Римма Гуляева
Долгосрочный проект по здоровьесберегающим технологиям в старшей группе «Азбука здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный проект по здоровьесберегающим технологиям в старшей группе «Азбука здоровья».
Тип проекта: познавательно - исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатели, родители.
Актуальность:
За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось.
Публикация «Долгосрочный проект по здоровьесберегающим технологиям в старшей группе „Азбука здоровья“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Забота о здоровье ребёнка стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Недостаточная осведомленность родителей о важности укрепления и сохранения своего здоровья, негативная статистика по образу жизни в семье снижают активность, способствуют несбалансированному питанию, несоблюдению режима дня, растут факторы риска.
Сегодня важно формировать и поддерживать у родителей интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. Помочь понять им, что здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие.
Цель: Формирование убеждений, привычек здорового образа жизни, развитие познавательных, игровых и творческих способностей детей старшей группы.
Задачи: Сформировать у детей представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни, об умении беречь своё здоровье и заботиться о нём. Формировать базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Привить потребность в здоровом образе жизни, уважение к физическим упражнениям, занятию спортом, обратить внимание на то, что порядок и чистота способствуют крепкому здоровью. Развивать свободное общение с взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни. Повышение грамотности родителей в области физического развития детей, организации совместных действий родителей, педагогов, детей, направленных на укрепление здоровья воспитанников
Предполагаемый результат:
1. У детей должны появится стойкие культурно-гигиенические навыки;
2. Дети самостоятельно смогут осуществлять элементарный уход за своим телом (мытье рук, ног, лица);
3. Дети и взрослые с легкостью смогут определять, что полезно, а что вредно для их организма;
4. Сформируются привычки к ежедневным физическим упражнениям, и закаливающим процедурам;
5. Сформируются у детей и родителей потребность в ЗОЖ;
6. Снизится количество детей с низкими показателями в речевой, физической и социокультурной сфере до нулевых показателей;
7. Ожидается укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости в группе до 10%;
8. У родителей повысится компетентность в использовании здоровьесберегающих технологий дома.
9. Родители будут вовлечены в единое пространство «Педагоги и родители – единый коллектив».
План реализации проекта.
1. Подборка методического и дидактического материала.
2. Подборка художественной литературы.
3. Разработка непосредственно образовательной деятельности по проекту.
4. Оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта.
6. Подбор пословиц, поговорок, загадок по теме проекта.
7. Изготовление настольных игр по теме проекта.
Роль родителей в проекте:
- изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр;
- мастер – класс совместно с детьми и родителями «Подвижные игры моего детства»;
- экоакция «Посади свое дерево»;
- круглый стол «Роль семьи в оздоровлении детей»;
- выставки рисунков «Мы со спортом крепко дружим».
Продукт проектной деятельности:
1. Картотека закаливающих процедур.
2. Атрибуты для подвижных игр на свежем воздухе.
3. Дидактические игры для формирования у детей навыков правильного питания.
4. Оформление альбомов детских рассказов «Я хочу здоровым быть».
Презентация проекта на муниципальном уровне.
Выполнение проекта.
О. Д.
Сентябрь:
Тема: «Путешествие в страну здоровья»
- «Если хочешь быть здоров»
Цель: приобщение детей к ценностям ЗОЖ, формирование представлений о влиянии на работу образа жизни человека. Учить заботиться о своем здоровье. Воспитывать привычку ЗОЖ. Развлечение «Солнце - источник жизни»!»
Октябрь:
Тема: «Познай себя»
-«Какие мы внутри»;
-«Зрение»;
-«Профилактика осанки»;
-«Плоскостопие».
Цель: воспитывать ответственность за свое здоровье, помочь осознать необходимость следить за своим здоровьем, уметь замечать болезни. Помочь осознать необходимость медицинских обследований. Продолжать знакомить детей со своим телом.
Ноябрь:
Тема: «Влияние здорового образа жизни на красоту тела»
- «Могут ли овощи навредить здоровью»?
- «Грязные руки»;
- «Почему нельзя грызть ногти»;
- «Личная гигиена»;
- «Твой внешний вид».
Цель: дать представление о влияние на внутренние органы образа жизни человека: питание, полезные, вредные привычки.
Декабрь:
Тема: «Пища полезная и вредная»
- «Витаминные продукты»;
- «Жирные продукты и здоровье»;
- «Главные правила еды»;
- «Где живут витамины»;
- «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»;
- «Здоровая пища».
Цель: Учить осознанно подходить к своему питанию. Помочь осознать, что рекламируют не самые полезные продукты. Учить отличить полезные продукты. Здоровье зависит от правильного питания. Встреча с мед работником «О пользе и вреде продуктов».
Январь :
Тема: «Поговорим о болезнях»
- «О микробах и вирусах»;
- «Врачи наши друзья»;
- «Как вести себя в поликлинике»;
- «Лекарства – друг или враг»?
- «Правила первой помощи».
Цель: учить заботиться о своем здоровье, дать детям элементарное представление об инфекционных болезнях и их возбудителях. Учить детей находить выходы из сложившейся ситуации, уметь оказывать первую помощь себе и окружающим.
Февраль:
Тема: «Дорога, транспорт и дети»
- «Будь осторожен!»;
- «Дорога, транспорт и дети»;
- «Правила дорожного движения»;
- «Игры на проезжей части».
Цель: расширить знания о дороге и правилах поведения на ней, дорожных знаках правилах этического поведения в транспорте.
Март:
Тема: «У природы нет плохой погоды»
- «Будьте осторожны с животными»;
- «Почему полезен солнечный свет для человека»;
- «Вода для хвори беда»;
- «Растения помощники человека»;
- «Дождик – это хорошо или плохо для здоровья»?
Цель: показать положительное и отрицательное влияние природных факторов на здоровье человека; беседы о закаливании организма природными факторами; объяснить детям, что контакты с животными могут быть опасными; воспитывать привычку жить в согласии с природой.
Апрель:
Тема: «В здоровом теле - здоровый дух»
Обобщение знаний об охране и укреплении своего здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни.
- «В здоровом теле – здоровый дух»
- «Движение и здоровье».
Восприятие художественной литературы.
Чтение стихотворений Е. А. Алябьевой «Хочу конфет», «Сладкоежка». Г. Х. Андерсен «Дюймовочка». С. Прокофьев «Лоскутик и облако». М. Пластова «Капля в море». Т. Попова «Мир вокруг нас».
Слушание музыки.
В. Мусвидас «Выше солнца». Г. Эванс «Музыка покоя для детей». Увертюра А. Пертова из к / ф «Укрощение огня». П. Мория «Капли дождя». П. Чайковский «Вальс цветов».
Картотека закаливающих процедур:
1. Методика солевого закаливания
2. Обширное умывание.
3. Хождение босиком.
4. Контрастные воздушные ванны в сочетании с «Рижским» методом.
5. Точечный массаж «Волшебные точки» (по А. А. Уманской).
«Гимнастика маленьких волшебников».
Гимнастика после сна
- «Потягивание»;
- «Массаж живота»;
- «Лебединая шея»;
- «Чебурашка»;
- «Качалка»;
- «Велосипед».
Психогимнастика.
1. Игра «Веселая пчелка».
2. «Остров плакс».
3. «Холодно - жарко».
4. Игра «Шарик».
5. Игра «Зернышко».
Йога в игре.
1. «Поза кошечки».
2. Поза «змеи». «Змея»
3. «Собачка».
Дидактические игры.
«Кому что нужно», «Назови вид спорта», «Собери картинку», «Угадай вид спорта по показу». «Полезные и витаминные продукты».
«Характеристика здорового человека», «Четвёртый лишний», «Да или нет».
«Спортивный инвентарь».
Сюжетно ролевые игры.
- «Поликлиника».
- «Скорая помощь».
- «На приёме у врача».
- «Больница».
Подвижные игры.
«Кто выше», «С кочки на кочку», «Хитрая лиса», «Пустое место», «Два Мороза», «Снежная карусель», «Волк во рву».
Экологический театр:
- спектакль «Апчхи»;
- спектакль «Мой додыр».
Консультации для родителей.
- Формирование культурно-гигиенических навыков у детей;
- Профилактика простудных заболеваний;
- Как одевать ребенка?
- Если ребенок заболел…
- Профилактика простудных заболеваний;
- В отпуск с семьей;
- Когда и сколько заниматься физкультурой.
Конечные результаты:
В результате реализации данного проекта, поставленные задачи были реализованы в полном объеме.
1. У детей появились стойкие культурно-гигиенические навыки;
2. Дети самостоятельно могут осуществлять элементарный уход за своим телом (мытье рук, ног, лица);
3. Дети и взрослые с легкостью могут определять, что полезно, а что вредно для их организма;
4. Сформировались привычки к ежедневным физическим упражнениям, и закаливающим процедурам;
5. Сформировалась у детей и родителей потребность в ЗОЖ;
6. Снизилось количество детей с низкими показателями в речевой, физической и социокультурной сфере до нулевых показателей;
7. Укрепилось здоровья детей, снижена заболеваемость в группе до 10%;
8. Повысилась компетентность родителей в использовании здоровьесберегающих технологий дома;
9. Родители вовлечены в единое пространство «Педагоги и родители – единый коллектив».
Работа в данном направлении не может быть ограничена рамками какого- то времени, а требует постоянной и систематически продуманной работы по всем обозначенным направлениям. А это значит, мы будем продолжать решать эту важную и нужную задачу.
Список литературы:
1. Аверина И. Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ.
2. Анохина И. А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации.
3. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (2-7 лет).
4. Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для занятий с детьми 3-7 лет.
5. Змановский Ю. Ф. К здоровью без лекарств.
6. Нефедова Е. А, Узорова О. В Пальчиковая гимнастика.
7. Пензулаева Л. И., Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений (3-7 лет)
8. Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду. (5 – 6 лет).
9. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр.