Анастасия Антипова
Долгосрочный проект «Огород»
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный групповой проект
«Огород»
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем: удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала, и росли, как цветы, малыши, чтоб для них экология стала не наукой, а частью души!
Срок реализации проекта: 8 месяцев (февраль-сентябрь)
Участники проекта :дети средней группы, воспитатели, родители.
Публикация «Долгосрочный проект „Огород“» размещена в разделах
Актуальность: Формирование у дошкольников практических навыков по выращиванию и уходу за растениями огорода на окне и групповом участке детского сада является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического и трудового воспитания детей.
Огород в детском саду – это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд детей даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят и их эмоциональной разгрузке.
Постановка проблемы. Дети имеют недостаточные представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста; их интерес к познавательно-исследовательской деятельности снижен. Отсутствует мотивация и проявление попыток инициативности в данном направлении.
Цель: формирование экологической культуры у детей и трудовых навыков через вовлечение дошкольников в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.
Задачи:
1. Организовать необходимые условия по созданию огорода для наблюдения за жизнью растений и возможностью ухаживать за ними.
2. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через:
наблюдения за ростом растений;
беседы о значении овощей в жизни человека;
опытно-экспериментальную деятельность.
3. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
4. Формировать трудовые и коммуникативные навык
5. Привлечь родителей к активному участию в проекте.
Формы реализации проекта наблюдения, эксперименты, организованная практическая деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, трудовая деятельность, тематические прогулки.
Основные принципы:
-Принцип природ сообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
-Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
-Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
- Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
-Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
-Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к труду.
I этап – подготовительный
Начало февраля: Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.
Подбор методической, и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, оборудования и инвентаря для проведения экспериментальной работы.
Оформление «Огорода на окне»
Закупка необходимого оборудования, семян, горшков.
Рекомендации родителям по работе с детьми по проекту, проведение очных индивидуальных консультаций.
II этап - (реализация проекта) - познавательно-исследовательский
Середина февраля- июль Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, трудовая и творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы).
III этап – заключительный
Август- сентябрь Сбор урожая и подведение итогов.
Обработка и оформление материалов проекта в виде фотовыставки.
Анализ результативности.
Итоговая беседа.
Выставка «Что нам осень принесла»
Этапы реализации проекта
Содержание работы в процессе реализации проекта
Содержание труда в создании огорода на подоконнике: Посадка и уход за семенами овощных культур, наблюдение за ростом и развитием с ведением дневника наблюдений помощь в пересаживании.
Содержание труда на огороде: освобождают грядки от старой травы и ботвы, помогают высаживать рассаду овощей, поливают, рыхлят землю, пропалывают, собирают урожай.
Содержание наблюдений и экспериментов: рассматривают и сравнивают семена, сажают и наблюдают за ростом и развитием растений, определяют по внешнему виду растения, в каких условиях оно нуждается. Наблюдают за движением растений за солнцем в течение дня. Сравнивают разные сорта одного растения. Рассматривают части разных растений: стебель, листья, цветки, плоды, корни. Наблюдают за влиянием удобрений на развитие и рост растений. Сравнивают плоды разных культур.
Дидактические игры «Кто найдёт больше отличий», «Найди пару», «Где, чей дом», «Чей хвост», «Во саду ли, в огороде», «Овощи и фрукты», «Чьё семечко», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус».
Чтение художественной литературы: Е. Бехлерова «Капустный лист», С. Маршак «Синьор Помидор», Н. Носов «Огурцы», «Про репку», С. Михалков «Овощи», В. Сутеев «Бабушкин огород" и т. д.
Продуктивно-творческая деятельность: лепка, рисование, аппликация по теме, разучивание песен, игр-хороводов, драматизация сказок.
Работа с родителями: общение в групповом чате на тему «Участвуем в проекте «Наш огород», приобретение необходимого оборудования: контейнеры, семена для посадки, земля, лейки, лопатки, грабельки; изготовление табличек - указателей с картинками растений; подготовка участка к посадке (уборка мусора, вскапывание).
Конечный результат.
Повышение уровня мотивации к занятиям, экологической компетентности детей по теме: дети могут различать некоторые виды растений, знают особенности строения растений и условия их роста.
Повышение педагогической компетентности родителей, их заинтересованности в познавательном досуге своего ребенка, появление новых общих интересов детей и родителей.
Обобщение и распространение опыта.
Выводы
Таким образом, в ходе реализации проекта, мы убедилась, что вовлечение дошкольников в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений в детском саду оказывает огромное влияние на формирование экологических представлений у детей.
Невозможно описать, как дети радовались первым всходам, первому цветению и первым плодам! И, самое главное достижение детского труда – сбор урожая. На протяжении всего проекта у детей формировалась ответственность и осознание значимости своего труда.
В результате все испытали большое удовольствие, а у ребят появилась уверенность в своих силах и убежденность, что они делают настоящую большую работу, доставляя радость окружающим людям.
В дальнейшем, мы планируем продолжить работу в рамках данного проекта с использованием художественно-эстетического и экологического направления для познавательного и творческого развития детей.
Используемая литература и интернет-источники:
1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации
2. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. –Волгоград: Учитель, 2021
3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие. – М. : Издательский центр «Академия», 2021
4. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду». – М. : Изд. Дом «Карапуз», 2021
5. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.», М. 2022г.
6. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2019г.
7. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.
8. «Формирование целостной картины мира» под ред. О. Н. Каушкаль, М. В. Карпеевой, М. 2022 г.
9. Т. А. Шорыгина «Овощи. Какие они? Знакомство с окружающим миром». М. 2020 г.