Ольга Мамонова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Юные следопыты»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: создать условия, направленные на закрепление знаний детей об образе жизни и поведении диких животных зимой, активизацию словаря; обогащать и систематизировать представление о зиме, как о времени года.
Материал и оборудование: обучающие карточки «Животные России», иллюстрации следов зверей: зайца, белки, лисы, волка.
Ход занятия
Педагог читает стихотворение.
Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет -
Когда это бывает?
Дети: Зимой.
Педагог: Правильно. Поиграем в игру?
Дети: Да.
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Юные следопыты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
Дидактическая игра «Хлопни в ладоши, если поймаешь зимнее слово»
Педагог: Приготовили ручки и ушки.
Зима - это жарко, холодно, ветер, снег, мороз, снежинка, сосулька, снегопад, вьюга.
А теперь поговорим о словах, которые вы поймали.
Снег - белый, мягкий, мокрый, холодный, хрустящий.
Мороз - сильный, крепкий, жгучий.
Лед - прочный, холодный, тонкий.
Ветер - сильный, порывистый, холодный.
Вьюга - белоснежная, грозная, злая, колючая, холодная.
Ой, от таких слов и замерзнуть можно, давайте погреемся.
Речь с движением «На прогулку.»
На дворе белым - бело, (Машут кистями рук.)
Много снега намело! (Показывают «сугробы».)
Ой-ой-ой, какой мороз! (Хлопают себя по плечам.)
Обморозить может нос! (Трут нос.)
Теплые штанишки мы наденем быстро, (Натягивают «штанишки».)
Шапку, шубу, рукавички. (Одевают «шапку, шубу, рукавички».)
Валенки на ножки, чтоб топать по дорожке! (Топают ножками.)
В теплый шарфик спрячем нос, (Натягивают «шарф» на нос.)
И не страшен нам мороз! (Грозят пальчиком.)
Ребята, вы согрелись? Предлагаю вам отправиться в зимний лес.
Ребята, а вы знаете, как надо вести себя в лесу?
Дети: Не бегать, не кричать, не шуметь.
Педагог: Ведь мы можем напугать зверей. Молодцы!
Как красиво в лесу. Как много снега.
Ой, посмотрите, перед нами тропинки. Давайте их посчитаем.
Дети: Один, два, три, четыре.
Педагог: Давайте посмотрим, что есть на первой тропинке? Что это?
Дети: Следы.
Педагог: А чьи это следы? Отгадайте загадку.
В серой шубке ходит летом,
В белую зимой одет он.
Он петляет по лужайке,
Догадались это? (Заяц.)
Конечно заяц. Расскажите, какой заяц.
Дети: Он маленький, у зайца белая, теплая шерстка, длинные ушки, короткий хвост, быстрые лапки, он очень шустрый.
Педагог: Ребята, а что кушает заяц зимой?
Дети: Кору деревьев, травку под снегом.
Педагог: Вот следующая тропинка, опять на ней следы. Знаете, чьи?
Дети: Нет.
Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом. (Белка).
Педагог: Белка какая?
Дети: Пушистая, мягкая. У белочки большой хвост, маленькие ушки с кисточками на кончиках. Она серо-коричневая. Белка делает запасы на зиму: орешки, грибы, желуди.
Педагог: А почему она так высоко живет?
Дети: Прячется от хищников.
Педагог: А кто на нее охотится?
Дети: Лиса, волк, куница.
Педагог: Давайте посмотрим на третью тропинку. Кто же по ней побежал? Не знаете?
Но мне кажется мы сможем догадаться, если отгадаем загадку.
Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает? (Лиса.)
Вот оказывается, кто по этой тропинке пробегал.
Педагог: Давайте расскажем про лису, какая она.
Дети: Лиса рыжая, пушистая, хитрая, у нее чуткий нос.
Педагог: А как ее в сказках называют?
Дети: Плутовка.
Педагог: А еще у нее длинный, пушистый хвост. Кстати необходим он лисе вовсе не для «заметания» следов, а как отличный балансир и руль во время бега, а также пушистое теплое покрывало в зимних ночевках.
Ребята, вы молодцы, но вот на четвертой тропинке у нас опять следы. Вы знаете чьи?
Дети: Нет.
Педагог: Давайте поиграем в
игру «Отгадайте, кто такой?»
и узнаем, кто пробегал по четвертой тропинке.
Он серый, зубастый, страшный, голодный. (Волк.)
Педагог: Ребята, а чем питается волк?
Дети: Он - хищник. Охотится на зайца, копытных животных.
Педагог: А скажите, чьи следы мы не увидели?
Дети: Ежика и медведя.
Педагог: Почему?
Дети: Они зимой спят.
Педагог: Да, они зимой спят и их нельзя будить. Если мишку разбудить, что произойдет?
Дети: Он будет сердиться.
Педагог: Как его называют?
Дети: Шатун.
Педагог: Ребята, понравилось вам в зимнем лесу?
Дети: Понравилось.
Педагог: Но нам пора отправляться в обратный путь! А вернемся мы по своим следам. Ведь вы тоже оставили их на лесной тропинке. Вернулись. Вот мы и в садике!
На следующем занятии мы продолжим говорить о животных леса и о том, как они приспосабливаются к зимним условиям.
Список использованных источников
1. Анашкина Е. Н. Тропой натуралиста. - Ярославль: Академия развития, 2006. - С. 117.
2. Елкина Н. В., Тарабарина Т. И. 1 000 загадок. - Ярославль: Академия развития, 1997 - С. 103-108.
3. Шамаева С. Е. Родная природа (часть I). - Воронеж: Издательство ТОО «Левый берег», 1996. - С. 160.