
• Объяснение нового материала.
• Рассказ – повествование (изложение, который необходим для изложения намеченного содержания.
• Беседа, вводная или организующая, цель которой подготовить детей к усвоению нового материала.
• 4. Беседа закрепляющего плана, служащая для обобщения и систематизации уже имеющихся у детей знаний.
• Чтение стихов, рассказов детских писателей, поскольку эта форма работы с детьми имеет большое закрепляющее действие.
Формы практических занятий
• дидактические игры. Например, как «Чем богат Хабаровский край», «Флаги», «Герб Хабаровска» доставляют ребенку и массу удовольствия, и имеют огромный познавательно-закрепляющий эффект и способствуют развитию познавательного интереса через игру.
• Художественная деятельность. Данные практические занятия способствуют развитию необходимой для детей моторики, развитию воображения, зрительному осмыслению и творческому закреплению изученного материала.
• Практические занятия по начальной военной подготовке, порядок выполнения команд.
• практические занятия с курсантами с кадетами школы №76,
• целевые прогулки (экскурсии) к историческим памятникам, акции.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Методическая литература:
2. «Патриотическое воспитание дошкольников» Алёшина, Н. В. [Текст] / Н. В. Алёшина. – М. : Просвещение, 2005.
4. «Истоки русской народной культуры в детском саду» Гаврилова, И. Г [Текст] / И. Г. Гаврилова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
5. «Дошкольнику – об истории и культуре России» Данилина, Г. Н. [Текст] / Г. Н. Данилина. – М. : АРКТИ, 2003.
7. «Мы живём в России». Зеленая, Н. Г [Текст] / Н. Г. Зеленая, Л. Е. Осипова. – М. : «Скрипторий», 2008. – 29 с.
8. «С чего начинается Родина?» Кондрыкинская, Л. А. [Текст] / Л. А. Кондрыкинская. – М. : Сфера, 2004
9. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Маханева, М. Д. [Текст] / М. Д. Маханева. – М. : АРКТИ, 2004. – 56 с.
10. «Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами» Ривина, Е. Л. [Текст] / Е. Л. Ривина - М. : АРКТИ, 2002. - 180 с.
13. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О. Л. Князева, Д. М. Маханева, Санкт- Петербург, 1997 год.
14. «Беседы о великих соотечественниках», И. А. Агапова, М. А. Давыдова, 2005 год.
15. «Дошкольникам о защитниках Отечества», Л. А. Кондрыкинская, 2005