Елена Николаевна Мазуренко
Долгосрочный проект педагога-психолога «Наши эмоции»
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный проект педагога-психолога
«Наши эмоции».
В современном обществе наблюдается тенденция к снижению уровня эмоционального развития у детей. Всё больше детей испытывают трудности в общении со сверстниками, не могут правильно оценить эмоциональное состояние окружающих и испытывают сложности с выражением своих чувств. Понимание собственных эмоций и контроль над ними становятся всё более затруднительными. В результате между детьми часто возникают конфликты, которые они не умеют разрешать. К сожалению, дети становятся менее отзывчивыми к чувствам других людей.
Недостаточное развитие эмоциональной сферы способствует возникновению феномена «засушенного сердца», о котором писал Л. С. Выготский. Дошкольным учреждениям необходимо уделять особое внимание этой проблеме, поскольку именно в дошкольном возрасте ребёнок живёт в мире эмоций, и его эмоциональная сфера пластична и легко поддаётся коррекции.
Новизна работы по социально-эмоциональному развитию заключается в том, что все участники образовательного процесса ориентированы на социально-эмоциональное благополучие ребёнка.
Цель проекта — содействие укреплению психологического здоровья детей через развитие эмоционально-волевой сферы в игровой деятельности.
Задачи проекта:
1. Создать условия для того, чтобы дети могли распознавать и принимать свои эмоции.
2. Научить детей выражать свои эмоции с помощью различных средств.
3. Создать условия для формирования саморегуляции эмоций.
4. Развить у детей способность к сопереживанию.
5. Учить детей понимать связь между событиями и эмоциями.
6. Проводить профилактическую, просветительскую и консультативную работу с родителями и педагогами.
7. Изучить эффективность системы работы с детьми, сравнивая результаты диагностики до и после занятий в группе.
8. Провести теоретический анализ литературы по эмоционально-личностному развитию детей дошкольного возраста.
9. Обогатить предметно-развивающую среду материалами, необходимыми для развития эмоциональной сферы.
Методы и формы работы:
• Эксперимент.
• Беседа.
• Арт-терапия.
• Гештальт-терапия.
• Сказкотерапия.
• Игровая терапия.
• Релаксация.
Ожидаемые результаты:
• Повышение уровня эмоционального развития детей.
• Заинтересованность родителей в участии в образовательном процессе.
• Эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
• Обогащение предметно-развивающей среды дидактическими материалами для эмоционального развития.
Принципы реализации проекта:
• Позитивность — создание доброжелательной атмосферы помощи и сотрудничества.
• Безусловное принятие ребёнка педагогом для формирования чувства безопасности.
• Индивидуальный подход — учёт психологических особенностей и индивидуального опыта каждого ребёнка.
• Развитие и саморазвитие личности — активизация творческих способностей и возможностей к самопознанию и самосовершенствованию.
• Поощрение достижений ребёнка в обретении творческой самостоятельности.
• Обеспечение условий в игровой деятельности, актуализирующих переживания чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.
2. Паспорт проекта
Автор проекта Педагог-психолог Мазуренко Елена Николаевна
Полное наименование проекта Психолого- педагогический проект «Наши эмоции».
Цель проекта:
Способствование улучшению психологического состояния детей через развитие их эмоциональной и волевой сфер в процессе игры. Создание и тестирование методики работы с детьми 5–6 лет, направленной на коррекцию и развитие их эмоциональной сферы.
сроки
Долгосрочный (ноябрь 2024-май 2025)
Участники:
Дети в возрасте 5-6лет. Группа № 6 родители, педагоги ДОУ
Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный
По территории реализации:
Проект осуществляется в рамках дошкольного образовательного учреждения.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный,
Диагностический,
Практический,
Аналитический-рефлексивный
Форма отчетности:
Разработка электронного сборника «Калейдоскоп эмоций», статья для личного сайта педагога-психолога.
3. Содержание мероприятий
Этапы реализации проекта
Мероприятия
Цель мероприятия
Сроки проведения
Подготовительный
Исследование литературных источников по теме «Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста».
Выбор диагностических инструментов для оценки уровня эмоционального развития детей.
Создание программы действий, охватывающей всех участников образовательного процесса.
Разработка форм и документов для проведения диагностических процедур.
Составление каталога игр, направленных на развитие эмоциональной сферы у детей 5–6 лет.
Повышение психологической компетентности в работе с детьми через самообразование.
Диагностический:
Исследование эмоциональной сферы.
Методика, разработанная Н. Я. Семаго, «Эмоциональные лица».
Анализ способности правильно распознавать эмоции других людей, а также оценка точности и качества этого процесса.
Работа с детьми
Практический:
«Где живет настроение?»- психологическая игра Познакомить детей с темой.
Разжечь в них интерес и подготовить к разговору о себе и своих чувствах.
Проверить, насколько хорошо они разбираются в различных эмоциональных состояниях.
Рассказать о некоторых базовых эмоциях: радости, грусти, гневе и страхе. Погружение в эмоциональное состояние, понимание чувств, обнаружение связи между эмоциями и физическим состоянием, предупреждение психосоматических расстройств.
Чтение и анализ сказки «О чувствах».
Творческое задание: нарисуйте чувство, которое вам больше всего запомнилось из этой сказки. Продолжаем изучать базовые эмоции.
«Я злюсь кода…» -психологическая игра» Расширение возможностей детей в распознавании эмоций. Понимание причин, которые вызывали у детей гнев, самоанализ, признание и принятие этого чувства.
Выражение общей агрессии и установление позитивного тактильного контакта.
Снижение уровня напряжения.
«Волшебные стаканчики»-игровой эксперимент
«Мойдодыр»- психологическая игра
(чтение отрывка из сказки)
Расширить представление о базовых эмоциях, развивать внимание к соответствующим переживаниям и творческие способности.
«Учить детей правильно выражать негативные эмоции, развивать умение снимать эмоциональное напряжение и расширять поведенческий репертуар в сложных ситуациях. Проникновение в эмоциональное состояние, передача ощущения гнева, способность к сопереживанию, распознавание гнева по выражению лица, жестам и другим признакам.
Знакомство с терапевтической сказкой «Чудо кактус».
Создание поделки в виде кактуса. Установление баланса в эмоциональной сфере и активизация органов чувств. Работа с психологическими трудностями у детей с агрессивным поведением. Благодаря занятиям с пластилином, которые могут быть сложными для ребёнка. В процессе разминания блоков происходит трансформация внутреннего напряжения в материал.
Получившийся в результате этого процесса кактус становится своеобразным хранилищем эмоций ребёнка.
Колючки кактуса символизируют агрессивные реакции ребёнка на окружающий мир. А момент прикрепления к этим колючкам цветов имеет корректирующее значение.
«Мне страшно»-психологическая игра
Развитие у детей способности понимать эмоции.
Проявление чувств и помощь в преодолении тревожности.
«Испугай пугалку»-психологическая игра Умение справляться с негативными эмоциями и снижать уровень стресса.
«Калейдоскоп эмоций»-изготовление коллажа Гармонизация эмоционального состояния, развитие фантазии и креативности.
«Азбука настроений»--игры на развитие эмоциональной сферы Уравновешивание эмоционального состояния.
Освобождение от стресса.
Выражение чувств.
«Театр эмоций»-дидактическая игра Развитие эмоциональной сферы.
Закрепление и проверка знаний, полученных детьми на занятиях, о различных эмоциональных состояниях.
Развитие умения распознавать и называть эмоции людей по их невербальным проявлениям.
Развитие творческих способностей и эмоциональной выразительности.
Восприятие музыки разного настроения: весёлой, печальной, гневной, пугающей Развивать способность понимать эмоции, которые вызывает музыка, и выражать их в словесной форме.
Художественное событие
«Воплощение эмоций в образах» Освобождение от психологического напряжения, выражение актуальных чувств, развитие воображения.
Изучение изображений, на которых запечатлены дети с различными эмоциональными переживаниями. Развитие эмоциональной сферы ребёнка. Формирование способности различать основные эмоциональные состояния человека.
«Эмоции»-дидактическая игра Развитие эмоциональной сферы ребёнка включает в себя формирование способности к различению основных эмоциональных состояний человека и их соотнесению с графическими образами.
А какие вы, эмоции?
Рисуем эмоции. Развивать способность передавать эмоции в графическом виде.
Совершенствовать навыки визуализации.
Работа с родителями
Консультация для родителей:
«Эмоциональное развитие ребёнка дошкольного возраста»
(в электронном виде на личном сайте педагога-психолога)
Расширение знаний родителей о том, как дети дошкольного возраста выражают свои эмоции.
Рассказать родителям о целях и задачах проекта «Калейдоскоп эмоций».
Опрос родителей на тему «Взаимодействие с ребёнком в игровой форме» с использованием Google Forms.
Выяснить, как родители воспринимают игру как способ коммуникации с ребёнком. Исследовать, как родители применяют игры в процессе воспитания детей в семье.
Буклет для родителей на тему «Как обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка?» Психологическая поддержка родителей в вопросах поддержания эмоционального равновесия у детей.
Работа с педагогами
Памятка для воспитателей «Как обеспечить эмоциональное благополучие детей в дошкольном учреждении». Психологическая поддержка и консультирование воспитателей в области поддержания эмоционального комфорта детей в дошкольном учреждении.
Консультация для педагогов на тему: «Игры, способствующие развитию эмоциональной сферы» Повышение уровня психологической грамотности педагогов в вопросах развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.
Повторная диагностика эмоционального развития по методике Н. Я. Семаго «Эмоциональные лица» Оценка способности к адекватному распознаванию эмоционального состояния, а также точности и качества этого распознавания.
Аналитико-рефлексивный Подготовка аналитической справки по результатам проекта.
Анализ результатов реализации проекта.