Брекотнина Светлана Ивановна
Игры для развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста
Игры на развитие фонематических процессов для детей старшего дошкольного возраста.
«Эхо» Вы бросаете мяч и произносите, например: «А-а-а». Ребенок ловит мяч и, возвращая его, повторяет услышанный звук. Переберите так все гласные звуки, затем согласные.
Публикация «Игры для развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
«Поймай звук» Хлопни, если услышишь в слове звук [А]» (выделяем звук голосом, «нажимаем» на него). Начинать надо с гласных звуков, затем – согласные, отрабатываемые звуки. Так же можно прошагать, топнуть, поднять руку.
«Лишнее слово» Из четырёх произнесённых слов выбрать то, которое отличается от остальных:
НОРА, НОРА, ПОРА, НОРА
КОСА, КОЗА, КОСА, КОСА
КОТ, ГОД, КОТ, КОТ
«Три слова» Я произнесу 3 слова, а ты назови звук, который встречается во всех этих словах (утка, уши, ужин). Вначале звук выделяется из начала слова, затем – из конца (кино, пальто, окно, далее – из середины (сыр, дым, мыло).
«Сколько слов со звуком «С»?» (или любым другим) взрослый и ребенок придумывают как можно больше слов с этим звуком.
«Цепочка слов» Каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова (например, альбом – молоко – обруч – черепаха и т. д.)
«Начало, середина, конец» Взрослый произносит слова со звуком Т (тачка, комната, крот) (или другим звуком, а ребенок произносит одно из слов (начало, середина, конец, в зависимости от положения звука в слове.
«Собери слово» взрослый произносит слово по звукам, например, К, О, Т, ребенок должен догадаться, какое это слово.
«Звуки перепутались» (вариант предыдущей игры, но звуки даются в нарушенной последовательности Д, М, О – дом). Можно предложить буквы и попросить составить из них слова.
«Волшебники» (заменяя один звук в слове, превращаем одно слово в другое: СОК –ТОК, ТОМ – ДОМ, КОМ – СОМ, КАША - МАША).
«Соедини и разбросай звуки» Сколько звуков в слоге ас? Назови первый звук. Назови второй звук. «Разбросай» звуки слога ас.
«Подскажи» предлагаем ребенку договорить конец слова: иг. (ла, пи. (ла, по. (лы, го. (ры, помидо. (ры);
ГА: бума., теле., доро., раду. ;
МА: пижа., пана. ;
ША: копу., кало., поро., афи…
«На одну букву» Придумываем смешные, нелепые предложения, все слова в которых начинаются на одну букву. Например: Заяц звенел золотым звонком. Кошка купила килограмм конфет.
«Исправь предложение»
Какое слово не подходит? Летит зеленый крокодил.
Какое слово заблудилось? Рома прыгал на гармошке.
Какое слово лишнее? Коля пел, свистел песню.
Взрослый называет предложение «Наступила осень».
Сколько слов в предложении? Назови первое слово. Назови второе слово в предложении.
Придумай предложение из трех слов. Например: «Наступила золотая осень». Придумай предложение из четырех слов.
Составь предложение по одному данному слову. Лиса. Куртка. Снег.
Составь предложения по заданным словам:
Рома, управлять, грузовик.
Заяц, куст, сидит, под.