Инна Кузнецова
Домашнее задание логопеда — важность и значимость
▼ Скачать + Заказать документы
Зачем логопед задаёт домашние задания, если ребенок и так занимается с логопедом три раза в неделю? Вопрос действительно актуальный. Как для родителей, так и для самих логопедов. Часто родители считают, что если ребенок занимается в детском саду с логопедом, то все проблемы решены. Логопед научит его правильно говорить, подготовит к школе. Что еще нужно? Однако результативность коррекционной помощи ребенку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-логопеда отводятся домашним заданиям. Используя предложенный материал, родители получают возможность закреплять с ребенком полученные на логопедических занятиях речевые умения и навыки не только при выполнении заданий в тетрадях, но и в свободном речевом общении: во время игр, прогулок, то есть в повседневной жизни.
Публикация «Домашнее задание логопеда — важность и значимость» размещена в разделах
Только при систематической работе логопеда и родителей, ребенок научится пользоваться поставленным звуком в самостоятельной речи и перестанет делать грамматические ошибки.
Очень важный момент. Результативность коррекционной помощи ребенку зависит от степени заинтересованности родителей в исправлении речи.
Дети – это очень чуткие эмоциональные «антенны». Родители для детей являются самым большим авторитетом в жизни. Если ребенок почувствует, что родитель не особо переживает за качество выполнения заданий, то и ребенок не будет стремиться к хорошему результату. Поэтому ребенку необходимо чувствовать Ваше сопереживание, настрой на положительный результат и поддержку всех членов семьи. Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом, воспитателями группы и родителями, общей целью которых является успешная коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к обучению в школе; выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.
Логопед и родители должны работать ВМЕСТЕ, потому что в одиночку даже самый хороший логопед не справится с нарушением речи.
Что может входить в домашнее задание логопеда :
1) Задание на развитие артикуляционной моторики, артикуляционная гимнастика. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребенок мог видеть себя и следить за собой).
2) Задание на автоматизацию поставленного звука.
3) Задание на развитие направленной воздушной струи, дыхательная гимнастика.
4) Задание на развитие мелкой моторики. Важно активизировать руки ребенка, развить точность, согласованность, силу движений пальцев.
5) Задания на подготовку руки к письму и закрепление навыков чтения.
6) Лексико-грамматические игры и упражнения - необходимые для того, чтобы уточнить и расширить словарь детей, научить их использовать в самостоятельной речи полученные знания, умения и навыки.
7) Задания на развитие связной речи. Это составление простых и сложных предложений, с предлогами и без, по схеме или опорным словам, описательные рассказы по плану и схеме, задавание вопросов о предметах, рассказы по серии сюжетных картин и одной картине и т. д.
8) Задания по закреплению навыков звукового анализа и синтеза и навыков чтения (в зависимости от уровня подготовки детей).
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ РОДИТЕЛЯМ ПРИ КОНТРОЛЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ РЕБЁНКОМ ДОМА :
1. Домашнее задание в индивидуальной тетради записывает логопед. Выдаётся тетрадь воспитателями группы в четверг или пятницу в вечерние часы.
2. Домашние задания выполняются не в один приём. А разбиваются на части (по10-15 минут работы, прерываясь на физкультминутки, разминки, чтобы избежать утомления ребенка.
3. Ежедневно в начале каждого занятия (5-7 минут) делать упражнения для пальцев и артикуляционную гимнастику (перед зеркалом).
4. Не рекомендуем выполнять задания в воскресенье вечером перед сном. Большую пользу принесёт выполнение задания небольшими порциями (по 2-3 упражнения) : в пятницу в вечерние часы, суббота и воскресенье в дневное время.
5. Артикуляционная гимнастика и автоматизация звуков выполняется ежедневно до 3-х раз в день. Остальные задания выполняются однократно.
6. Все задания прочитываются взрослыми для ребёнка вслух. Эти задания ребёнок выполняет устно, а взрослый вписывает в индивидуальную логопедическую тетрадь ответ ребёнка, не корректируя его: сохраняя все произнесённые окончания и формы слов.
7. Графические задания ребёнок выполняет самостоятельно (рисует, выполняет штриховку и пр.) но под обязательным присмотром взрослого. Тогда рабочая тетрадь будет выглядеть аккуратно, красиво и красочно на протяжении учебного года. А хорошо оформленная тетрадь один из моментов педагогического и коррекционного воздействия.
8. Если нет нового задания – повторять старое.
9. Папку с индивидуальной рабочей тетрадью с выполненным домашним заданием, а так же прилагающиеся альбомы и карточки в аккуратном состоянии ребёнок приносит в детский сад в понедельник.
10. Обращаться с логопедической тетрадью бережно, и учить бережному обращению ребенка. Это позволит сохранить тетрадь аккуратной, красивой на протяжении всего учебного года. Хорошо оформленная тетрадь – это один из важных моментов коррекционного и педагогического воздействия.
11. Не пытайтесь выполнять задание за своего ребёнка, лучше пусть он вообще не сделает домашние задание, чем сделаете его вы. Помогайте ребёнку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.
12. Хвалите ребенка, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой. Поощряйте своего ребёнка за хорошо выполненное домашнее задание.
13. Консультируйтесь с логопедом, если видите, что ваш ребёнок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.
Логопедическое домашнее задание имеет большое воспитательное, обучающее и коррекционное значение : при правильной организации его выполнения у дошкольников вырабатываются новые знания и умения, а также навыки самостоятельного мышления, умение себя контролировать, воспитывается ответственное отношение к своим новым обязанностям, закрепляется весь пройденный материала на занятиях у логопеда. Родители должны понять то, что, не выполняя требований логопеда с ребёнком дошкольником сегодня, завтра они не смогут потребовать от школьника собранности, самостоятельности, ответственности.
Самое главное для хороших результатов занятий – это сотрудничество логопеда и родителей!