Татьяна Качкачова
Долгосрочный проект в подготовительной группе по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»
Патриотическое воспитание детей
старшего дошкольного возраста
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1. Вид проекта творческо-информационный, познавательный
1. Продолжительность долгосрочный
1. Участники проекта : • дети подготовительной группы
Публикация «Долгосрочный проект в подготовительной группе по патриотическому воспитанию „С чего начинается Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
• родители
• воспитатель
1. Общая характеристика проекта Проект состоит из пяти взаимосвязанных разделов:
1. «Мой дом моя семья»
2. «Мой детский сад»
3. «Моя улица, район»
4. «Моя станица Октябрьская»
5. «Мой край, моя Кубань»
6. Итоговое мероприятие «С чего начинается Родина»
7. Презентация проекта
Планирование деятельности осуществлялось по основным направлениям дошкольного образования:
- Познавательно-речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
- Социально - личностное развитие
Актуальность и обоснованность
проекта «С чего начинается Родина»
Любовь к родному краю, родной культуре,
родной речи начинается с малого- любви
к своей семье, к своему жилищу, к своему
детскому саду. Постепенно расширяясь,
эта любовь переходит в любовь к родной
стране, к ее истории, прошлому и
настоящему, ко всему человечеству
Д. С. Лихачев
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.
Цель проекта :
Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, родной станице, районе, о своём крае, воспитание уважительного отношения к человеку - труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям казачества, общественным праздникам, воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.
Задачи:
• Сформировать у детей представления о семье, доме, детском саде, станице, районе, крае в котором они живут, о стране
• освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ребенка как субъекта разнообразных видов деятельности
• воспитание нравствено -эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру
• Формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры и музыкальными произведениями
• Развитие личности дошкольника, его творческих способностей, формирование желания и умения к познанию.
Предполагаемый результат:
1. Дети пополнят знания по следующим разделам проекта : «Мой дом, моя семья», «Мой детский сад», «Моя улица, район», «Моя станица Октябрьская», «Мой край, моя Кубань» .
2. Дети будут обладать ценностно-нравственные качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.
3. Дети будут больше знать о народных традициях родного края.
3. Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта.
4. Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.
5. Будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Этапы реализации проекта
Этап Мероприятия Сроки
1 этап
Подбор методического материала, художественной литературы, музыкального репертуара, наглядности
Сентябрь 2016
2 этап Реализации проекта согласно плану мероприятий с детьми и родителями.
октябрь2016-апрель 2017
3 этап Анализ деятельности по реализации проекта
Май 2017
4 этап Презентация результатов деятельности
Май 2017
Формы взаимодействия с детьми и родителями
Формы взаимодействия с детьми:
• непосредственная образовательная деятельность;
• совместная деятельность детей и педагогов;
• экскурсия;
• чтение художественной литературы;
• беседы, ситуативные разговоры;
• выставки рисунков;
• слушание музыки;
• игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и коммуникативные)
• презентации
Формы взаимодействия с родителями :
• консультации по проблемам патриотического воспитания детей;
• сотворчество детей и родителей.
Последовательность работы
1. «Мой дом моя семья – это Родина моя»
2. «Мой детский сад – это Родина моя»
3. «Моя улица, район – это Родина моя»
4. «Моя станица Октябрьская – это Родина моя» 5. «Мой край, моя Кубань – это Родина моя» 6. Итоговое мероприятие «С чего начинается Родина»
Формы и методы реализации проекта
1. «Мой дом моя семья – это Родина моя»
Основные направления дошкольного образования Форма работы
Познавательно-речевое развитие • Познавательное занятие «Моя семья».
• Беседа «Мой дом».
• Составление рассказов на тему: «У нас дружная семья».
• Беседа: «Что такое хорошо, и что такое плохо…».
• Рассматривание семейных фотографий
• Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.
Художественно-эстетическое
развитие • Рисование: «Моя семья»,
• Прослушивание аудиозаписей:
«Разноцветная семья», «Вся моя семья», «Гимн семье»
• Конструирование «Красивая мебель в моем доме».
Физическое развитие • Подвижная игра "Змейка-папа, змейка-мама, змейка вся моя семья".
• Пальчиковая гимнастика «Семья».
Социально - личностное развитие • Сюжетно-ролевая игра "Мамины помощницы".
• Чтение ненецкой сказки «Кукушка»
• Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»
• Дидактическая игра "Кто больше назовет ласковых слов для своих родных"?
• Просмотр презентации о семье.
Взаимодействие с родителями • Сотворчество детей с родителями : «Герб нашей семьи».
• Выставка поделок «Осенние фантазии»
2. «Мой детский сад – это Родина моя»
Основные направления дошкольного образования Форма работы
Познавательно-речевое развитие • Игровые ситуации: «Представь, что ты волшебник. Что бы ты изменил в детском саду? или «Представь, что было бы, если бы исчезли детские сады? Как ты думаешь, хорошо это или плохо?».
• Чтение стихотворения И. Гуриной «Мой любимый детский сад».
• Экскурсия по детскому саду.
• Беседа «Где аккуратность, там и опрятность».
Художественно-эстетическое
развитие • Рисование «Мой любимый детский сад».
• Прослушивание аудиозаписей: «Наш детский сад», «Чудеса в саду», «Верный друг», разучивание песен «Маленький детский сад», «Детский сад»
Физическое развитие • Хороводная игра «Каравай».
• Подвижная игра «Дружба».
Социально - личностное развитие • Коммуникативная игра «Кто в домике живет?».
• Коллективное дело: ремонт порванных книг, коробок от игр.
• Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».
Взаимодействие с родителями • Сотворчество детей с родителями : праздник «День матери-казачки»,
книжка- малышка «Мой детский сад».
3. «Моя улица, мой район – это Родина моя»
Основные направления дошкольного образования Форма работы
Познавательно-речевое развитие • Беседа о станице Октябрьской.
• Составление рассказов на тему: «Что у нас во дворе».
• Рассматривание иллюстраций, с изображением зданий разного назначения, фотографий зданий ближайшего окружения
• Экскурсии и целевые прогулки по улицам станицы.
Художественно-эстетическое
развитие • Конструирование «Дома на нашей улице».
• Аппликация «Разные дома на моей улице»
• Рисование «Дом, в котором я живу».
Физическое развитие • Малоподвижная игра «Колечко».
• П/И «Автобусы», «Светофор».
Социально - личностное развитие • Сюжетно-ролевые игры «Почта», «Библиотека», «Путешествие по улице»
• Д/И «Улица, на которой я живу», «Мой адрес»
Взаимодействие с родителями • Создание фотоальбома «Достопримечательности станицы Октябрьской».
4. «Моя станица Октябрьская – это Родина моя»
Основные направления дошкольного образования Форма работы
Познавательно-речевое развитие • Экскурсия в музей, в дом хлеба, в школу, в библиотеку.
• Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в станице Октябрьской.
• Презентация о станице Октябрьской
• Беседа «История моей станицы», «Герои-труженики»
• Символы нашей станицы-беседа
Художественно-эстетическое
развитие • Рисование: «Флаг станицы Октябрьской», «Праздник урожая»
• Прослушивание гимна станицы, слушание народных песен
Физическое развитие • Хороводная игра «Карусель».
Социально - личностное развитие
• Дидактическая игра «Растительный мир станицы Октябрьской».
• Дидактическая игра «Заселим реку Ея».
Взаимодействие с родителями • Консультация «Без прошлого нет будущего».•
5. «Мой край, моя Кубань – это Родина моя»
Основные направления дошкольного образования Форма работы
Познавательно-речевое развитие • Рассказ воспитателя «Символы Кубани».
• Презентации «Символы Кубани», «Краснодарский край», «Национальная одежда»
• Чтение произведений о Кубани, Краснодарском крае.
• Беседы «Традиции и быт Кубанского Казачества», «Знакомство с предметами кубанского быта», «Воспитание детей в казачьих семьях»
• Худ литература «Кубанский народный фольклор»
• Познавательное занятие «Кубань– Родина моя».
• Итоговое занятие «С чего начинается Родина».
Художественно-эстетическое
развитие • Лепка: «Флаг Кубани», Лепка «Вареники для казаков»
• Рисование: «Люблю березу русскую», «Природа Краснодарского края», «Национальная одежда кубанского казака и казачки»
• Прослушивание: гимна Кубани, народных песен, частушек.
Физическое развитие • Народные игры: «Гуси лебеди», «Карусель», «Колпачок», «Гори, гори ясно». «Сбей папаху», «Иголка, нитка, узелок», «Ручеёк», «Передай подкову»
Социально - личностное развитие • Д/И «Народные промыслы», «Сложи узор», «Рукодельница»
• Просмотр видеоклипа «Атамань»
•
Взаимодействие с родителями • Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота»
• Анкета для родителей «Патриотическое воспитание».