Ольга Пронина
Конспект НОД в рамках года экологии «Степной район наш — Нефтекумье» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
«Году экологии посвящается…»
Пронина Ольга Александровна
Воспитатель МКДОУ Д/с №8 «Звездочка»
Ставропольский край, Нефтекумский район,
пос. Затеречный
«Степной район наш – Нефтекумье»
2017 год
Публикация «Конспект НОД в рамках года экологии „Степной район наш — Нефтекумье“ (старшая группа)» размещена в разделах
Цель: развивать у детей экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Задачи:
Обучающие: Закрепить представление детей о степи, о времени года весне.
Продолжать работу по формированию экологических представлений.
учить наблюдать за жизнью природы.
Образовательные: показать детям многообразие растительного и животного мира. Помочь почувствовать красоту природы.
Развивающие:
Расширить представление детей о растениях Нефтекумского района (одуванчики, ромашки, тюльпаны, подснежники).
Формировать интерес к ее растительному миру, птицам и животным. Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего. Способствовать развитию любознательности. Развивать у детей слуховое внимание.
Воспитательные: Воспитывать чувство гордости за красоту степей Нефтекумья и желание взаимодействовать с природой, на личном примере приумножать ее богатство. Природоохранное поведение, ответственное, гуманное, бережное, эмоционально – положительное отношение к природе. Развивать пространственное воображение, учить анализировать. Воспитывать желание играть в коллективе.
Активизировать словарь: перелетные птицы, зимующие птицы, степные цветы, степные животные, травоядные, грызуны.
Предметно-развивающая среда для НОД: электронная презентация «Растения, птицы и животные степи», музыкальное сопровождение, проектор, экран, аудиозапись шума ветра в степи, пения птиц, крики животных.
Раздаточный материал: шапочки разными видами цветов, животных, птиц; мешочки с лекарственными растениями
Деятельность детей в НОД: познавательная, познавательно - исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.
Предварительная работа: чтение рассказов о родном крае, чтение поговорок и пословиц. Рассматривание иллюстраций, альбомов, энциклопедий «Мое Нефтекумье».
Ход НОД:
Звучит музыка Т. Санджиевой «Утро в степи» (фрагмент)
Воспитатель: (дети сидят на стульях в круге)
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руку возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель:
Ребята, если вы угадаете загадку, то узнаете, куда мы сегодня отправимся:
Тут, куда ни кинем взгляд,
Травы ровные стоят
И колышутся волнами
Под душистыми ветрами. (Степь)
Ребята! Я хочу вас пригласить на экскурсию по нашему замечательному, степному Нефтекумскому району. Скоро наша степь окажется в сказочном, зеленом, весеннем мире, где светит яркое солнце.
И так закрываем глаза и мысленно переносимся в весеннюю степь.
Звучит музыка Т. Санджиевой «Утро в степи» (фрагмент)
А теперь ребята, откроем глаза и посмотрим на экран.
(Использование слайдов о степи весной)
Воспитатель: Именно весеннее время года – время, когда природа потихоньку сообщает нам о своем наступлении, теплым солнышком, звоном капели, прилетом первых птиц, набуханием почек на деревьях, первыми цветами в степи.
Ребенок:
Мы живем в степном краю,
Значит рядом степь,
В гости мы туда пойдем,
Нужно рассмотреть:
И животных, и цветы,
Насекомых, птиц.
Чтобы не было беды, был приятен путь,
Значит – нужен проводник.
Вот он и возник!
(Звучит звукозапись ветра).
Воспитатель: Кто же этот проводник?
Дети: Ветер.
Воспитатель: Пригласим его с собой.
(Воспитатель предлагает послушать, как шумит ветер в степи. Звуки степи, шелест травы, пение птиц, стрекотание кузнечиков).
Воспитатель: А сейчас, в жителей степных мы превратимся, чтобы увидеть, подробно узнать о птицах и травах, деревьях, кустах и животных нашего района. (Дети превращаются в различные растения, выбирая при этом себе на столе шапочку)
Воспитатель: (Использование слайдов с цветами)
Посмотрите! Мы здесь видим нежную зелень горьковатой полыни, и яркие вспышки бутонов многочисленных цветов, и беловато-ажурный цвет невесты, который дает нам пастушья сумка. А давайте поиграем!
Дидактическая игра «Угадай степной цветок»
1. Я ее на лугу,
Отыскать всегда смогу.
В белом платьице она,
И нарядна и скромна. (Ромашка)
2. Замечательный цветок,
Словно яркий огонёк.
Пышный, важный, словно пан,
Нежный бархатный … (Тюльпан)
3. До чего же смелый,
Этот цветок белый!
Только дунет ветерок –
К облакам взлетит цветок. (Одуванчик)
4. Солнце жжет мою макушку,
Хочет сделать погремушку. (Мак)
Воспитатель: Ребята, а какие еще степные цветы и растения вы знаете?
Дети: Кермек, василек луговой, полынь, ковыль-волосатик, подснежник,
подорожник.
Воспитатель: Ребята, а какие полезные лекарственные растения мы можем встретить в нашей степи?
Дети: Зверобой, полынь, душица, чабрец, кустарники - рябина, калина, черемуха, шиповник и дикий виноград.
Воспитатель: Давайте все вместе вдохнем аромат весенней степи. Я открою вам секрет - что каждое лекарственное растение нужно собирать в определенный период. И только тогда оно приобретает лекарственные свойства
Игра «Определи на запах лекарственное растение». Предлагаются мешочки с: ромашкой, мятой, пастушьей сумкой, полынью, шалфеем).
Дети определяют по запаху лекарственное растение.
(Звучит фонограмма пения птиц.)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это за звуки?
Дети: Это голоса птиц.
Воспитатель: Послушайте, узнаете, чей это голос?
Дети: Это воробей.
Воспитатель: А это, чей голос?
Дети: Это ворона.
Воспитатель: Теперь узнаете, чей это голос?
Дети: Это голубь, правильно.
Воспитатель: А какие это птицы воробей, ворона, голубь?
Дети: Зимующие птицы. Они не улетают в теплые края, а остаются рядом с людьми, которых не боятся, так как люди их кормят.
Воспитатель: В небе парят большие и гордые птицы. Вы знаете, что это за птица?
Дети: Это орел. Орел – это большая и хищная птица.
Воспитатель: Весной в степи можно увидеть красивых птиц на длинных ногах, эта птица называется – журавль. Они важно ходят и размахивают своими крыльями. Далеко в степи слышно их курлыканье.
Воспитатель: Высоко в небе в жаркую погоду парит маленькая серая птичка, но у нее изумительный, чистый, звонкий голос.
Дети: Это – жаворонок. Эти птицы перелетные, прилетают к нам весной.
Воспитатель: Все птицы весной стоят гнезда и высиживают птенцов.
Давайте с вами поиграем в игру «Птицы и их птенцы»
(Детям предлагается назвать птенца птицы.)
1. У орла (орленок)
2. У журавля (журавленок)
3. У вороны (вороненок)
4. У воробья (воробышек)
5. У аиста (аистенок)
6. У галки (галчонок)
7. У совы (совенок)
8. У скворца (скворчонок)
Воспитатель: Ребята, наш проводник-ветер зовет нас дальше.
Воспитатель: Какие животные живут в наших степях?
Дети: Тушканчики, суслики, сурки, хомяки, ежи.
Воспитатель: Сейчас в степи много грызунов. Их норы находятся глубоко под землей, там не так жарко. А еду они себе находят на поверхности.
Воспитатель: (Использование слайдов с животными) Степные лисы, волки, сайгаки. Сайгаков осталось очень мало.
Воспитатель: На столе осталась еще одна шапочка. Какого степного зверька она вам напоминает?
Дети: Так это-же хомячок.
Дидактическая игра «Назови животное» : Дети рассказывают о животных степи : хомяк, суслик, степная мышь, степная лиса, степной орел, крот, ящерица, степная гадюка, уж, заяц, ежь.
Воспитатель:
Вот какое увлекательное путешествие мы сегодня совершили в степь. Скажем спасибо нашему проводнику-ветру. Вам понравилось дети? Что нового вы для себя узнали?
Дети: Нужно беречь природу Нефтекумья!
Литература
1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
2. Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
3. Гниловской В. Г. Занимательное краеведение. – Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1974. – с. 164
4. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.
5. Тимофеева, И. Экологический комплекс «Живая планета» // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 7. – С. 105-112.
6. Туренская Е. С., Кирилкина О. С. Я в этом удивительном мире: Интегрированный курс воспитания и развития дошкольников. – Ставрополь: СКИПРКРО, М: Илекса, 2001.- 136 с.
7. Чебан, М. И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С. 50-54.