Елена Агапова
Консультация «Должен ли первоклассник к 1 сентября уметь читать и писать?»
▼ Скачать + Заказать документы
Общение с родителями первоклассников из разных уголков нашей страны, выявило проблему, которая с каждым годом становится все острее. Оказывается, что современная школа приветствует не только навыки чтения, желательно беглого и осознанного, но и навыки письма.
Что же получается: в программе детского сада таких требований к выпускникам нет, а в школе - есть? Вернее, школа не требует (т. к. это незаконно, а желает. И любой учитель пояснит, что ребенку будет легче, если навык чтения будет сформирован. И это понятно. А если он будет знать всю программу начальной школы, то будет еще легче всем – и детям, и родителям, и педагогам. Только надо ли это делать и если надо, то как? Заставлять? Принуждать? Водить по вечерам и субботам в школу на подготовку? Учить самим? Понятно, что дети выпускных к школе групп – целевая аудитория организаций дополнительного платного образования, но и это не решает проблему. Многие дети не только навсегда теряют после такой подготовки мотивацию к обучению в целом, и к чтению, в частности, но и продолжают испытывать серьезные психологические проблемы, практически в течение всего периода начальной подготовки, а то и далее, связанные с ситуацией неуспешного «входа» в процесс обучения.
Публикация «Консультация „Должен ли первоклассник к 1 сентября уметь читать и писать?“» размещена в разделах
- День Знаний. 1 сентября
- Консультации для родителей
- Консультации для родителей первоклассников
- Начальная школа. 1 класс
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Думаю, что учителя начальной школы также отмечают рост количества детей, которые (даже при условии наличия навыка беглого чтения) не понимают смысл прочитанного. Скорее всего, обучение чтению, в этом случае, велось без учета зоны ближайшего развития. Тогда не выдерживает критики сам посыл к тому, что ребенок должен иметь сформированные навыки чтения.
А формирование навыков письменной речи в дошкольном возрасте вообще не выдерживает никакой критики. Многие педагоги возразят: нет, мы не требуем! Но в таком темпе первого класса, да еще и в условиях рекомендательных домашних заданий, вкупе с обучением без отметок, мы и не формируем навык письма, да и не можем сформировать!
Письмо – это единственный новый навык, формируемый в первом классе, а он не является истинным предметом обучения. Как так?
Уже в декабре дети пишут никому не нужные предложения про Челябинск и т. п., еще не усвоив не только графический образ прописных и строчных букв, но и не имея достаточных для этого навыков каллиграфии. Надо ли удивляться, что медлительные дети сразу попадают в «зону риска»? Это ведет к стойкому неуспеху, клишированию проблем, категорическому нежеланию учиться письму и даже суицидным мыслям (которые в последнее время очень «помолодели»). Не удивлена, в связи с этим, и тому, как «помолодели» в ряде регионов логопедические заключения, типа «дисграфия», «дислексия», сделанные после 3-4 месяцев обучения в первом классе. Почему никто не бьет тревогу? Люди, что мы делаем? Письмо и чтение – инструменты дальнейшего обучения. И никак нельзя эту ситуацию оставить «как есть», потому, что если мы сейчас думаем о будущем нашей страны, так не должно быть!
Уважаемые педагоги, учителя, родители. Какова ситуация в вашем городе, в классе, семье? Приглашаю к обсуждению этой ситуации. Именно это обсуждение поможет сформировать и выдвинуть предложения по ее исправлению.