Демина Ольга
«Воздух, которым мы дышим». Конспект занятия о экологии в рамках долгосрочного проекта «Чем дышит наш город»
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный проект
«Чем дышит наш город».
В подготовительной группе
«Родничок»(ТНР)№7.
МБДОУ
«ЦРР-детский сад №2».
Разработала:
воспитатель Демина О. А.
Участники:
родители группы;
дети подготовительной группы.
Рязань, 2016г.
Публикация «„Воздух, которым мы дышим“, Конспект занятия о экологии в рамках долгосрочного проекта „Чем дышит наш город“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы дыхания, лёгкие
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Тип проекта – образовательный
Вид проекта:
• по предметной области – экологический;
• по характеру предметной области - исследовательский;
• по продолжительности – долгосрочный.
Цель: дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха; о значении чистого воздуха для всего живого и для здоровья человека в частности.
Задачи:
• способствовать закреплению и обогащению знаний детей о свойствах воздуха; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных растений;
• развивать наблюдательность, аналитическое мышление;
• устанавливать причинно-следственные посредством опытно-экспериментальной деятельности; делать обобщения и выводы;
• воспитывать у детей любовь к природе; прививать детям экологическую и моральную ответственность перед каждым живым существам.
Основные виды детской деятельности:
• совместная со взрослым;
• занятия;
• досуг.
Формы, методы и приёмы работы:
• наблюдения;
• чтение художественной литературы;
• опытническая деятельность;
• беседа;
• рассматривание иллюстраций;
• отгадывание загадок;
• подвижные и д/игры.
Участники:
родители;
дети подготовительной группы.
Ожидаемый результат:
обогащение активного и пассивного словаря детей;
создание копилки познавательной информации;
развитие у детей наблюдательности.
Подготовительный этап:
беседы с детьми для выявления знаний о воздухе;
подбор художественной литературы и иллюстрационного материала;
подготовка атрибутов для игр и занятости.
Основной этап:
1) Проведение опытов (перечислить свойства воздуха);
2) Разучивание логоритмических упражнений о воздухе;
3) Чтение стихов, отгадывание загадок;
4) Беседы о воздухе.
Заключительный этап:
подведение итогов проекта;
оформление опытов4
презентация проекта.
Результаты проекта:
дети имеют представление о свойствах воздуха;
могут рассказывать об опытах, которые наглядно показывают свойства воздуха;
делают выводы по результатам опыта;
используют в активной речи слова;
у детей развивается позитивный интерес к явлениям окружающей среды.
У воспитателя:
создаётся картотека опытов о свойствах воды; конспекты; беседы; наблюдения; д/игры.
Родители:
имеют представление о содержании проекта, оказывают помощь при подборе необходимого материала для реализации проекта.
Занятие по экологии
Тема: «Воздух, которым мы дышим».
Цель: формирование представления детей о воздухе и его свойствах.
Задачи:
• Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
• Закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха (автомобили, заводы); о правилах экологической безопасности; развивать экологическое сознание детей;
• Воспитывать культуру общения; активизировать речевую деятельность детей.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Есть ли дети одеяло,
Чтоб всю землю укрывало?
Чтоб его на всех хватало,
Да притом не видно было?
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?
Что это? (воздух).
Дети: (ответ).
Воспитатель: Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе, как настоящие учёные-исследователи.
1. (Воспитатель показывает на экране картинку с изображением планеты Земля).
Ребята, что это? (ответ)
Воспитатель: Правильно, это наша планета Земля, Она окружена со всех сторон толстым слоем воздуха и этот слой называется - атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы под палящими лучами Солнца днем, а ночью погибло бы от холода. Без воздуха наша планета была бы мертвой пустыней.
А скажите мне, пожалуйста, кому нужен воздух? (и людям, и животным, и растениям).
Ответ детей:…
Воспитатель: Что же такое воздух? (газ).
Дети: (ответ).
Воспитатель: Да, воздух это смесь различных газов: азота, кислорода и
углекислого газа. А какой газ является самым главным для людей!
животных? (кислород).
Дети: (ответ).
Воспитатель: Правильно. Мы вдыхаем воздух, богатый кислородом, пропускаем его через себя, а выдыхаем уже не кислород, а что? (углекислый газ).
Дети: (ответ).
Воспитатель: Правильно, Мы выдыхаем углекислый газ.
А какими же свойствами обладает воздух? Чтобы ответить на этот вопрос,
давайте с вами вспомним наши опыты (на столе разложены знаки, которыми
обозначены опыты).
2. (На экране картинка опыт с пакетиками).
О каком свойстве воздуха мы узнали, проводя этот опыт?
Ребенок: (рассказывает).
Воспитатель: Правильно, воздух бесцветный, прозрачный и он не имеет запаха?
Каким еще свойством обладает воздух?
(Ребенок берет следующий знак со стола и рассказывает).
3. (На экране картинка опыта с резиной и резиновыми предметами).
Воспитатель: Правильно, воздух легче воды. А где используют это свойство
воздуха, при изготовлении чего? (спасательных кругов, надувных лодок).
(Картинка №4).
Дети: (ответ).
Какое же еще есть свойство у воздуха?
(Ребенок берет со ствола следующий знак и рассказывает).
5. (На экране картинка опыта с пластиковой бутылкой и шариком).
Воспитатель: Да, воздух при охлаждении сужается и становится тяжелее, а при нагревании расширяется и становится легче.
О каком еще свойстве воздуха мы можем рассказать? (ребенок берет со стола
следующий знак и рассказывает).
6. (На экране картинка опыта с трубочкой и сырым картофелем).
Да, воздух обладает упругостью.
Воспитатель: Ребята, а у воздуха есть еще одно интересное свойство он плохо пропускает тепло. И об этом свойстве нам сейчас расскажет Семен Попов.
(Картинка №7).
(Растения, зимующие под снегом, не замерзают потому что между
холодными частицами снега много воздуха, а снежный сугроб напоминает
теплое одеяло, укрывающее стебли и корни растений (Картинка №8).
Осенью многие звери линяют. зимний мех гуще и пышнее, чем летний
Между густыми волосками задерживается больше воздуха. Он сохраняет
тепло тела, и животным В заснеженном зимнем лесу никакой мороз не
страшен).
Физкультминутка.
Воздух Землю окружает,
Все живое защищает.
Воздух может расширяться,
А холодным опускаться.
Кислород мы все вдыхаем,
Затем плавно выдыхаем.
(вдох - выдох,
вдох - выдох) - дыхательная гимнастика.
Можем воздух мы вдохнуть
И тихонечко подуть.
Если глубоко вдохнуть
сможем сильно мы подуть.
Воспитатель: А еще один опыт я предлагаю вам провести прямо сейчас.
(Держим металлическую ложку над пламенем свечи. Затем рассматриваем
образовавшуюся сажу, остужаем и трогаем пальцем). Какой стал палец?
(грязный).
(Вывод: вот такая грязь попадает вместе с дымом от заводов в воздух, а
потом мы им дышим). В городах работают фабрики и заводы, из труб которых в атмосферу выбрасываются ядовитые газы, сажа и пыль, Пользу или вред нам приносят фабрики и заводы? (об этом нам расскажет Данила Калинин).
(Картинка №9).
Но кроме заводов и фабрик в городе еще много транспорта, который
тоже наносит вред и людям, и растениям, и животным (и об этом нам
расскажет Ваня Максимов) (Картинка №10).
Рязань - город с многовековой историей, он входит в тридцать
крупнейших городов России и к сожалению занимает 35-ое место в списке
самых грязных городов России.
В Рязани экология находится в плохом состоянии. Последнее время
значительно ухудшилось качество воздуха. Основными источниками
загрязнения являются заводы, такие как «Нефтезавод», «химволокно» и
другие. Эти предприятия опасны тем, что вырабатывают ядохимикаты. В
результате деятельности этих предприятий загрязняется не только воздух, но
и земля и реки нашего города - (Данила. К.).
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте вместе подумаем, когда воздух в городе становится чище? (после дождя, снегопада).
Дети: (ответ) (Картинка №11).
Воспитатель: Правильно, такое случается после дождя или сильного снегопада. Дождевые капельки и снежинки очищают, промывают воздух, унося с собой пыль и копоть.
А как вы думаете, что делают люди, чтобы очистить городской воздух?
(сажают деревья).
Дети: (ответ) (Картинка №12).
Воспитатель: Правильно, люди сажают в городе деревья.
А как же деревья помогают очищать воздух?
Дети: (ответ).
Воспитатель: Правильно, с помощью свой зелени они очищают воздух, обогащая его кислородом. А подробнее нам об этом расскажет Маша. М., вернее об одном таком дереве. (Рассказ о тополе) (Картинка №13).
Тополь - дерево, которое задерживает большое количество пыли. Медики
утверждают, что тополь не зря был посажен на улицах города:
1) он вбирает в себя 70% уличной пыли, грязи и дыма;
2) освежает воздух;
3) выделяет много кислорода (больше чем еловые). Например, 1 тополь
очищает воздух от 40 кг сажи и пыли.
Также, растущий возле дома тополь, высота которого 5-6 метров, служит
прекрасным громоотводом).
Сажайте деревья!
Любите деревья!
Пусть будет их больше
У рек и озер…
Безоблачна жизнь -
И земля зеленеет
И нежен,
Рожденный в листве ветерок.
Воспитатель: Вот так и живут, помогая друг другу дышать люди и растения. Чем больше на Земле лесов и садов, (Картинка №14) трав и цветов, тем легче дышать человеку. Вот почему надо беречь каждый кустик и каждую травинку, где бы они не росли.
Ну а В заключении наши дети прочитают стихотворение.
Он - прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу - густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает теплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней лег на стекла
Пышной, белой бахромой.
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем -
Он ведь нам необходим!
(Картинка №15).
Воспитатель: Пришла весна. Скоро распустятся деревья, воздух в городе
обогатится кислородом, а чтобы его стало больше, мы с вами посадим на территории д/с кустарники и цветы.