Валентина Бориско
Долгосрочный проект в первой младшей группе «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный проект «Весна»
для детей первой младшей группы
Составила: Бориско Валентина Викторовна
Воспитатель МКДОУ «Детский сад с. Птичник»
Образовательный проект «Весна»
для детей первой младшей группы.
Тип проекта : познавательный.
Участники проекта : дети 2 – 3 лет.
Вид проекта : долгосрочный, 3 месяца.
Срок реализации: с 1 марта по 31 мая.
Образовательная область: познавательное развитие.
Публикация «Долгосрочный проект в первой младшей группе „Весна“» размещена в разделах
Участники: дети первой младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность:
Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть её красоту.
На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю. Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.
Ознакомление младших дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.
Знакомство с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями, формирует у малышей такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задач и каждого педагога.
Тема проекта была выбрана в первую неделю весны. И была разработана для реализации весной. Так как в начале марта солнце начинает светить ярче, теплее. Это, конечно, заметили дети. Причем в беседах с детьми, некоторые из них затруднялись называть какого цвета, формы солнце, какие изменения происходят в природе весной. Хотелось обогатить знания детей об изменениях происходящих весной в природе. Продолжать развивать связную речь, умение понятно для окружающих выражать свои мысли, формировать интерес и любовь к природе. В связи с этим была определена такая тема.
Цель проекта :
Формировать элементарные представления о сезонных изменениях в природе
Задачи:
Обучающие:
1. Знакомить детей с изменениями в живой и неживой природе, в жизни растений и животных весной (таяние снега, сосулек, появление птенцов у птиц весной, солнце светит ярко, земля и вода прогревается солнцем, в разных видах деятельности.
2. Формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов, наблюдений.
Развивающие:
3. Развивать игровые, сенсорные, речевые способности, обогащать словарь, звуковую культуру речи, связную речь.
4. Побуждать детей совершенствовать навыки рисования и лепки, воспитывать аккуратность.
Воспитательные:
5. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Планируемый результат:
Узнавать время года, называть признаки весны, отвечать на вопросы по теме, подбирать предметы по назначению. Называть явления природы весной. Называть деревья, травы, цветы, различать по внешнему виду наиболее распространённые кустарники. Узнавать и называть разных
насекомых (мухи, бабочки, божьих коровки, муравьи, их признаки. Посадка лука, гороха. Знать о поведении птиц весной, уметь различать птиц по внешнему виду (голубь, ворона, воробей, скворец). Называть диких животных по картинкам.
Методы и формы работы: рассматривание картин (иллюстраций, беседы, рассказ воспитателя, игры-экспериментирования, опыты и наблюдения, пальчиковые гимнастики, настольные, дидактические и подвижные игры, чтение и рассматривание художественной литературы (рассказы, потешки, стихотворения, загадки, проведение непосредственно образовательной деятельности, игровые ситуации, художественное творчество: рисование, лепка.
Сотрудничество с семьё й: Оформление стенда «Весна», совместное чтение рассказов и стихотворений о весне, наблюдение родителей с детьми «По пути в детский сад и домой». Наблюдение за трудом взрослых и посильное приобщение к нему.
Этапы реализации проекта :
I. Организационный:
- Накопление информации и материала по теме проекта.
- Постановка темы проекта, цели и задач. Работа с методическим материалом и литературой по данной теме.
II. Деятельный (основной) :
Перспективное планирование работы по реализации проекта.
Тема недели НОД Прогулки Режимные моменты Работа с родителями
Март
Женский день 8 марта. Тема: «Весна идет, и все ей рады»
Задачи: Учить различать и называть признаки весны, развивать мелкую моторику пальцев рук, слуховое внимание, расширять словарный запас, подбирать предметы по назначению, называть цвет, способствовать развитию речи как средства общения, учить понимать и анализировать содержание стихотворения, рисовать вертикальную линию, состоящую из точек.
Наблюдения за весенними изменениями в природе. Обобщать представления о типичных весенних явлениях в природе, анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.
Наблюдение за снегом – продолжать знакомить детей с природными явлениями – снегом. Каким стал снег? Почему на дорожках скользко? Как надо ходить по дорожкам?
Рассмотреть иллюстрации на тему: «Весна» - обогатить знания детей об особенностях весенней природы.
Дидактическая игра: «Подбери соответствующую картинку» - закрепить знания о признаках весны.
Чтение Г. Скребицкий «Весна в лесу»
Пословица: «Солнце светит, солнце сияет – вся природа воскресает».
Рассматривание картины Н. М. Ромадина «Март», А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Беседа по содержанию.
Подвижная игра «Зайка белый умывается» - приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с содержанием. Папка – передвижка «Сезонные наблюдения с детьми за изменениями в природе».
Ранняя весна. Тема: «Солнышко, солнышко, вы-гляни в окошечко.». Задачи: Дать представление о весенних изменениях в природе. Формировать интерес к явлениям природы. Поддерживать у детей радостное настроение перед прогулкой в солнечный день, (чтение стихотворений). Учить передавать образ солнца в рисунке.
Тема: Прощай, зима! Задачи: Учить рисовать разные по длине линии (льдинки, мазками – капельками. Наблюдение за снегом. Экспериментирование: «Снег тает на ладошке» - продолжать закреплять представления о свойствах снега.
Наблюдение за сосульками.
Познакомить с различными явлениями природы, показать разнообразие состояния воды.
Сосульки образуются на солнечной стороне. Почему?
С южной стороны снег подтаивает и стекает капельками. Сосулька – это замершие капельки воды.
Чтение заклички: «Солнышко-ведрышко, выкатись на бревнышко, сядь на пенек, погуляй весь денек»
- развивать мышление, сообразительность.
Беседа «Какого цвета весна?»
Разучивание пальчиковой гимнастики «Шаловливые сосульки»
Беседа «Почему весной говорят «природа проснулась?».
Беседа на тему "Осторожно, гололед!" познакомить детей с правилами безопасного поведения в гололед. Рассказать о том, какие игры опасны в данных погодных условиях, как осторожно нужно ходить по дорожкам, а не бегать. Привлечение родителей к созданию альбома
«Ранняя весна».
Встречаем птиц. Тема: Весенняя капель. Задачи: Учить детей рисовать пальчиками вертикальную линию, состоящую из точек. Учить понимать и анализировать содержание стихотворения. Развивать мелкую моторику пальцев.
Тема: «Совместное сочинение рассказа «Как мы птичек кормили». Задачи: Рассматривание разных игрушечных птиц» Задачи: учить внимательно слушать и наблюдать; следить за рассказом воспитателя, понимать его, добавлять слова, заканчивать предложение, начатое воспитателем; обогащать и активизировать словарь по теме; вызвать желание оберегать птиц и ухаживать за ними.
Наблюдение за воробьями: маленькие, серые, драчливые, зимующие. Закрепить части тела: на голове клювик, два крылышка, хвостик, две лапки.
Наблюдение за птицами.
В ходе наблюдения находить ответы на вопросы об особенностях внешнего вида, передвижения птиц. Активизировать в речи детей понятия, связанные с названиями птиц, частей тела.
«Подкармливаем птиц»
Рассказать о важности этой работы. Воспитывать бережное отношение к ним, стремление им помогать.
Наблюдение за солнцем.
Продолжать знакомить с природными явлениями (солнечная, пасмурная погода, греет ли солнце); формировать понятия о признаках наступающей весны.
Беседа по сюжетным картинкам «Птицы» учить рассказывать об изображенном на картинке, а так же по событиям из личного опыта.
Чтение стихотворения Н. Наденовой «Птичка» рассказать детям о строении тела птиц, об их жизнедеятельности, формировать доброе отношение к пернатым; вызвать интерес к худ. Произведению.
Повторить выученные стихи А. Барто «Птичка», «Лошадка», «Зайка». развивать память, речь.
Познавательный рассказ «Где ночуют птицы». активизировать познавательный интерес детей, обогащать словарный запас.
Подвижная игра «Голуби, воробьи и ворона» познакомить детей с новой подвижной игрой.
Подвижная игра «Птички и птенчики»
Учить детей выполнять несложные поручения, поощрять самостоятельность. Упражнять в беге, развивать скорость реакции на звуковой сигнал. Выставка рисунков «Звенит капель»
В гости к сказке.
«Заюшкина избушка» Тема: Заюшкина избушка.
Задачи: познакомить детей с новой сказкой; помочь понять её содержание; учить отвечать на вопросы воспитателя; учить оценивать поступки героев; активизировать и расширять словарный запас словами: коса, трус, лубяная, ледяная избушка, заюшкина;
развивать умение детей играть в сказку;
прививать интерес к сказкам; - воспитывать усидчивость.
Тема: Угостим петушка зернышками.
Задачи: Закрепить навык рисования красками при помощи пальцев; закреплять знание о жёлтом цвете; формировать интерес к рисованию; развивать бытовые навыки.
Наблюдение «Кругом вода» - показать детям разнообразные действия с талым снегом.
Наблюдение за почками на деревьях – привлекать детей к наблюдениям за объектами живой природы, воспитывать бережное отношение к деревьям.
Наблюдение за ветром – привлекать детей к наблюдениям за доступными явлениями природы, способствовать развитию игровой деятельности, двигательной активности посредством игр с султанчиками.
Наблюдение за погодой дня – обратить внимание детей на лужи на дорогах, капель с крыш – формировать представления о весенних изменениях в природе.
Дидактическая игра «Чудо – дерево» - Учить прикреплять фрукты на дерево, развивать мелкую моторику, воспитывать усидчивость.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек» - Учить детей доставать из мешочка героя сказки и называть его.
Дидактическая игра «Грибочки»
Учить детей складывать грибочки в корзинки по цветам, воспитывать усидчивость.
Дидактическая игра «Домик для зайки» Учить детей селить зайчика в домик, соответствующий размеру зайки.
Хороводная игра: «Заинька попляши» Развитие движений, учить повторять движения за воспитателем, доставить детям радость.
Настольный театр по сказке «Заюшкина избушка».
Консультация: «Влияние сказок на речь ребенка»
Апрель
Водоёмы. Тема: Рыбка плавает в воде. Задачи: Понаблюдать за рыбками, отмечать их особенности («Имеет хвостик, глазки, рот, живет в воде»). Учить различать по цвету, форме. Воспитывать бережное отношение к обитателям аква-риума.
Тема: Рыбки плавают в водице. Задачи: Развивать сюжетно-игровой замысел; учить передавать формы линейным контуром, пятном. Наблюдение за птицами - расширять знания о птицах, прилетающих на участок детского сада.
Наблюдение за погодой – формировать представления о весенних изменениях в природе, воспитывать интерес к окружающему.
Наблюдение за дождём – формировать элементарные представления о весенних изменениях в природе, знакомить с доступными явлениями природы.
Наблюдение за таянием снега – привлекать детей к наблюдениям за доступными явлениями природы, развивать мышление, речь. Зрительная гимнастика «Рыбка» - развивать умение фиксировать взор, развивать пространственную ориентацию.
Беседа на тему: «Такие разные водоемы» - познакомить детей с понятием «водоем», расширять знания детей о разновидностях водоемов (река, озеро, море)
Пальчиковая гимнастика «Рыбки» - развивать мелкую моторику пальцев рук.
Вкладыши «Аквариум» - развивать внимание, мелкую моторику.
Чтение стихотворений И. Токмаковой. «Где спит рыбка?» - учить понимать речь взрослых, отвечать на вопросы.
Беседа на тему: «Такие разные рыбки». Цель: познакомить детей с разновидностью рыб, местами их обитания (аквариум, река).
Рассказать ребенку о рыбах (морских, пресноводных, аквариумных).
Моя семья.
Тема: Дом, в котором я живу. Задачи: Учить ориентироваться в ближай-шем окружении: узнавать свой дом, свою квартиру, называть улицу; отвечать на вопросы воспитателя о месте жительства, об устройстве их жилища.
Тема: Здравствуй, весна! Задачи: Совершить путешествие по участку детского сада, чтобы найти приметы весны и поприветствовать ее. Наблюдение за птицами – обратить внимание детей на изменение поведения птиц: радостно щебечут, летают стайкой, греются на солнышке – формировать интерес к наблюдениям за птицами, отметить изменения, происходящие в природе, связанные с весной.
Наблюдение за ручейками – привлекать к наблюдениям за природными явлениями, развивать игровую деятельность детей посредством игр с корабликами.
Наблюдение за почками – формировать элементарные представления о весенних изменениях в природе, учить бережно относиться к растительному миру. Игровое упражнение «Мама кормит малыша» учить детей выполнять игровые действия, подбирать необходимые предметы, поддерживать интерес к игре.
К. Ушинский «Петушок с семьёй» приобщать к словесному искусству, воспитывать умение слушать; повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного.
Беседа на тему: «Всё начинается с мамы»
П/и «Идём к маме»
Д/и «Наша мама» - способствовать углублению у детей чувства привязанности и любви к маме.
Игры «Дочки-матери» побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми».
В беседе с родителями подчеркнуть ценность каждого ребёнка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.
Животный мир весной. Тема: Рассматривание картин из серии "Домашние животные" Задачи: Помочь детям увидеть различия между взрослыми животными и детенышами, обогащать и активизировать словарь, развивать инициативную речь.
Тема: «Морковка для зайчика». Задачи: закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями, закреплять ранее приобретенные навыки, закреплять красный цвет, любоваться изделиями. Наблюдение за кошкой – учить называть части тела животного, привлекать к наблюдениям за домашними животными, развивать речь, мышление, воспитывать заботливое отношение к кошке.
Наблюдение за лужами. Сравнить где луж больше – на асфальте или на земле. Привлекать детей к наблюдениям за природными явлениями, развивать речь, мышление.
Наблюдение за небом – воспитывать желание любоваться красотой неба.
Наблюдение за воробьями: греются, весело чирикают, купаются в луже – привлекать к наблюдениям за птицами. Инсценировка народных потешек «Кисонька - мурысенька», «Курочка – рябушечка». Цель: учить изображать характерные движения животных, развивать диалоговую речь.
Беседа на тему: «Животные весной». Цель: расширять представление детей о жизнедеятельности животных весной, показать происходящие изменения.
Рассматривание иллюстраций, книг, альбомов с изображением животных. Цель: продолжать учить находить знакомых животных и называть их.
Игра «Угощенье». Цель: закреплять знания детей об особенностях питания животных.
Д. и. «У кого кто?». Цель: закрепить знания детей о животных и их детенышах.
Ситуативный разговор «Какое домашнее животное есть у меня». Цель: развивать речь, формировать потребность делиться своими впечатлениями, воспитывать любовь к животным.
Д. и. «Угадай, чей голос?». Цель: учить детей внимательно слушать, закреплять знания о том как «говорят» животные.
Ситуативный разговор «Животные на улице». Цель: закреплять у детей правила поведения при встречи с животными.
Беседа: «Как человек заботиться о животных». Цель: дать элементарные знания об уходе за животными, прививать любовь к животным.
Ориентировать родителей на совместное с ребёнком чтение литературы, посвященной животным весной.
Привлечение родителей к участию в акции «Помоги животным»
Поздняя весна. Первоцветы. Тема: Травянистые растения.
Задачи: Формировать желание любоваться появившейся зе-леной травкой.
Показать первые весенние цветы.
Воспитывать у детей бережное отношение к растениям (не рвать, не топтать).
Тема: Солнечная поляна. Задачи: Учить рисовать сугробы и солнце. Наблюдение за первой травкой – формировать представления о весне, развивать интерес к окружающему миру.
Наблюдение за солнышком: ярко светит, пригревает, от этого растёт травка, радуются птички, распускаются почки – вызвать радостное весеннее настроение, формировать представления о весенних признаках.
Наблюдение за деревьями – обратить внимание детей на распускающиеся почки, воспитывать бережное отношение к деревьям. Чтение книг Е. Серова «Подснежник»
Беседа с наглядным материалом: «Почему первые весенние цветы пушистые» формирование познавательного интереса; развитие умения слушать, обобщать, делать выводы.
Пальчиковая игра: «Наши алые цветки» «Цветем мы.» развитие речи и мелкой моторики, воспитывать внимание, закреплять умение слушать; формирование познавательных способностей (мышления, внимания)
Чтение стихотворения – Е. Серова «Подснежник», В Нищев «Мимоза», Ю. Капотов «Подснежник»
Наблюдение за ростками цветов на окне
Зформирование представлений о разнообразии цветов; развитие воображения, умения выразить и обосновать свое мнение, экологическое воспитание.
Рекомендации родителям по домашнему чтению на тему «Первоцветы». Рекомендации на прогулках по городу (в парке) обращать внимание на растения, первые весенние цветочки, их запах, внешний вид.
Привлечение родителей к оформлению альбома «Первоцветы»
Май
1. Мир природы. Насекомые. Тема: Закреплять желание на-блюдать за насекомыми. Задачи: Расширять представления о насекомых. Учить характеризовать внешний вид и поведение на-секомых
Продолжать учить различать насекомых. Воспитывать доброе отношение к насекомым.
Тема: Гусеница. Задачи: Продолжать учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики круговыми движениями между ладоней. Учить осознанно переключать внимание. Наблюдение за муравьями – формировать представления о насекомых, воспитывать желание наблюдать за ними, бережное отношение к ним.
Наблюдение за бабочкой – привлекать к наблюдениям за насекомыми, воспитывать бережное отношение к бабочкам.
Наблюдение за насекомыми.
Учить детей отличать насекомых от других живых существ. Познакомить с разными группами насекомых (бабочки, жучки).
Наблюдение за берёзкой – ствол белый, тёплый, гладкий, выросли длинные серёжки, крохотные листики – воспитывать бережное отношение к деревьям, развивать умение любоваться красотой природы.
Наблюдение за облаками: какие облака: большие или маленькие? какого цвета? на что похожи? – развивать речь, мышление, воображение.
Д/игра «Бабочки и цветы» учить детей подбирать бабочек по цвету.
Рассматривание картинок, иллюстраций по теме: «Насекомые».
Д/игра «Когда это бывает?» Закрепить представления детей о временах года, их характерных признаках; развивать наблюдательность.
Рассматривание изображений насекомых. Знакомство с названиями насекомых: жук, муха, кузнечик, бабочка, божья коровка; введение в словарь обобщающего понятия «насекомые».
Чтение русской народной потешки «Божья коровка». Учить детей проговаривать понравившиеся слово – сочетания и фрагменты. Формировать интерес к русскому фольклору.
Рассматривание картин. Иллюстраций по теме «Весна» обогащать представление детей о весне. Учить находить ее признаки на рисунках.
Д/игра «Насекомые» закреплять у детей умение различать и называть насекомых. Активизировать словарный запас, формировать грамматический строй речи.
Беседа «Чем мне нравиться весна?». учить детей видеть красоту весеннего пейзажа, выражать свои впечатления в речи. Активизировать словарь детей. Проведение консультации для родителей «Безопасные насекомые».
Закрепить тему о весенних цветах дома с детьми.
Лето. Цветы. Тема: Там и тут, там и тут одуванчики цветут. Задачи: Формировать представления об одуванчике. Учить выделять характерные особен-ности; называть его части. Развивать желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы. Наблюдение за одуванчиками – воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к цветам.
Наблюдение за травой – определить, какого она цвета, какая на ощупь – привлекать к наблюдениям за объектами живой природы, воспитывать бережное отношение к ним.
Наблюдение за трудом взрослых – воспитатель и помощник воспитателя сажают картофель на огороде – формировать интерес к труду взрослых, поддерживать желание помогать.
Целевая прогулка к цветочной клумбе. Цель: расширять представления о цветах: учить видеть прекрасное. Беседа на тему: «Такие разные цветы» дать детям первоначальные знания о садовых цветах, их строении.
Рассматривание иллюстраций, открыток с цветами - приобщать детей к рассматриванию иллюстраций, развивать любознательность.
Чтение стихотворений о цветах формировать у детей эмоциональное восприятие и понимание содержания стихотворений.
Предложить детям раскраски с цветами учить детей правильно держать карандаш, ритмично наносить след на бумаге.
Заучивание потешки «Одуванчик».
Носит одуванчик желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится в беленькое платьице. Легкое, воздушное, Ветерку послушное развивать память, речь.
Ситуативный разговор «Опасные растения» дать детям первоначальные знания о полезных и опасных растениях.
Консультация для родителей «Почитай мне сказку, мама»
Выставка поделок «Домик для Дюймовочки»
Праздник солнца и тепла! Тема: Побродим по лужам. Расширять словарный запас; развивать игровые навыки. Экскурсия по участку детского сада – отметить изменения, произошедшие в природе, какая густая трава выросла на участке, как много одуванчиков, цветы на клумбе начинают зацветать – формировать представления о весенних признаках, поощрять умение задавать вопросы.
Беседа с детьми «Здравствуй, лето красное!»
Игры с песком и водой: свойства песка (сухой, мокрый)
Заучивание стихотворения А. Барто «Флажок».
Дидактическая игра - «Чудесный мешочек» - закрепить название овощей и их свойств.
Дидактические игры: «Узнай овощи по вкусу», «Найди, что назову» - продолжать развивать у детей наблюдательность, внимание и воображение, закреплять названия животных.
Консультация «Путешествие с малышом» обогащение педагогических знаний родителей о том, как сделать отдых интересным и увлекательным.
III. Заключительный:
Конечный продукт: Выставка детских работ, пополнение картотеки пальчиковыми играми, создание дидактической игры «Лес». Развлечение для детей «Весна – красна!» Заучивание с детьми стихотворений о весне. Выставка рисунков «Весенний дождик». Изготовление с родителями книжек-малышек, фотоальбомов «Наша семья весной».
Выводы:
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияет на различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную, художественно-речевую);
Надеюсь на положительную реакцию и эмоциональный отклик детей на знакомство с признаками природы. Дети проявляют интерес и желание участвовать в экспериментах, наблюдать. Возрастет речевая активность детей, что положительно повлияет на самостоятельную игровую деятельность детей, дети пытаются осуществлять ролевой диалог. Буду надеяться на то, что удастся достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Родители примут активное участие в реализации проекта.