Елена Корзунина
Долгосрочный проект по развитию речи детей младшего дошкольного возраста «А мы играем и пальчики развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный проект по развитию речи
детей младшего дошкольного возраста
«А мы играем и пальчики развиваем»
«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию» В. М. Бехтерев.
«Одна из важнейших задач детского сада – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье» Н. К. Крупская
Публикация «Долгосрочный проект по развитию речи детей младшего дошкольного возраста „А мы играем и пальчики развиваем“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2024
«Во главе педагогических мероприятий, проникая всю воспитательную работу, должна стоять забота об укреплении здоровья ребенка» Е. А. Аркин
Пояснительная записка
Вся история развития человечества доказывает, что движение руки тесно связано с речью. О том, что движение пальцев тесно связано с речью было известно давно. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.
И. П. Павлов придавал тактильным ощущениям большое значение,так как они несут в речевой центр, в его двигательную часть дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление.
Педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыков письма.
В дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.
Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода.
Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, баночки, тюбики, крышки, крупа, полотенца, тряпочки, бумага.
Наименование проекта «А мы играем и пальчики развиваем»
Цель и задачи Цель: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи:
• Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
• Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
• Развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии.
• Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.
• Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
Сроки и этапы реализации Проект рассчитан на 1 год и включает следующие этапы:
1. Подготовительный этап (включает в себя диагностику детей).
2. Планирование деятельности всех участников программы.
3. Реализация проекта (создание предметно-развивающей среды в группе, изготовление пособий, проведение занятий с участием родителей)
4. Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта
Перечень основных мероприятий • дидактическая игра
• ролевая игра
• физические упражнения
• коллективное творчество
• беседа
• родительское собрание
• открытое занятие
Исполнители проекта дети, воспитатели, родители,логопед, медработник.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта • Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту.
• Овладение разными видами трудовой деятельности.
• Умение создавать художественный образ своего изделия,
Овладение приемами работы с разными инструментами.
• Овладение нормами этики поведения.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей : в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.
Взрослым, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Паспорт проекта
Основные принципы (правила) работы педагога при реализации проекта :
• уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
• комплексный подход при разработке занятий;
• систематичность и последовательность занятий;
• вариативность содержания и форм проведения занятий;
• наглядность;
• адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий;
• постепенность и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным;
• индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;
• повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.
Автор проекта : воспитатель Корзунина Е. А.
Вид проекта : образовательный, игровой, долгосрочный.
Участники: воспитатели, дети, родители, логопед, медработник.
Проблема: низкий уровень развития общей и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Место проведения: МКДОУ №2 «Солнышко»
1. Изучение состояния здоровья детей в группе :
1.1 Заполнение «Тетради здоровья» воспитателями группы совместно с медработниками МКДОУ, руководителем по физическому воспитанию.
Работая с детьми я увидела в играх пальчиковых, настольных (собирание пазлов, игры с мелкими предметами) низкий уровень общей и мелкой моторной ловкости, точности движений, выполняемых руками, а стимулируя моторику мы развиваем речь детей.
2. «Если хочешь быть здоров…»
Цель: Использование различных методов оздоровления детей в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями детей и пожеланиями родителей.
2.1 Опрос родителей «Методы закаливания во второй младшей группе»
2.2 Методы закаливания (см. приложение).
2.3 Перспективное планирование физкультурно-оздоровительной работы в группе на год.
2.4 КГН (перспективное планирование на год).
1. Утренняя гимнастика.
2. Облегченная одежда в группе и на улице (по погоде).
3. Прогулки каждый день с подвижными играми.
4. Сон без маек (с учетом температуры воздуха в группе и пожеланиями родителей).
5. Хождение босиком до и после сна.
6. Гимнастика и хождение по коврику из пуговиц после сна.
7. Фитонциды – лук, чеснок.
8. Умывание холодной водой.
9. Ароматерапия с использованием эфирных масел
10. Подижные игры, пальчиковые и зрительные гимнастики, профилактический массаж.
3. «Я такой!»
Цель: Дать детям представление о себе: о своем теле, здоровье, безопасности и эмоциях.
3.1 Планирование занятий по развитию представлений о мире и о себе.
Занятия важно строить так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретали навыки самосовершенствования.
Занятия о пище, питании можно проводить прямо за столом перед приемом пищи (знакомить с правилами хорошего тона, формировать положительный настрой, закреплять здоровые принципы питания (тщательное пережевывание, разумное отношение к приему жидкости).
Примерное планирование занятий:
Где живет витаминка? (Рассказать детям о пользе овощей и фруктов для здоровья человека. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью).
Это я! (Дать ребенку знание о себе, о своем теле, формировать любовь к жизни, чувство радости существования).
Органы чувств (глаза, уши, нос). Общее понятие. (Закреплять знания детей о своем теле. Рассказать детям, что на голове у человека много нужных и полезных органов).
Для чего нужны глаза? (Познакомить детей с тем, что такое глаза и зачем они нужны. Воспитывать бережное отношение к своим глазам, желание ухаживать за ними (мыть, делать гимнастику, соблюдать правила безопасности).
Орган слуха – уши. (Познакомить детей с тем, что такое уши и для чего они нужны. Воспитывать бережное отношение к ушам, желание ухаживать за ними (мыть, не совать посторонние предметы).
Органы слуха, вкуса, обоняния (уши, рот – язык, нос). (Познакомить детей с тем, что такое нос, рот и для чего они нужны. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью).
Для чего нужны зубы? (Познакомить детей с тем, что такое зубы и для чего они нужны. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью).
Моя одежда (зима, весна, лето, осень). Занятия проводятся по временам года. (Учить детей правильно одеваться, учитывая природные особенности).
Экскурсия в медицинский кабинет детского сада. (Познакомить с медработниками детского сада, их кабинетом, для чего необходим медкабинет, что в нем есть; учить не бояться врачей).
Как быть здоровым? (Воспитывать бережное отношение к своему здоровью). Комплексное занятие развитие представлений о мире и о себе + изо.
4. «Творческая мастерская»
(изодеятельность детей и родителей).
Цель: Проведение оздоровительной работы с детьми и обогащение развивающей среды в группе при взаимодействии воспитателей, детей и их родителей.
4.1. Пополнение уголка ИЗО в группе материалами для изодеятельности детей в соответствии с возрастом.
4.2. Коллективные и индивидуальные работы детей.
4.3. Создание развивающей среды для развития мелкой моторики рук.
4.4. Изготовление центра здоровья для детей (Ширма, ростомер, аптечка)
4.5. Планирование занятий по изодеятельности (рисование, лепка, аппликация).
4.6. Творчество родителей по темам «Профилактика заболеваний стоп у детей», «Волшебные подушечки» и др.
На занятиях проводятся вступительные беседы о здоровье, о значении игры, пищи, природных явлений для здоровья детей.
Аппликация: «Осенний лес», «Укрась варежку», «Корона для Снегурочки» и т. д.
Лепка: «Ягодки в корзинке», «Снеговик», «Нарядная ёлочка» и т. д.
Рисование: «Вьюга – завируха» (изо, «Полосатые полотенца для лесных зверушек», (изо) «Ходит в небе солнышко» (изо) «Сосульки – плаксы» (изо) Коллективные творческие работы детей : осенние листочки, звёздочки, солнышко лучистое и т. д.
5. «На книжной полке»
(чтение детской литературы, заучивание стихотворений, потешек).
цель:
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью через чтение детской литературы.
Использование русских народных потешек, приговорок, пестушек при умывании, расчесывании и заплетании волос девочкам.
Заучить стихотворения о здоровье.
5.1 Чтение детской литературы (см. список).
5.2 Заучивание потешек, приговорок, пестушек.
5.3 Заучивание стихотворений.
5.4 Инсценировка по стихотворению Ю. Тувима «Овощи»
5.5 Рассматривание иллюстраций.
5. 1 Детская художественная литература:
· Чуковский К. И. «Айболит», «Мойдодыр»
· Тувим Ю. «Овощи»
· Шалаева Г. П., Журавлёва О. М., Сазонова О. Г. «Правила поведения для воспитанных детей»
· Михалков С. «Про девочку, которая плохо кушала»
· Токмакова И. «Колыбельная», «Мне грустно – я лежу больной»
· Крылов А. «Как лечили петуха»
· Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо»
· «Ладушки» (Русские народные песенки)
· Прокофьев А. «Как на горке, на горе»
5.2 Потешки, пестушки, приговорки, загадки:
Потешки.
Водичка, водичка.
Водичка, водичка.
Умой моё личико,
Чтобы щечки краснели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Расти, коса.
Чешу, чешу волосыньки,
Расчесываю косыньки.
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса!
Расти, коса, не путайся…
Дочка, маму слушайся.
Ай, лады.
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
От простой воды и мыла
У микробов тают силы.
5.3 Стихи для заучивания.
Смотрит солнышко в окошко.
Светит в нашу комнатку,
Мы захлопаем в ладоши,
Очень рады солнышку!
А. Барто
Мыло, мыло заюлило,
А потом запузырило!
Ты, водица, лей, лей!
Будут щёки розовей! Г. Лагздынь
6. «Веселись детвора»
Цель: Воспитывать бережное отношение к своему и чужому здоровью.
Развивать двигательную активность детей.
Создавать психологический и эмоциональный комфорт в группе.
6.1. Оздоровительные досуги
6.2 Праздники
6.3 Развлечения
6.4 Дни здоровья
6.5 Тематические прогулки
6. 6 Игровая деятельность:
Дидактические игры
Сюжетно-ролевые
Подвижные игры
6. 6 Игровая деятельность:
«Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива» Н. К. Крупская
Дидактические игры.
1. «Овощи — фрукты» разложить отдельно овощи и фрукты).
2. «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху», «Узнай по вкусу» на развитие тактильно-вкусовых ощущений.
3. «Что полезно и что вредно для зубов?», «Подбери зубную щетку к стаканчику», «Что лишнее?».
4. «Что одеть на улицу», «Одень куклу на прогулку».
Игры с зеркалом.
«Мои зубки», «Мои глазки», «Мои ушки»
6.7 Оздоровительные минутки
7. «Для мам и пап»
Цель: Знакомить родителей с методами оздоровления детей в детском саду и дома.
Привлекать родителей к работе по оздоровлению детей в детском саду.
«Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей» В. А. Сухомлинский
7.1 опросы
7.2 информация
7.3 фотовыставки «Мы мороза не боимся», «Моя семья на прогулке»,
«Играем дома»
7.4 родительские собрания
7.5 выставки работ детей
7.6 творческая деятельность родителей
7.7открытые занятия
Результативность проекта :
Родители принимали активное участие в проекте.
Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту.
Овладение разными видами трудовой деятельности.
Умение создавать художественный образ своего изделия,
Овладение приемами работы с разными предметами.
Овладение нормами этики поведения.
Овладение разными видами трудовой деятельности.
Умение создавать художественный образ своего изделия.
Работа по реализации проекта «А мы играем и пальчики развиваем» вызвала эмоциональный отклик у участников проекта и сплотила как детей, так и родителей!
«Вместе мы сила, успех и большие достижения!»
Изготовление профилактических дорожек совместно с детьми:
Волшебные подушечки ( с разными наполнителями: пуговицы, карандаши, шишки, крупы и т. д.) :
Фотовыставка «А мы дома играем и пальчики развиваем»
Чудо-поделки (совместное творчество с детьми)
Праздники для детей :
«Дни здоровья»
Праздник «Лето красное, лето жаркое»
с применением здоровье сберегающих технологий.
Родительские собрания, беседы, консультации…
Выступление выпускников:
Экскурсии в аптеку и медкабинет
Открытые занятия с приглашением родителей