Татьяна Митришкина
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «С чего начинается Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»
Место реализации: «Структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей» г. Новокуйбышевск, группа «Ветерок»
Оглавление
1. Паспорт проекта
2. Актуальность и обоснованность проекта «С чего начинается Родина»
3. Цели и задачи
4. Ожидаемые результаты
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста „С чего начинается Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
5. Этапы реализации проекта
6. Формы взаимодействия с детьми и родителями
Распределение содержания по разделам:
«Мой дом моя семья»
«Мой детский сад»
«Моя улица, район»
«Мой город Новокуйбышевск»
«Моя страна Россия»
«Никто не забыт, ничто не забыто»
Литература
Приложение
ПРОЕКТ «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид проекта творческо-информационный
Продолжительность долгосрочный
Участники проекта :
1. дети подготовительной группы «Ветерок»
2. родители
3. воспитатели
Общая характеристика проекта
Проект состоит из шести взаимосвязанных разделов:
1. «Мой дом моя семья»
2. «Мой детский сад»
3. «Моя улица, район»
4. «Мой город «Новокуйбышевск»
5. «Моя страна Россия»
6. «Никто не забыт, ничто не забыто»
7. Итоговое мероприятие «С чего начинается Родина»
8. Презентация проекта
Планирование деятельности осуществлялось по основным направлениям дошкольного образования :
- Познавательное развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
- Социально - коммуникативное
Планирование носит тематический характер
Актуальность и обоснованность проекта «С чего начинается Родина»
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- любви
к своей семье, к своему жилищу, своему детскому саду. Постепенно расширяясь,
эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и
настоящему, ко всему человечеству
Д. С. Лихачев
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.
Цель проекта :
Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, родном городе, о своей стране. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Задачи:
1. Сформировать у детей представления о семье, доме, детском саде, районе и городе в котором они живут, о стране, воспитывать гордость за подвиг своего народа во время ВОВ
2. Освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ребенка как субъекта разнообразных видов деятельности
3. Воспитание нравственно-эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру
4. Формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры и музыкальными произведениями
5. Развитие личности дошкольника, его творческих способностей, формирование желания и умения к познанию.
Предполагаемый результат:
1. Дети пополнят знания по следующим разделам проекта : «Мой дом, моя семья», «Мой детский сад», «Моя улица, район», «Мой город Новокуйбышевск», «Моя страна Россия», «Никто не забыт, ничто не забыто»
2. Дети будут обладать ценностно-нравственные качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.
3. Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта.
4. Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.
5. Будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Этапы реализации проекта
Этап Мероприятия Сроки
1 этап 1. Изучение опыта других педагогов
2. Подбор методического материала, художественной литературы, музыкального репертуара, наглядности ноябрь 2017г
2 этап Реализация проекта согласно плану мероприятий с детьми и родителями. ноябрь – май 2017 - 2018
3 этап Анализ деятельности по реализации проекта Апрель -2018
4 этап Презентация результатов деятельности Май 2018
Формы взаимодействия с детьми и родителями
Формы взаимодействия с детьми:
Непосредственная образовательная деятельность;
Совместная деятельность детей и педагогов;
Экскурсии;
Чтение художественной литературы;
Беседы, ситуативные разговоры;
Слушание музыки;
Игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и коммуникативные)
Презентации
Досуги, мероприятия
Формы взаимодействия с родителями :
Консультации по проблемам патриотического воспитания детей;
Сотворчество детей, родителей, педагогов
Совместные досуги
Последовательность работы
1. «Мой дом моя семья»
2. «Мой детский сад»
3. «Моя улица, район»
4. «Мой город Новокуйбышевск»
5. «Моя страна Россия»
6. «Никто не забыт, ничто не забыто»
Итоговое мероприятие
Формы и методы реализации проекта
1. «Мой дом, моя семья»
Основные направления дошкольного образования Формы работы
Познавательное развитие
Познавательное занятие «Моя семья»
• Беседы: «Что такое семья?», (М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста стр. 26) «Наша дружная семья», «Семья и родной дом».
• Чтение произведений и сказок о семье: В. Драгунский «Сестра моя Ксения», О. Кирилова «Книга ласковых имен», Я. Аким «Моя родня», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
• Игра-инсценировка «Три мамы»
• Экскурсия по фотовыставке «Наши мамы»
• Решение проблемных ситуаций «Что такое хорошо, и что такое плохо…»
• Заучивание стихотворения Я. Акима «Моя родня»
Художественно-эстетическое развитие
• Рисование: «Нет на свете краше мамочек наших» (портреты) - выставка детского рисунка
• Рисование «Моя семья»
• Прослушивание аудиозаписей: «Разноцветная семья», «Вся моя семья»
Физическое развитие
• Подвижная игра "Змейка-папа, змейка-мама, змейка вся моя семья"
• Пальчиковая гимнастика «Семья»
Социально - коммуникативное
• Сюжетные игры: «Дети и родители», «Праздник в семье».
• Игра-инсценировка «Три мамы»
• Психогимнастика «Эмоции моей семьи» Дидактическая игра "Кто больше назовет ласковых слов для своих родных"?
• Составление рассказов на тему: «Моя семья»
Взаимодействие с родителями
• Выставка семейных фотографий «Дружная семья».
• Семейные встречи «В лучах родительского солнца».
• Совместное творчество детей и родителей «Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево».
• Совместный досуг «Как хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня»
• Мастер-класс «Изготавливаем подарки для своих близких»
• Консультация: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»
2. «Мой детский сад»
Основные направления дошкольного образования Формы работы
Познавательное развитие
• Экскурсия «Путешествие по детскому саду».
• Беседы: «Что такое детский сад?», «Кто заботится о нас в детском саду?», «Моя группа».
• Словотворчество на тему: «Представь, что ты волшебник. Что бы ты изменил в детском саду?" или «Представь, что было бы, если бы исчезли детские сады? Как ты думаешь, хорошо это или плохо?»
• Чтение стихотворения И. Гуриной «Мой любимый детский сад»
Художественно-эстетическое развитие
• Рисунок-рассказ «Мой любимый детский сад»
• Рисование: «Детский сад будущего»
• Прослушивание аудиозаписей: «Динь-динь детский сад», «Наш детский сад», «Чудеса в саду»
Физическое развитие
• Хороводная игра «Каравай»
• Подвижная игра «Дружба»
Социально - коммуникативное
• Сюжетная игра «Один день в детском саду»
• Игра-путешествие по территории детского сада «Там, на неведомых дорожках»
• Создание фотоальбома «История нашей группы»
• Коммуникативная игра «Кто в домике живет?»
• Проблемная ситуация «Мишка порвал коробку от настольной игры…»
Взаимодействие с родителями
• Оказание помощи в организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду.
• Круглый стол «Детский сад пришел в семью»
• Консультация: «Патриотическое воспитание в ДОУ»
• Сотворчество детей с родителями : книжка- малышка «Мой любимый детский сад»
•Мастер-класс «Куклы – обереги»
3. «Моя улица, мой район»
Основные направления дошкольного образования Формы работы
Познавательное развитие
• Беседы: «Улица, на которой я живу», «Что такое улица?».
• Рассматривание открыток с изображением улиц Новокуйбышевска.
Рассматривание зданий (этажность, форма, материал).
• Рассматривание схем безопасного маршрута от дома до детского сада
• Виртуальная экскурсия «Район, в котором мы живем»
Художественно-эстетическое развитие
• Рисование на тему «Моя улица»
• Изготовление макета своей улицы.
• Конструирование «Дома на нашей улице»
Физическое развитие
• Малоподвижная игра «Домики»
• П/И «Мы едем, едем, едем»
Социально-коммуникативное
• Развивающая игра «История моей улицы» (Составление рассказов, историй).
• Экскурсия по улицам города Новокуйбышевска
• Сюжетно-ролевая игра «Почта»
• Д/И «Улица, на которой я живу»
• Игра – аттракцион «Внимание, пешеход!»
Составление рассказов на тему: «Что я видел на нашей улице»
Взаимодействие с родителями
• Экскурсии с детьми по улицам города.
• Фотоконкурс «Как из нашего окна наша улица видна».
• Собрание – диспут по конвенции о правах ребёнка «Под защитой закона»
4. «Мой город Новокуйбышевск»
Основные направления дошкольного образования Формы работы
Познавательное развитие
• Беседы: «Мой город любимый», «Каким бы ты построил свой город, если был бы архитектором?».
• Рассматривание набора открыток с изображением достопримечательностей города Новокуйбышевска.
• Рассматривание фотографий, иллюстраций, открыток с видами нашего города «Новокуйбышевск, в прошлом и настоящем»
.
Художественно-эстетическое развитие
• Конкурсы рисунков: «Мой город, дороже которого нет», «Новокуйбышевск, глазами детей».
• Аппликация «Герб нашего горда».
Физическое развитие
• Хороводная игра «Карусель»
• П/И «Найди свой город"
Социально-коммуникативное
• Игра путешествие «Прогулка по городу».
• Д/ и: «Расскажи о своем городе», «Знаешь ли ты свой город?», «Что, где находится?».
• Экскурсия в музей истории города Новокуйбышевска.
• Дидактическая игра «Заселим реку Волгу»
• Коммуникативная игра «Бабушка Маланья»
• Конкурс чтецов «Прославляя свой город».
Взаимодействие с родителями
• Фотовыставка «Новокуйбышевск - город моего детства».
• Издание книги «Город, в котором я живу» (рисунки, фотографии, рассказы детей и родителей).
• Оказание помощи в подготовке к конкурсу чтецов «Прославляя свой город».
• Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота»
5. «Моя страна Россия»
Основные направления дошкольного образования Формы работы
Познавательное развитие
• Беседы с использованием иллюстраций: «МояРодина– Россия», «Наше государство– Российская федерация» (М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников старшего возраста, «Какие народы живут вРоссии».
• Игра «Государство» (М, Д, Маханева»).
Рассматривание географической картыРоссии.
• Знакомство с символамиРоссии (герб, флаг, гимн).Презентация «Символы России»
• Чтение произведений о России: В. Орлов «Разноцветная палитра», С. Баруздин «Счего начинаетсяРодина», В. Степанов «Что мыРодинойзовем?», «Необъятная страна», Г. Ладонщиков «НашаРодина», М. Ю. Лермонтов «Родина».
• Чтение о Москве
• Рассматривание кукол в народных костюмах
• Презентация «Русский народный костюм»
• Итоговое мероприятие «С чего начинается Родина»
Художественно-эстетическое развитие
• Разучивание песни Т. Богач «Что зовем мы Родиной?».
• Конкурс рисунков «Широка страна моя родная».
• Лепка: «Флаг России»
• Прослушивание: гимна РФ, народных песен
Физическое развитие
• Русские народные игры: «Гуси лебеди», «Карусель», «Колпачок», «У медведя во бору», «Гори, гори ясно»
Социально-коммуникативное
• Д/ и: «»Узнай наш флаг», «Найди гербнашей страны», «Собери символы России».
• Д/И «Народные промыслы»
• Режиссерская игра «Армия»
• Просмотр слайд - презентации «Мы живём в России»
Взаимодействие с родителями
• Оформление стенда «Широка страна моя родная» (подборка фотографий, иллюстраций, стихов о России).
• Досуг. Игра-экскурсия «Путешествие по России».
• Консультация: «Россия - страна, в которой мы живём»
6."Никто не забыт, ничто не забыто"
Основные направления Формы работы
Познавательное развитие
• Беседы: "Города-герои", "День Победы", "Что такое героизм?".
• Рассматривание картин из серии "История России", иллюстраций из книг: С. Михалкова "Победа",
• Чтение произведений о ВОВ: А. Печёрская "Дети - герои ВОВ", "З. Александрова "Дозор", С. Алексеев "Первый ночной таран", А. Метяев "Наше оружие", Е. Благинина "Шинель".
Художественно-эстетическое развитие
• Прослушивание песен военных лет: В. Лебедев-Кумач, А, В. Александрова "Священная война", А. Сурков, К. Листов "Бьется в тесной печурке огонь", В. Шумилин, Е. Зарникая "День 9 Мая", Д. Тухманов "День Победы".
• Изготовление праздничных открыток для ветеранов ВОВ.
Физическое развитие
• Подвижные игры «Донесение», «Полоса препятствий», «На учениях»
Социально-коммуникативное
• Сюжетная игра "Военные учения и парад".
• Концерт для ВОВ "Благодарим, солдаты, вас!".
•Экскурсия к Вечному огню.
Взаимодействие с родителями
• Вечер "Достойны памяти героев"
• Изготовление макета "Вечный огонь".
• Совместное творчество детей и родителей. Конкурс рисунков "Не забыть нам этой даты"
• Стенгазета «Памятники защитникам Отечества в нашем городе».
Литература
Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина «Как научить ребенка любить Родину» Руководство для воспитателей и учителей по предмету «Национальная культура» - М. : АРКТИ, 2003г.
Г. Зеленова «Мы живем в России». Издательство: ООО Скрипторий 2003, 2013г.
М. Б. Зацепина «Дни воинской славы». Патриотическое воспитание дошкольников 5-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2010г.
А. П. Козаков, Т. А. Шорыгина «Детям о великой Победе». Беседы о Второй мировой войне в детском саду и школе. Москва. Издательство Гном, 2014г.
Г. А. Ковалева. «Воспитываем маленького гражданина». Издательство АРКТИ. Москва, 2003г.
Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина». Творческий центр Сфера. Москва
Виноградова Н. Ф. «Страна Россия»