Лютова елена викторовна
Долгосрочный познавательно-творческий проект в младшем дошкольном возрасте «Роль сказки в речевом развитии детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта : дети 2-3 лет, воспитатели, родители.
Актуальность проекта :
Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.
Публикация «Долгосрочный познавательно-творческий проект в младшем дошкольном возрасте „Роль сказки в речевом развитии детей“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Проекты по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в русских народных сказках. А так же высший психический процесс – воображение.
В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.
Через восприятие народной сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через сказку, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка – это педагогический опыт и творческий гений народа. Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества.
Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Роль сказки в речевом развитии детей».
Цель проекта : Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в творческой деятельности.
Задачи проекта :
Образовательные:
- Учить детей устанавливать многообразные связи в тексте произведения, давать оценку действиям и поступкам героев;
- Формировать интерес к самостоятельному сочинению, используя литературный опыт в творческой речевой деятельности;
- Повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения дошкольников к художественной литературе.
Развивающие :
- Развивать индивидуальные особенности в творческой речевой деятельности;
- Продолжать развивать внимание к языку, чувствовать и осознавать средства речевой выразительности;
- Развивать творческие способности детей в театрализованной и речевой деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес и стремление к постоянному общению с книгой;
- Формировать нравственные качества и взаимопомощь у детей.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный;
Основной;
Заключительный.
Планируемые результаты:
- Обогатить социальный быт дошкольников, расширится их кругозор;
- Повысить интерес детей к русской народной сказке;
- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
- Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
-Успешное овладение грамотной и связной речью;
-Выразительное интонирование детьми голосов героев сказок;
- Выразительная передача мимикой и движениями эмоциональных состояний героев сказок;
-Грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка;
-Совершенствование звуковой стороны речи;
-Усиление интереса к занятиям;
-Доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.
- Сформировать коммуникативную и социальную компетентность детей;
- У родителей сформировать представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;
- Родителей вовлечь в единое пространство «семья – детский сад»;
-Повысится культурный уровень дошкольников.
Продукты реализации проекта :
- Инсценировка сказок совместно с воспитателем "Репка", "Теремок", "Вышла курочка гулять", "Три медведя", "Два веселых гуся";
- Прослушивание звукозаписей детских сказок "Волк и семеро козлят", "Колобок", "Кот, петух и лиса", "Сказка об умном мышонке", "Кот и лиса", "Муха - цокотуха", "Путаница";
- Рассказывание детьми сказок "Репка", "Теремок", "Рукавичка", "Кот и лиса", "Волк и семеро козлят", "Кот, петух и лиса", "Сказка о глупом мышонке";
- Рисование сказочных персонажей : колобок, яйцо, репка, следы зверей;
- Чтение стихотворений, потешек;
- Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей»;
- Развлечение «Путешествие в мир сказок».
Ход реализации проекта:
1) Этап. Подготовительный
1. выявление проблемы, определение цели, задач;
2. подбор методической и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме;
3. составление картотек игр и литературного материала по теме проекта;
4. анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании детей»;
5. обсуждение проекта с участниками, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
2) Этап. Основной
1. беседы «Какие сказки я знаю»;
2. знакомство со сказками «Колобок», «Репка», «Теремок»;
3. рассматривание иллюстраций к сказкам;
4. организация и проведение занятий по рисованию по данной теме;
5. Инсценировка сказок совместно с воспитателем "Репка", "Теремок", "Вышла курочка гулять", "Три медведя", "Два веселых гуся";
6. консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей»;
7. конкурс рисунков для родителей «Мой любимый сказочный герой».
3) Этап. Заключительный
1. развлечение по теме «Путешествие в мир сказок»;
2. выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой»;
3. повторный опрос детей и анкетирование родителей;
4. анализ полученных результатов.
Вывод
Таким образом, приобщение ребёнка к русской народной сказке следует начинать с раннего детства. Мой опыт работы показывает, что сказка является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи.
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; слушали сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривали иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности дети разыгрывали знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывали новые, свои сказки, либо меняли окончание известных сказок. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь. Итоговый мониторинг указывает на то, что у детей повысился уровень знаний русских народных сказок, расширился кругозор, речь детей стала более насыщенной и выразительной.
Родители приняли активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в обсуждении вопросов о детском чтении. Итоговое анкетирование указывает на то, что повысился уровень общей осведомленности по вопросам домашнего чтения.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат.
Список используемой литературы.
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2-3 лет: Наглядно-дидактическое пособие. — М. : Мозаика-Синтез -2010.
4. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: Планы занятий. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Мозайка-синтез, 2010.
5. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозайка-синтез, 2010.
6. Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4 года: Пособие для воспитателей детского сада и родителей /Сост. В. В. Гербова и др. – М. : Оникс, 2011.
7. Затулина Г. Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (1 младшая группа) : Учеб. пособие. – 2-е изд. – М. : Центр педагогического образования, 2009.
8. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2-3 лет: Наглядно-дидактическое пособие. - М. : Мозаика-Синтез, 2008-2010.
9. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2-4 лет: Раздаточный материал. - М. : Мозаика-Синтез, 2008-2010.
10. Нищева Н. Ф. Картотека предметных картинок: Наглядный дидакт. материал. – СПб. : Детство-Пресс.
11. Бутарина Е. Г. Как мы играем :Учеб. -наглядное пособие.
12. А Е Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»,
Москва 2003 г.
13. О. А. Шорохова «Играем в сказку», М «Творческий центр»