Татьяна Коткина
Конспект занятия «Чем славен наш Алтайский край»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие для старшей группы по нравственно-патриотическому воспитанию
«Чем славен наш Алтайский край».
Цель: закрепить знания детей о том, что хлеб — это одно из самых главных богатств Алтайского края, поэтому он изображен на главных символах края гербе и флаге.
Задачи:
воспитательная: воспитывать в детях бережное отношение к хлебу, чувство уважения к труду людей, уважение у символам Алтайского края, прививать чувство любви к родному краю;
Публикация «Конспект занятия „Чем славен наш Алтайский край“» размещена в разделах
- Алтайский край
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
развивающая: развивать мышление, связную речь, навыки лепки;
обучающая: формировать у детей понимание официальной символики Алтайского края
Материалы:
карта Алтайского края, иллюстрации с изображением герба, флага Алтайского края, схема рассказа о гербе края, иллюстрации для рассказа о хлебе, иллюстрации с изображением профессий, схема лепки, сдобное тесто (для каждого ребёнка, клеёнки на столах, готовая выпечка — баранка (для показа, лист для выпечки, салфетки влажные.
Предварительная работа:
просмотр видео и фото материалов об Алтайском крае, тематические беседы, чтение детской литературы о крае, знакомство с русскими пословицами о хлебе, знакомство с профессиями.
Ход занятия:
I)
На доске — карта Алтайского края.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на карту. Что на ней обозначено? (Алтайский край).
Воспитатель: Правильно. Так вот эта карта сегодня нам очень поможет, потому что я предлагаю вам поговорить о нашем замечательном крае и определить, чем он славится на всю нашу страну.
И сначала я хотела бы, чтобы вы, ребята, подумали над вопросом — а можно ли только по карте узнать — большой наш край или нет? (Можно. На карте много кружочков — это города и сёла. Раз много больших кружочков — значит много городов, а значит — наш край большой).
Воспитатель: Верно. А какой город в нашем крае главный? (Барнаул — столица края).
Воспитатель: Покажите этот город на карте, а также покажите, пожалуйста, границы нашего Алтайского края (дети по очереди показывают).
Воспитатель: Действительно наш Алтайский край большой. И в нём живёт много людей, все они заняты важными делами — дети учатся, взрослые работают — чтобы наш край становился ещё лучше, чтобы ещё больше славился на всю страну.
Воспитатель: Ребята, а как можно узнать, чем именно славен наш большой Алтайский край? (Можно посмотреть на символ края — герб).
Воспитатель: Да, правильно (На доске крепится изображение герба края). Ребята, предлагаю вам рассказать о богатствах нашего родного края с помощью опорной схемы.
(Дети по очереди дают словесное описание герба — каждый последующий продолжает рассказ предыдущего).
/ Опорная схема включает условные обозначения: 1 — щит, 2 — изображение на верхнем поле, 3 — изображение на нижнем поле, 4 — обрамление щита/.
Герб Алтайского края.
герб края — это щит с выступающим в середине нижней его части остриём. Щит разделён на две равные части. В верхней части герба на лазоревом фоне, символизирующем величие, изображена дымящаяся доменная печь — как напоминание прошлого края. В нижней части герба на красном фоне, символизирующем достоинство, храбрость и мужество, помещено изображение колыванской «Царицы ваз». Щит герба обрамлён венком золотых колосьев пшеницы — это указывает на то, что в нашем крае выращивают много хлеба.
Воспитатель: Ребята, а теперь я снова задам свой вопрос — чем славен наш край? (Хлебом, выплавкой металла, изделиями из камня).
Воспитатель: Хорошо. Действительно, на гербе края изображено и то, чем он славился раньше — доменная печь, в которой плавили руду, чтобы получить металл, но также изображено на гербе и то, чем славен наш край сегодня — изделия из камня и хлеб.
Ребята, сейчас, к сожалению, у нас в крае не очень много изготавливают изделий из камня. Но зато на просторах нашего большого края выращивают много хлеба. Это очень важно — наш алтайский хлеб везут по всей стране.
На доске крепится изображение флага края.
Воспитатель: Ребята, на другом символе нашего края — на его флаге — также есть указание на то, что наш край славится своим хлебом — что это? (Колос пшеницы на синей полосе у древка и колосья на гербе, который изображен в центре флага).
Воспитатель: Верно. Значит, чем больше всего славен наш край? (Хлебом)
Воспитатель: Ребята, мы с вами каждый день хлеб едим. Как же хлеб попадает на наш стол? Расскажите об этом, пользуясь иллюстрациями ( на доске крепятся иллюстрации для составления рассказа: поле, уборка урожая, мельница, пекарня, магазин — хлеб, печенье). / Дети составляют рассказ/
Воспитатель: Что ж, долгий и непростой путь у хлеба к нашему столу. Нужно с уважением относиться к хлебу, и нужно уважать труд тех людей, которые для нас выращивают, обрабатывают и пекут хлеб (на доске крепятся иллюстрации с изображением профессий).
Воспитатель: Люди каких профессий помогают нам всегда быть с хлебом? (тракторист, комбайнёр, мельник, пекарь, продавец). Что именно делают люди этих профессий? (тракторист — пашет землю на полях, сеет зерно, комбайнёр — убирает урожай, мельник — мелет из зерна муку, пекарь — печёт хлеб, продавец — продаёт хлеб).
Воспитатель: Правильно. Вот и получается, что много людей старается, трудится, чтобы у нас был хлеб. Ребята, хлеб — самый главный продукт на столе. А ещё, хлеб упоминается, например, в русских народных играх. Давайте и мы сейчас поиграем в одну такую игру — «Пирог».
Физминутка: русская народная игра «Пирог» :
Выбирают водящего по считалке, становятся в две шеренги, друг против друга. Водящий приседает в центре — он «пирог». Все поют и двигаются.
Экий он высоконький, (руки поднимают вверх)
Экий он широконький, (руки разводят в стороны)
Экий он мягонький. (руками гладят живот)
Первый из каждой шеренги бежит и дотрагивается до «пирога». Кто первый задел — уводит «пирог» к себе в шеренгу. Кто опоздал — становится «пирогом».
/Дети садятся на стульчики/
Воспитатель: Ребята, с хлебом связано много традиций русского народа — например, традиция встречать гостей хлебом — солью. Это когда гостям предлагают попробовать испечённый хозяевами хлеб. И необязательно это должен быть каравай — круглая булка хлеба. Можно угостить и другой выпечкой. Сегодня я предлагаю вам приготовить угощение своими руками — бараночки.
II) Лепка.
(На столах — материалы и оборудование для лепки. На доске крепится схема лепки бараночки).
Воспитатель показывает образец готовой баранки: Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы слепить такую баранку? Для ответа обратите внимание на схему лепки на доске (раскатать кусочек теста «колбаской», потом соединить кончики).
Воспитатель: Правильно. А теперь давайте каждый из вас слепит такую бараночку (дети выполняют задание).
Воспитатель: Ребята, когда изделие для выпечки готово, его выкладывают на специальный лист для выпечки и помещают в печь или духовку. Мы именно так сейчас и сделаем — несите свои бараночки на лист (дети с помощью воспитателя выкладывают баранки на лист для выпечки).
Воспитатель: Ребята, полюбуйтесь вашей работой — какие красивые и пышные у вас получились бараночки! А испечь наши бараночки нам поможет пекарь детского сада. Но прежде, чем поставить хлеб в печь, хочу вам сказать — у русского народа считается, что для того, чтобы хлеб получился вкусным, нужно ему доброе слово сказать. Поэтому давайте расскажем пословицы о хлебе. (Хочешь есть калачи — не сиди на печи. Хлеб — всему голова. Без соли невкусно, без хлеба не сытно. Худ обед, когда хлеба нет. Не шуба греет, а хлеб. Без хлеба нет обеда. Хлеб — батюшка, а вода — матушка).
Воспитатель: Молодцы! О чём говорят все эти пословицы? (О том, что хлеб — самый главный из продуктов).
Воспитатель: Правильно. Что же, теперь наши бараночки точно вкусными должны получиться — вы много добрых слов о хлебе в пословицах сказали. Сейчас наша няня отнесёт эти бараночки на кухню, где их испекут для нас.
Воспитатель: Ребята, так чем сегодня больше всего славен наш край? (хлебом)
Воспитатель: Как об этом можно узнать? (посмотреть на символы края — герб и флаг — там изображены колосья хлеба).
Воспитатель: Верно. Молодцы! Хлеб — главное богатство нашего края и его нужно беречь.
Воспитатель: А сейчас пришло время гостей угощать и самим свои бараночки попробовать.