Андриенко Татьяна Валерьевна
Долгосрочный экологический-исследовательский проект «От семени до растения» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный экологически - исследовательский проект :
«От семени до растения» в подготовительной группе
Актуальность темы проекта : Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных и декоративных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости растений в жизнедеятельности человека.
Публикация «Долгосрочный экологический-исследовательский проект „От семени до растения“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Участники проекта : дети, родители и педагогический коллектив учреждения.
Сроки реализации проекта : с апреля по май 2019 г.
Цель проекта : формирование у детей системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян; организация наблюдений за прорастанием семян в разных условиях, создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников с особыми образовательными потребностями, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.
Образовательные задачи:
1. Формировать представления детей о строении, развитии и разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы.
2. Формировать представления о правильном уходе за растениями. Расширять представление детей о том, что растения могут расти из различных плодов (луковицы, зёрнышка, семечка.)
2. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы, заботы человека для роста растений.
3. Учить детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы.
4. Формировать осознанно – правильное отношение к природе, к труду человека.
Воспитательные задачи:
1. Поддерживать интерес к исследовательской деятельности и символическому моделированию.
2. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе. Способствовать взаимодействию ребенка и родителей в познавательно-исследовательской деятельности.
3. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы, желание применять полученные знания на практике.
Развивающие задачи:
1. Развивать мелкую моторику рук, связную речь.
2. Развивать познавательные и творческие способности детей, мышление, воображение детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать результаты наблюдений.
Желаемый результат:
Сформируется естественный интерес ребенка к познанию, любознательность, будут заложены основы экологически грамотного, бережного отношения к окружающей среде.
Объект исследований:
В качестве объекта исследований выбраны семена культурных растений и луковицы многолетних цветов. Семя - это из чего начинается растение и его дальнейшие этапы развития.
Проектная идея : Создать на участке группы огород и высадить рассаду огурцов. На клумбе высадить луковицы многолетних цветов. Высадить рассаду цветов бархатцев на клумбу группового участка и следить за процессом выращивания (май-сентябрь).
Для реализации проекта был разработан план :
1. Выбор актуальной темы.
2. Поставить цель и задачи по выбранной теме.
3. Сбор, покупка и накопление различного (методического и технического) материала.
4. Включение в план – схему занятий, игр и других видов деятельности.
ПЛАН ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Земля.
Беседа: «Узнаем какая земля»
Цель: Выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая)
Материалы, оборудование: земля в контейнере.
Вода.
Беседа: «Вода и растения»
Цель: Выявить насколько вода необходима для растений.
Материалы, оборудование: 2 стаканчика с землей и проростками растений. (Один проросток поливают, другой нет).
Солнце.
Беседа: «Солнце и растения»
Цель: Определить роль солнечного света в жизни растений.
Материалы, оборудование: 2 стаканчика с землей и проростками растений. (Один проросток получает солнечный свет, другой закрыт в шкафчике).
Человек.
Беседа: «Человек и растение»
Цель: Выяснить насколько растение нуждается в уходе.
Материалы, оборудование: 2 стаканчика с землей и проростками растений (одно растение получает уход, другое нет).
Опыты
Цель опыта Содержание опыта
1. Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений. Проращивать одинаковые семена в двух блюдцах (в пустом и с влажной тканью). Посадить семена – сухие и проращенные. Проращивать луковицы в сухой банке и банке с водой. Ростки кабачка регулярно поливать, другие не поливать.
2. Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений. Два одинаковых растения поместить одно в темное, другое в светлое место. Наблюдать за движением растений, тянущихся к свету.
3. Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений Поместить два одинаковых растения в разные условия : одно – в теплое место, другое – в холодное
4. Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений Два одинаковых растения поместить одно в банку с плотно закрытой крышкой, другое в доступным воздуху месте.
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:
Индивидуальные беседы.
Предложить родителям собрать коллекцию семян огородных растений. Изготовить на участке группы огород, поддоны для рассады, покрасить и обновить оборудование участка.
Ожидаемый результат:
• Закрепление и расширение знаний детей о культурных огородных растениях, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.
• Экспериментальным путем выяснить:
- как из семян появляется растение;
- влияние благоприятных условий на рост и растений, связь живой и неживой природы.
• Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Способы оценки успешности: наблюдения, беседы, практикумы.
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
• С помощью родителей собрали коллекцию семян.
• Подготовили почву и контейнеры для посадки, орудия труда.
• Изготовили алгоритмы ухода за растениями.
• Сделали подборку дидактических игр «Что сначала, что потом?», «Слова, что растут в огороде»(подбор загадок, «Где посадим семена?», «Найди по описанию»
• Изготовлены поддоны для рассады.
II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП
• Дети под руководством воспитателя прорастили семена кабачков, гороха, подсолнуха, цветов-бархоток, головки лука.
• Пророщенные семена подсолнуха, гороха, кабачков посадили в стаканчики с почвой и разместили в теплом, хорошо освещенном месте (на подоконнике).
• Посадили в контейнеры с почвой семена цветов бархоток.
• Были проведены следующие опыты:
- наблюдения за ростом корневой системы лука в влажном контейнере;
- проращивание семян гороха, подсолнуха, кабачков во влажной ткани;
- высадка пророщенных семян в подготовленную плодородную почву;
- благоприятные условия для выращивания растений из семян (влияние света, тепла, воды на прорастание семян) и рост растений.
• Дети с воспитателем наблюдали за ростом растений, делали фотографии, как появляется стебелек над землей, первый листочек, развитие корневой системы.
• В процессе выращивания дети познакомились с загадками, поговорками, пословицами, играми на данную тему.
• Проводились развивающие занятия, беседы по данной теме.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
•Создан дневник наблюдений «Огород на подоконнике» с зарисовками наблюдений и записями.
• Пророщены семена различных культурных растений, высажены в почву, проведены опыты о влиянии на жизнь растения благоприятных условий (почва, влага, свет, тепло
• Посеяли семена и луковицы многолетних цветов на клумбу группового участка.
Оформили огород на участке группы.
• Все этапы проекта фотографировались и в результате оформлены в альбом.
Итог проекта :
В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития.
У детей сформированы знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени. Дети проявили интерес к данной работе.
Сформированы начала экологической культуры у детей : осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление.
Развивались умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.
У детей появилось желание общаться с природой.