Наталья Филько
Роль театрализованных игр в познавательно-речевом развитии детей с нарушениями речи в соответствии с требованиями ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Значение театрализованной игры в коррекционно- развивающем обучении дошкольников с нарушениями речи
Значительные трудности в овладении навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи у дошкольников с ОВЗ обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов языковой системы (фонемо-фонематического, лексического, грамматического) ее произносительной и семантической сторон. В коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи, формирование связной речи имеет особое значение.
Публикация «Роль театрализованных игр в познавательно-речевом развитии детей с нарушениями речи в соответствии с требованиями ФГОС» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Занимаясь с детьми, имеющими нарушение в речи, я пришла к выводу, что необходимо использовать приемы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развернутого смыслового высказывания и строить занятия таким образом, чтобы дети жили на них естественной радостной жизнью.
Чрезвычайно актуальна стала проблема построения педагогического процесса, ориентированного на комплексное преодоление трудностей познавательно-речевого развития. Особую значимость приобрел вопрос отбора адекватных, развивающих педагогических технологий, направленных на преодоление недостатков связной речи. Коррекционно- развивающие возможности театрализованных игр известны давно. Так, А. Н. Грабов отмечал, что драматизация, обеспечивающая активность детей и поддерживающая их внимание, способствует сознательному усвоению учебного материала. В зарубежной литературе обращается внимание на то, что использование драматизаций в коррекционной работе столь важно, как и обучение, самообслуживанию, чтению и арифметики.
На логопедических занятиях я стала использовать театрализованные игры. Такие занятия приносили детям большую радость и удивление. Из практических наблюдений заметила, что особая роль принадлежит театрализованным играм, которые тесно связаны с сюжетно-ролевыми. Они способствуют повышению умственной и эмоциональной активности, совершенствуют речевые навыки. В основе этих игр лежит отображение событий, действий, и отношений между людьми, помогающее детям обогатиться новыми впечатлениями, знаниями и умениями, развить диалогическую эмоционально-насыщенную речь, пополнить словарь, также способствуют нравственно-эстетическому воспитанию.
Велико значение театрализованной игры для речевого развития детей, которые постепенно совершенствуют построение диалогов и монологов, развивая выразительность речи. Умело поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы обобщения, высказывания, незаметно активизируя свой словарь и звуковую сторону речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко и понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарём, который в свою очередь тоже пополняется.
Основу театрализованной игры, как правило, составляет художественный текст (сказка, рассказ, стихотворение и т. д.). Слушание текста, его восприятие предваряют игру. Формирует интерес к театрализованным играм, кукольным спектаклям, в основе которых лежит содержание знакомых потешек, стихов, сказок. Сначала ребенок исполняет роль зрителя, он видит маленький спектакль, изображаемый взрослым. Постепенно вовлекаясь в совместные действия, он захочет взять игрушку и заговорить от ее имени. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа он пытается проговорить события и переживания. Во время таких игр и происходит интенсивное развитие его речи. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы:режиссерские и игры драматизации.
К режиссерским относятся настольный театр игрушек и картинок, теневой театр. Здесь ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа. Преобладающими средствами выражения в данном случае выступают интонации и мимика, а пантомимика ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигуркой или игрушкой. Данные игры используются на занятиях при составлении рассказов по картинкам и сериям сюжетных картин. Дети, выступая в роли режиссеров, сочиняют сценарий и затем, используя фигурки настольного театра, его разыгрывают.
Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя. Поскольку ребенок играет сам, он использует все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику). Данные игры мною используются при пересказе рассказов и сказок, чтении стихотворений. Здесь дети – артисты. Распределив роли, познакомившись со сценарием, они показывают небольшой спектакль. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, четкой артикуляцией, жестами, развивают память, фантазию, учатся взаимодействовать друг с другом.
Чрезвычайно важно построение и развитие диалогической речи, когда происходит постепенный переход от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат.
Использование театрализованных игр в познавательно-речевом развитии способствует расширению предметно-игровой среды. Постоянно пополняется дидактический материал: костюмы, объемные и плоскостные куклы, дидактические игрушки, всевозможные иллюстрации. На занятиях используется различное оборудование: ширмы, игрушечные персонажи, костюмы, декорации, куклы и др.
Ведется активная работа с родителями, привлекая их не только к изготовлению костюмов, кукол, но и к участию в постановке, спектакле, разучиванию ролей в паре.
У детей дошкольного возраста отмечается первичное освоение режиссерской деятельности: игры в настольный театр игрушек, настольный плоскостной театр, пальчиковый, мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов.
Желание сыграть роль какого-либо персонажа - мощный толчок для быстрого обучения говорить чисто и правильно.
Таким образом, театр должен занять особое место в коррекции нарушений речи у детей, так как он способствует интенсивному развитию речи, познавательному развитию и формированию личности в целом.