Людмила Винниченко
Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет «Роза ветров»
▼ Скачать +Заказ
Паспорт педагогического проекта
Наименование проекта: Образовательный проект «Роза ветров»
Адресация проекта: Проект предназначен для совместной деятельности педагогов с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями.
Участники проекта: Педагоги, специалисты, родители и воспитанники группы
Публикация «Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет „Роза ветров“» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Проекты. Проектная деятельность
- Роза. Все о розах для детей
- Старшая группа
- Темочки
Цель проекта: Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.
Задачи проекта: 1. Формировать представление о том, что ветер – это движение воздуха.
2. Научиться определять направление ветра.
3. Познакомить с причинами возникновения ветра, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.
4. Развивать интерес к познавательной деятельности.
5. Расширять знания о неживой природе, желание исследовать явление ветра всеми доступными способами.
6. Научиться отмечать направления ветров в дневнике ежедневных наблюдений.
7. Воспитывать интерес к окружающему миру, явления неживой природы, любознательность.
Сроки реализации: Долгосрочный с 01.09.2020 по 25.05.2021
Вид проекта: Информационный, познавательно-исследовательский;
«Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы»
Эйнштейн Альберт
Введение.
Природа - есть чудесный мир красок, эмоций, открытий и опыта, мир яркий, многогранный и динамичный. Чарующие изменения природы связаны со сменой времен года. Каждое время года прекрасно и отмечено таинством своих проявлений: робкое весеннее пробуждение и красочное осеннее увядание, зимний сон природы под снегом и летнее буйное цветение и поспевание плодов. Ребенок — это тоже маленькая часть природы. Появившись на свет, ребенок вступает в постоянное взаимодействие с окружающим миром. Жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, являются важнейшей чертой детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе познавательно-исследовательской деятельности, ребенок не только расширяет представления о мире, но и начинает овладевать основными формами упорядочения детского опыта: пространственными и временными, причинно – следственными, родовидовыми отношениями, что позволяет ему связать отдельные представления в единую картину мира. Старший дошкольный возраст- период расцвета детской познавательной активности. В этом возрасте ведущим видом мышления является наглядно-образное мышление. Шестилетний дошкольник не только активно исследует непосредственно-окружающую его среду, но и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Он стремиться, познавая мир, упорядочить и объяснить для себя новые знания об окружающем мире, установить в нем связи и закономерности. Одной из главных форм работы с детьми по экологическому образованию является проектная деятельность, которая способна сделать более привлекательным и интересным для детей процесс изучения многих тем, в том числе и погодных изменений природы.
Актуальность.
В настоящее время учитывая требования ФГОС ДО большое место в работе с дошкольниками отводится экспериментальной деятельности, а также их познавательному развитию. Данный проект имеет опытно – экспериментальную основу, что говорит о его актуальности. Участие детей группы №6 в проекте «Роза ветров», позволит обогатить их знания и представления об окружающем мире, природных явлениях; способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; развитие собственного познавательного в обобщенном виде с помощью наглядный средств, а также позволит поддержать у детей инициативу, сообразительность, пытливость и самостоятельность.
Проблема: Не смотря на то, что по плану проводятся мероприятия по окружающему миру в котором затронута тема ветра, но отсутствует систематизирование материала и специально созданных условий, необходимо широко осветить данный вопрос с дошкольниками, используя деятельный подход опираясь на их познавательный процесс.
Цель: Формировать знания детей о таком природном явлении, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.
Задачи: 1. Формировать представление о том, что ветер – это движение воздуха.
2. Научиться определять направление ветра.
3. Познакомить с причинами возникновения ветра, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.
4. Развивать интерес к познавательной деятельности.
5. Расширять знания о неживой природе, желание исследовать явление ветра всеми доступными способами.
6. Научиться отмечать направления ветров в дневнике ежедневных наблюдений.
7. Воспитывать интерес к окружающему миру, явления неживой природы, любознательность.
Объект исследования: ветер как природное явление.
Участники проекта: Педагоги, специалисты, родители и воспитанники группы.
Работа над проектом строилась на следующих принципах:
- принцип индивидуализации – раскрытие личностного потенциала каждого ребенка;
-принцип проблемности – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей;
-принцип доступности – учет реальных умственных возможностей детей дошкольного возраста, уровня их подготовленности и развития;
-принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание благоприятных условий для ее развития.
-принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.
-принцип наглядности. Этот принцип реализуется с помощью различных пособий и развивающей среды. Он соответствует основным формам мышления дошкольника: наглядно-действенное, наглядно-образное.
Предполагаемый результат:
-Дети должны получить элементарные представления о ветре, о его роли в жизни живых организмов, в том числе и человека.
-Дети должны приобрести знания об устройстве некоторых измерительных приборов и навыки их использования для наблюдения за ветром;
-Расширить знания о народных приметах, пословицах, поговорках о природе и погоде и отражении этих знаний в литературных источниках.
Определить новую проблему: «Какая погода ожидает нас в будущем?»
Практическая значимость проекта:
Для воспитанников процесс наблюдения за ветром должен стать значительно более интересным, при условии оборудования на территории дошкольного учреждения элементарной метеорологической площадки;
-У детей в ходе реализации проекта будут развиваться исследовательские умения (умение выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать);
-Занятия и исследования на метеоплощадке будут способствовать развитию эмоциональной сферы детей и их коммуникативных навыков.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие: -использование речи как средство общения и передачи информации;
-обогащение активного словаря (роза ветров, флигель, буря, ураган, мельница и т. д.);
-развитие речевого творчества, знакомство с книжной культурой.
Социально-коммуникативное развитие: -развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
-формирование готовности к совместной деятельности;
-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Познавательное развитие: -развитие интереса детей, любознательности и познавательной мотивации;
-развитие воображения и творческой активности;
-формирование познавательных действий.
Художественно-эстетическое развитие: -становление эстетического отношения к миру природы;
-реализация самостоятельной творческой деятельности детей;
Развитие предпосылок восприятия и понимания произведений искусств и мира природы.
Физическое развитие: - приобретение опята в двигательной активности детей;
-становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
-развитие таких физических качеств, как ловкость, координация и др.
Формы и методы работы: наблюдения, экскурсии, дидактические и подвижные игры, игры-экспериментирования, беседы, рассказы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и фотографий, просмотр презентаций на тему «Ветер».
Работа с родителями:
1. Консультации по темам: «Как знакомить детей с ветром», «Экспериментируем в домашних условиях»
2. Домашние задания:
•Наблюдение за ветром, во время прогулок
•Разучить стихотворение о ветре
•Мастерская «Наши руки не для скуки». Изготовление поделок на тему «играем с ветром».
Рекомендации педагогам об организации РППС по данной теме в виде памятки. Консультация для педагогов и родителей «Роза ветров. Что это такое и для чего она служит?»
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный этап (подготовительно-проектировочный):
Предварительная подготовка с детьми:
- целевые прогулки и экскурсии по территории д/с ;
- наблюдения природных явлений и интересующих предметов в реальной жизни;
- беседа «В мире интересного»;
- рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием, детских энциклопедиях;
Для педагога:
-изучение опыта других дошкольных образовательных учреждений;
-составление перспективного и календарного планирования;
-подбор учебно-дидактического, художественного и демонстрационного материала.
2 этап. Основной (собственно- исследовательский, практический):
Реализации проекта согласно перспективному плану мероприятий с детьми и родителями посредством: ООД, бесед с детьми, творческого конструирования, наблюдений, опытов и экспериментов в группе и на прогулке, ведение дневника наблюдений, чтения художественной и научно-публицистической литературы. Совместные с родителями конкурсы, проекты, досуги и экскурсии.
3 этап. Обобщающе-результативный: анализ деятельности по реализации проекта. Создание картотеки опытов и экспериментов. Презентация результатов деятельности.
Перспективный план реализации проекта «Роза ветров»
Сентябрь
«Роза ветров». Познакомить с понятием «Роза ветров».
Познакомиться со способами построения розы ветров. Беседа с использованием презентации. Чтение худ. литры. Занятия в лаборатории «Наши первые открытия»
Октябрь
«Ветер-что ты?». Рассмотреть, что собой представляет ветры, в результате чего оно возникает, что такое циклоны и антициклоны. Беседа с использованием презентации. Чтение худ. литры, загадки. Занятия в лаборатории «Наши первые открытия". Наблюдение на прогулке.
Ноябрь
«Откуда дует ветер?». Познакомить с приборами и приспособлениями для определения направления ветра (флюгеры). Рассмотреть, что собой представляет ветряной рукав, познакомить со способом определения направления ветра. Беседа с использованием презентации. Чтение худ. литры. Занятия в лаборатории «Наши первые открытия»
Декабрь
«Чем измерить скорость ветра?». Познакомить с приборами и приспособлениями для силы ветра. Рассмотреть, что собой представляет анемометр, познакомить со способом определения скорости ветра. Беседа с использованием презентации. Чтение худ. литры. Занятия в лаборатории «Наши первые открытия».Наблюдение на прогулке.
Январь
«Ветер-невидимка». Дать, опытным путём, представление детям, что хоть мы ветер и не видим, но он постоянно вокруг нас (Игра – опыт: «Игры с веерами и султанчиками», «Плывёт, плывёт кораблик», «Поиграем с ветерком», «Ветер по морю гуляет», «Игры с соломинкой» и т. д.). Беседа с использованием презентации. Чтение худ. литры, загадки. Занятия в лаборатории «Наши первые открытия». Наблюдение на прогулке.
Февраль
«Ветер добрый или злой».Познакомить детей с разрушительной силой ветра: бури смерчи, торнадо и т. д. Познакомить детей со значением ветра для жизни человека, животных и растений. Беседа с использованием презентации.
Чтение худ. литры. Занятия в лаборатории «Наши первые открытия»
Март
«Ветер-муза». Познакомить с художественной литературой, в которой говориться о ветре. Познакомить с пословицами и поговорками о ветре. Беседа с использованием презентации. Чтение худ. литры. Занятия в творческой лаборатории.
Апрель
«Животные - барометры». Знакомить с приметами, связанными с птицами, которые могут предсказать погоду. Рассказать о птицах и их способностях предсказывать погоду. Знакомить с приметами, связанными с насекомыми, которые могут предсказать погоду:
1. Рассказать о муравьях и их способностях предсказывать погоду.
2. Рассказать о бабочках и их способностях предсказывать погоду.
Знакомить с приметами, связанными с поведением зверей, которые помогают предсказать погоду. Рассказать о диких и домашних животных и их способностях предсказывать погоду. Беседа с использованием презентации.
Чтение худ. литры. Занятия в творческой лаборатории
Май
«Растения-синоптики, которые предсказывают погоду». Знакомить с приметами явлениями, связанными с деревьями, травами и цветами, которые помогут предсказать погоду:
1. Рассказать о деревьях (Ель, каштан и ива) и их способностях предсказывать погоду
2. Рассказать о растениях – Вьюнок и одуванчик и их способностях предсказывать погоду.
Беседа с использованием презентации. Чтение худ. литры. Занятия в творческой лаборатории. Наблюдение на прогулке.
Сентябрь-май
«Дневник наблюдений». Познакомить детей с дневниками наблюдений, которые использовал человек в разные времена и о их значении.
Ведение собственного дневника наблюдений за ветром.
Наблюдение на прогулке.
Литература:
1. Дыбина О., Рахманова Н., ЩетининаВ. Неизведаное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников; Москва Издат. «Сфера» 2013 г.
2. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду; Москва Издат. «Сфера», 2004г.
3. Масленникова О. М. Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду; Волгоград, Издат. «Учитель» 2009г.
4. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П. Г. Саморуковой/. Москва Издат. «Просвещение», 1992г.
5. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой; Москва, Издат. «Педагогическое общество России», 2005г.
6. Ромодин В., РомодинаМ. Почему ветер дует? 40 опытов, экспериментов, удивительных фактов для детей от 5 до 7 лет; Санкт-Петербург, Издат. «Питер»; 2013 г.
7. Рыбаков Б. В. Народный календарь; Средний урал, 1980 г.
8. РыжоваН. А., Мусиенко С. И. Лаборатория в детском саду и дома. Методическое пособие. ;Москва, Издат», 2009 г.
9. РыжоваН. А., Мусиенко С. И. Воздух вокруг нас. Методическое пособие ;Москва, Издат. «Линка-Пресс», 2008 г.
10. Шорыгина Т. А. «Познавательные сказки». Беседы с детьми о Земле и ее жителях : Сфера, 2019 г.
10. Энциклопедия окружающего мира; Москва, «Росмэн» 1997г.
11. http://www.maam.ru
15. http://refoteka.ru
16. http://rodnaya-tropinka.ru
17. http://www.bestreferat.ru
18. http://doshkolniki.org/ekologiya