Ирина Таранова
Доминантное занятие по слушанию музыки «Кто с нами рядом живет?» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
учить слышать средства выразительности в музыке, создающие образ животного (регистр, динамику, характер звуковедения);
дать детям представление о понятии «мажор» и «минор»;
воспитывать умения отображать свои впечатления от прослушанной музыке в рисунке;
развивать воображение детей.
Музыкальный ряд :
«Капризный воробей», муз. А. Холминова;
«Кошачий дуэт», муз. Д. Россини;
Публикация «Доминантное занятие по слушанию музыки „Кто с нами рядом живет?“ (старшая группа)» размещена в разделах
«Песенка про двух утят», сл. Н. Пикулевой, муз. Е. Поплянова,
"Далеко, далеко", сл. Н. Добранравого, муз. А. Пахмутовой.
Оборудование:
элементы костюма воробья;
краски и листы для рисования;
карточки желтого и коричневого цвета.
Ход занятия.
Дети под музыку А. Пахмутовой «Далеко, далеко» дети входят в зал и садятся на стулья.
Муз. руководитель:
Сегодня наше занятие будет посвящено тем, кто живет рядом с нами. Кто живет рядом с вами в квартире или доме? (ответы детей) Хорошо. А какие животные живут у вас? (ответы детей) Как интересно вы рассказывали мне о своих любимцах! А я спою вам песню о домашних птицах – утятах. Написала ее композитор Е. Поплянова, называется она «Про двух утят».
Исполняю песню «Про двух утят», сл. Н. Пикулевой, муз. Е. Попляновой.
Муз. руководитель:
Вам понравилась песня? О чем в ней рассказывается?
Дети:
В песне рассказывается о том, как встретились грустный и веселый утята.
Муз. руководитель:
Какая музыка рассказывает о веселом утенке?
Играю фрагмент песни.
Дети:
О веселом утенке рассказывает светлая, радостная музыка.
Муз. руководитель:
А о грустном?
Играю фрагмент песни.
Дети:
О грустном утенке рассказывает грустная, печальная музыка.
Муз. руководитель:
Музыку о веселом утенке можно назвать мажорной, потому, что светлое, веселое настроение обозначается в музыке словом «мажор». А когда о грустном утенке – минорная, потому, что слово «минор» обозначает грустную, печальную музыку. Я предлагаю вам выбрать себе одного из утят и показать его в движении.
Исполняю песню «Про двух утят», сл. Н. Пикулевой, муз. Е. Попляновой. Дети, представляя себя героями произведения, двигаются под музыку.
После окончания песни я раздаю каждому ребенку карточки желтого и коричневого цвета.
Муз. руководитель:
Сейчас я исполню эту песню еще раз, а вы, когда услышите мажорную музыку, покажите желтую карточку, а когда услышите минорную – поднимите карточку коричневого цвета.
Исполняю песню «Про двух утят», сл. Н. Пикулевой, муз. Е. Попляновой. Дети поднимают карточки.
Муз. руководитель:
Правильно. Сейчас я вам сыграю пьесу, послушайте ее, пожалуйста, и подумайте - о ком может рассказать эта музыка?
Играю пьесу «Капризный воробей», муз. А. Холминова.
Дети:
Эта музыка рассказывает о птичке.
Муз. руководитель:
Правильно, а как вы догадались?
Дети:
Музыка легкая, звучит высоко.
Муз. руководитель:
Это пьеса называется «Капризный воробей», написал ее композитор А. Холминов. Давайте послушаем ее еще раз. Определите, как музыка изображает воробья.
Играю пьесу «Капризный воробей», муз. А. Холминова.
Дети:
Музыка острая, прыгучая, быстрая. В ней слышится чириканье воробья.
Муз. руководитель:
Воробей – это домашняя птица?
Дети:
Нет, он просто живет рядом с нами во дворе или на улице.
Муз. руководитель:
Посмотрите, ребята, к нам в зал воробей залетел!
Заранее выбранный ребенок под музыку «Капризный воробей», муз. А. Холминова изображает воробья (танцевальная импровизация).
Муз. руководитель:
Ребята, кто знает стихотворение про воробья? (ответы детей) Кто нам его расскажет? (ответы детей) Пожалуйста, выходите.
Ребенок:
Уличный мальчишка в сером армячишке,
По двору шныряет, крошки собирает.
Ребенок:
Воробушка – воробей, ты не бойся, не робей,
Прыгай с веточки сюда, насыплем мы тебе зерна.
Воробей, что не идешь? Хлебных крошек не клюешь?
Воробей:
Я давно заметил крошки, но боюсь сердитых кошек.
Я пуглив и суетлив, чив, чив, чив!
Муз. руководитель:
Ребята, послушайте, каких кошек заметил воробей?
Звучит фрагмент Д. Россини «Кошачий дуэт».
Дети:
Это кошки, о которых написал композитор Россини.
Муз. руководитель:
Как называется это произведение?
Дети:
Пьеса называется «Кошачий Дуэт».
Муз. руководитель:
Какие эти кошки сердитые или нет?
Дети:
Нет, не сердитые.
Муз. руководитель:
Давайте послушаем «Кошачий дуэт» Д. Россини и представим, о чем ведут разговор эти кошки, что происходит во время их встречи? И покажем это в движении.
Звучит пьеса Д. Россини «Кошачий дуэт», дети двигаются под музыку.
После прослушивания и изображения героев в движении дети рассказывают о своих представлениях. Я предлагаю запечатлеть придуманные сценки в рисунке. Дети рисуют свои впечатления и придуманные сценки под музыку.
Муз. руководитель:
Какие разные и интересные рисунки получились у вас! Я предлагаю отнести их в группу, чтобы сделать из них вернисаж.
Дети с рисунками под музыку А. Пахмутовой «Далеко, далеко» выходят из зала.