Бутуханова Надежда Алексеевна
Долгосрочный проект «Времена года» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
В. А. Сухомлинский
Участники проекта :
1. Воспитатель: Бутуханова Н. А.
2. Дети старшей группы
3. Родители.
Вид проекта : познавательно – творческий.
Публикация «Долгосрочный проект „Времена года“ в старшей группе» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Продолжительность: долгосрочный
Сроки: 1 год
Актуальность:
Одно из важных условий эффективности системы обучения и воспитания детей дошкольного возраста – высокий уровень их речевой и познавательной активности.
Недостаточное развитие речевых средств и познавательной активности у детей ограничивает круг их общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности, стеснительности; порождает специфические черты речевого поведения - неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу. В свою очередь, низкий уровень общения замедляет темп развития речи и других психических процессов.
Проблема: у детей с недоразвитием речи страдает как механическая, так и логическая память. Так же у детей с общим недоразвитием речи замедляется темп развития наглядно – образного мышления.
Гипотеза: заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц для дошкольников имеет огромную пользу: расширяет кругозор, развивается память, логическое мышление, формируется культурный уровень, рифма даёт возможность обрести внутреннюю гармонию. Каждое произведение, усвоенное памятью ребёнка, обогащает словарный запас, формирует его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи. Чем больше ребёнок учит наизусть, тем больше объем памяти формируется у него для дальнейшего обучения.
Цель проекта : создание условий для развития связной речи и памяти средствами мнемотехники.
Задачи проекта :
1. Способствовать повышению уровня речевой и познавательной активности детей через заучивание стихотворений по мнемотаблицам и пересказ по мнемосхемам.
2. Развитие связной речи, памяти и мышления детей средствами мнемотехники, развитие творческих способностей.
3. Формировать способности детей к выразительному чтению наизусть через чтение стихотворений.
4. Совершенствовать представления детей о временах и месяцах года, об окружающем мире через заучивание стихотворений о месяцах года, рассматривании картинок, просмотр мультфильмов, дидактические и пальчиковые игры, чтение сказок, наблюдения в природе.
Формы организации проекта :
Работа с детьми:
1. Непосредственная образовательная деятельность;
2. Дидактические игры;
3. Пальчиковые игры;
4. Беседы;
5. Рассматривание иллюстраций;
6. Просмотр мультфильмов;
7. Инсценирование песен;
8. Художественное творчество;
9. Чтение художественной литературы;
10. Ручной труд;
11. Труд в природе;
12. Наблюдения на прогулках;
13. Пересказ по мнемосхемам;
14. Заучивание программных стихотворений по мнемотаблицам;
15. Заучивание стихотворений о месяцах года по мнемотаблицам.
Взаимодействие с родителями:
1. Донесение до родителей информации по тематике при помощи стенда;
2. Организация консультаций для родителей;
3. Анкетирование родителей по итогам проекта;
4. Организация выставок детско – родительских художественных работ.
Ожидаемый результат:
Предполагаемый результат со стороны детей:
Дети быстро запоминают и выразительно читают стихотворения о месяцах года, у детей развито воображение, память, логическое мышление, творческие способности. У детей увеличивается словарный запас, нет замкнутости, застенчивости. Они умеют устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу. Дети пополнили знания о временах года, об окружающем мире, знают много стихов, песен, загадок. Умеют самостоятельно подбирать рифмы к словам, составлять загадки.
Планируемый результат со стороны родителей:
Повысилась активность участия родителей в жизнедеятельности группы. Создан положительный эмоциональный микроклимат взаимодействия с родителями.
Реализация проекта :
Этапы проекта :
1 этап (организационно – диагностический)
1. Подбор материалов, атрибутов для игровой, театрализованной деятельности; дидактических игр, иллюстрированного материала, художественной литературы, музыкальных произведений по теме «Времена года».
2. Подбор материала для продуктивной деятельности.
3. Обсуждение проекта с родителями, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
2 этап (основной)
Реализация проекта по месяцам :
Сентябрь
Беседа о временах года – осени, его месяцах.
Рассматривание иллюстраций по теме «Осень».
Работа по карте – схеме «Что бывает осенью?» (или мнемотаблица «Что бывает осенью?»)
Выставка детских художественных работ (совместная деятельность взрослого и ребёнка) по теме «Осень».
Разучивание и инсценирование песни «Урожай собирай» А. Филипенко.
Чтение сказки Николая Сладкова «Осень на пороге»
Чтение произведения «Сентябрь» В. Бианки (из сказки – рассказа «Синичкин календарь»)
Чтение сказки «Вершки – корешки».
Загадывание загадок.
Игра «Собери овощи и фрукты»
Наблюдения на прогулках.
Заучивание программных стихотворений по мнемотаблицам.
Заучивание стихотворения Н. Светлячок «Сентябрь» по мнемотаблице.
Октябрь
Чтение сказки Н. М. Грибачёва «Рыжие листья»
«Рисуем осень» - нетрадиционные способы рисования «штампы».
Дидактические игры: «Один – много».
(Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными при изменении числа, например: солнечный день - солнечные дни; красивое дерево –, хмурая туча -, серое облако -, холодный дождь -, сильный ветер -, птичья стая -, глубокая лужа -, резиновый сапог -… и т. д.).
«С какого дерева листок?».
Пальчиковая игра «Осенние листья».
Просмотр развивающего мультфильма «Осень».
Разучивание песни и исполнение песни Л. Ершова «Тучи в небе кружатся»
Чтение произведения «Октябрь» В. Бианки (из сказки –рассказа «Синичкин календарь»).
Загадывание загадок.
Наблюдения на прогулках.
Заучивание программных стихотворений по мнемотаблицам.
Заучивание стихотворения «Октябрь» С. Маршака по мнемотаблице.
Ноябрь
Выставка поделок из бросового материала.
Загадывание загадок.
Работа по карте – схеме «Как животные готовятся к зиме».
Беседа «Поздняя осень»
Беседа «Как люди готовятся к зиме?»
Просмотр развивающего мультфильма «Поздняя осень».
Рассматривание картинок на тему «Зимующие птицы».
Слушание песни «Первый снег»
Чтение рассказа И. С. Соколова – Микитова «Перед зимой».
Наблюдения на прогулках.
Заучивание программных стихотворений по мнемотаблицам.
Заучивание стихотворения «Ноябрь» Т. Керстен по мнемотаблице.
Декабрь
Беседа о времени года – зиме, её месяцах.
Рассматривание иллюстраций по теме «Зима»
Работа по карте - схеме «Что бывает зимой»? (или мнемотаблица «Что бывает зимой?»
Просмотр развивающего мультфильма «Зима»
Разучивание песен о зиме.
Загадывание загадок.
Опыты со снегом.
Расчистка дорожек от снега.
Выставка художественных работ (совместная деятельность взрослого и ребёнка) по теме «Зима».
Наблюдения на прогулках.
Заучивание программных стихотворений по мнемотаблицам.
Заучивание стихотворения «Декабрь» Л. Лукановой по мнемотаблице.
Январь
Постройка снежной горки.
Бумагопластика: «Снег»
Загадывание загадок.
Работа по мнемотаблице «Зимние забавы»
Пересказ по мнемотаблице :» Как котёнок зимы ипугался».
Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять»
Подвижная игра «Два мороза»
Лепка снеговика. Чтение сказки «Серебренное копытце»
Наблюдения на прогулках.
Заучивание программных стихотворений по мнемотаблицам.
Заучивание стихотворения «Январь» Л. Лукановой по мнемотаблице.
Февраль
Загадывание загадок.
Дидактические игры: «Назови родственные стова»
Пример: (зима – зимний, зимушка; снег – снежок и т. д.)
«Назови зимующих птиц»
Рассказывание РНС «Мороз – Иванович» (в пересказе В. Ф. Одоевского)
Работа по мнемотаблице «Зимниезабавы»
Наблюдение за сосульками.
Наблюдения на прогулках.
Заучивание программных стихотворений по мнемотаблицам.
Заучивание стихотворения «Февраль» Л. Лукановой по мнемотаблице.
Март
Беседа о времени года – весне, её месяцах.
Рассматривание иллюстраций по теме «Весна»
Работа по карте – схеме «Что бывает весной?» (или по мнемотаблице «Что бывает весной)
Чтение сказки «Снегурочка»
Разучивание песни «Капель»
Выставка художественных работ по теме «Весна».
Просмотр развивающего мультфильма «Весна»
Наблюдения на прогулках.
Заучивание программных стихотворений по мнемотаблицам.
Заучивание стихотворения «Март» Г. Новицкой по мнемотаблице.
Апрель
Наблюдения на прогулках
Рассматривание картинок на тему «Перелетные птицы»
Рассматривание картинок на тему «Весенние цветы»
Чтение стихотворения А. Ладоншикова «Отшумела злая вьюга»
Наблюдения за птицами
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Инсценирование песни «Про лягушек и комара»
Подвижная игра «Раз, два, три к берёзе (тополю) беги!»
Заучивание программных стихотворений по мнемотаблицам.
Заучивание стихотворения «Апрель» Л. Кропоткиной по мнемотаблице.
Май
Наблюдения на прогулках
Рассматривание картинок на тему «Цветущие деревья и кустарники»
Наблюдение за насекомыми.
Работа в огороде
Аппликация «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик»
Подвижная игра «Медведь и пчёлы»
Заучивание программных стихотворений по мнемотаблицам.
Заучивание стихотворения «Май» Я. Яковлевой по мнемотаблице.
Июнь
Беседа о времени года – лете, его месяцах.
Рассматривание иллюстраций по теме «Лето»
Работа по карте – схеме «Что бывает летом?» (или мнемотаблица «Что бывает летом?»)
Выставка художественных работ (совместная деятельность взрослого и ребенка) по теме «Лето»
Наблюдения на прогулках.
Просмотр мультфильма «Паровозик из Ромашково»
Разучивание и исполнение песни «Самая счастливая».
Заучивание стихотворения «Мы гуляли» по мнемотаблице.
Заучивание стихотворения «Летняя песенка» по мнемотаблице.
Заучивание стихотворения «Июнь» А. Мохорева по мнемотаблице.
Июль
Разучивание и инсценирование песни «По малину в сад пойдём».
Рассматривание картинок на тему «Сенокос»
Рассматривание картинок на тему «Ягоды»
Наблюдения в природе.
Пересказ авторской сказки «Как мишка за малиной ходил» по мнемосхемам.
Заучивание стихотворения «Июль» С. Маршака по мнемотаблице.
Август
Рассматривание репродукции картины И. Шишкина «Рожь»
Наблюдение в природе.
«Август - зрелый месяц» - рассматривание иллюстраций на тему «Дары лета» (овощи, фрукты, грибы).
Дидактическая игра «Вершки – корешки»
Заучивание стихотворения «Август» Т. Керстен по мнемотаблице.
Анкетирование родителей.
3 этап (обобщающий)
Итоговое мероприятие: литературно – музыкальный досуг «Времена года» (загадки, конкурсы, игры, исполнение стихов, хороводов, песен, дегустация фруктов, овощей) с участием родителей.
Оценка результатов: таким образом, в результате реализации проекта «Времена года» с использованием современных педагогических технологий были достигнуты следующие результаты
Результат работы с детьми:
Достигнутые итоги позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта (беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, заучивание стихотворений о месяцах года, программных стихотворений по мнемотаблицам, а также пересказ по мнемосхемам) был получен положительный результат:
1. Дети быстро запомнили много стихов и выразительно их читают.
2. Дети пополнили знания о временах года, об окружающем мире, знают много песен, умеют отгадывать загадки.
3. У детей увеличился словарный запас, развито воображение, память, логическое мышление, творческие способности, они умеют устанавливать контакт с собеседником, поддержать беседу.
Результат работы с родителями:
Повысилась активность участия родителей в жизнедеятельности группы.
Повысилась педагогическая культура родителей.
Создан положительный микроклимат взаимодействия с педагогом и детьми.
Результат работы у педагога:
Создан положительный микроклимат взаимодействия с родителями и детьми.