МААМ-картинки

Здоровьесберегающие технологии в танцевально-хореографическом творчестве ребенка

Юлия Чернякова
Здоровьесберегающие технологии в танцевально-хореографическом творчестве ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Здоровьесберегающие технологии в танцевально-хореографическом творчестве ребенка

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа хореографического искусства города Брянска»

Доклад

на тему:

«Здоровьесберегающие технологии в танцевально-хореографическом

творчестве ребенка»

Автор: Чернякова Ю. Ф.

Преподаватель МБУДО

Публикация «Здоровьесберегающие технологии в танцевально-хореографическом творчестве ребенка» размещена в разделах

«ДШХИ города Брянска»

г. Брянск, 2019

Содержание

1. Аннотация

2. Цели и задачи

3. Функции здоровьесберегающей технологии

4. Содержание

5. Заключение

6. Список используемой литературы

1. Аннотация

Здоровье – понятие многогранное, оно не ограничивается физическим состоянием. Не маловажную роль играет психическое, социальное и духовное благополучие, развитие интеллектуальных способностей. Каждый педагог, пытается решить проблему сохранения здоровья учащихся в процессе обучения, используя различные здоровьесберегающие технологии, которые с одной стороны являются составной частью образовательного процесса, а с другой условием обеспечивающего реализацию образовательных программ. Данный доклад посвящен проблеме сохранения физического и психо-эмоционального здоровья ребенка, занимающегося хореографией. Он может быть полезен преподавателям ДО по хореографии в школах хореографического искусства, хореографических школах, отделениях по хореографии и других активных видов деятельности.

2. Цели и задачи:

Цель:

показать необходимость применения здоровьесберегающих приемов для улучшения состояния здоровья и качества жизни детей в процессе танцевально-хореографического творчества.

Задачи:

• использовать территорию танцевально-хореографического творчества, как здоровьесберегающую зону;

• способствовать гармоничному физическому и психо-эмоциональному развитию учащихся;

• создать зону психологического комфорта;

• развитие мотивации детей к познанию и творчеству по средством дополнительного образования и их реализация в интересах личности.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии» по определению Н. К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

3. Функции здоровьесберегающей технологии:

1. Формирующая – осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;

2. Информативно-коммуникативная – обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентаций, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

3. Диагностическая – заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;

4. Адаптивная – воспитание у учащихся направленности на полноценное творчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию учащихся к социально-значимой деятельности;

5. Рефлексивная – заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении в приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами;

6. Интегративная – объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.

4. Содержание

Современные образовательные процессы все больше и больше расширяют свои интеллектуально-технические границы. Технический прогресс стремительно вошел в жизнь преподавателя всех направлений. Огромное количество методик, технологий, компьютерных пособий расширили границы современного обучения и общения преподавателя и учащегося. Новая современная «Детская школа хореографического искусства города Брянска» также пользуется новыми методиками и техническими усовершенствованиями. Но, однако, сегодня хочется сказать о том, что увеличение нагрузок на интеллектуальную сферу ребенка требует от современного образования повышенного внимания к здоровьесберегающим технологиям.

Здоровьесберегающие технологии в танцевально-хореографическом творчестве – это совокупность методов и приемов организации процесса обучения хореографии максимально способствующих сохранению и укреплению здоровья ребенка. Танцевально-хореографическое творчество любого жанра, будь то классический, народный, современный, фольклорный танец, направлено на гармоничное развитие творческой индивидуальности каждого ребенка. Занятия хореографией влияет на развитие осанки, походки, укрепляет различные группы мышц ребенка. Особенно это актуально сейчас, когда среднестатистический школьник проводит до 8 часов за школьной партой и компьютером в день. Огромное разнообразие диагнозов, таких как сколиоз позвоночника, плоскостопие, нарушение зрительных функций, ожирение и др. связано с отсутствием должного количества движения в жизни современного ребенка. Танцевальное творчество не только активирует двигательные функции организма, но и несет огромную психо-эмоциональную нагрузку, которая необходима для освоения танцевальных навыков. Ребенок втягивается в художественно-эмоциональную работу своего тела, развивает «оценочную» функцию своего «Я». Работает над эстетизацией своего внешнего вида, своего тела, является строителем своего «портрета». Органичное развитие мышц спины, рук, ног имеет своего рода эстетическо-оздоровительное направление, а в сочетании с музыкальным сопровождением, костюмом и публичными выступлениями несет и основы базовой культуры и развитие коммуникативной сферы ребенка. Ребенок, занятый танцевальным творчеством, участвующий в различных общественных мероприятиях, чувствует свою принадлежность к коллективу, к национальной культуре, видит себя членом современного общества. Учащийся «Детской школы хореографического искусства города Брянска» автоматически включается в коллектив, в свой класс, привыкает к чувству «локтя», понятию «коллективная цель», «коллективная победа» и тем самым, видит себя членом общества. Ощущает поддержку других детей, оказываются в зоне психологического комфорта. У ребенка появляется ощущение своего места в коллективе, классе. Для сохранения здоровья учащихся МБУДО «ДШХИ города Брянска» преподаватель должен идти в тесном сотрудничестве с ребенком и его родителями. На своих занятиях преподаватель использует все доступные методы укрепления и восстановления здоровья. Важно не только следить за здоровьем своих танцоров, но и широко использовать профилактические методы охраны здоровья. Важно следить за санитарно-гигиеническими нормами и требованиями не только к условиям занятий, но и к выполнению этих норм от самих учащихся. Следует отметить организацию учебного процесса, на занятиях используется несколько видов учебной деятельности: показ, опрос, слушание, рассказ, ответы на вопросы и т. д. Чередование видов преподавания словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа дает возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Наличие активных методов (ученик в роли: учителя, исследователя, в игре, в дискуссии). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки, способствуют активизации познавательной деятельности у учащихся. Здоровьесберегающие приемы позволят сделать процесс творчества и обучения более успешными и безопасными:

I прием – начни с простого. Занятия базируются на изучении от простого к сложному, от самовыражения себя до участия в общем танцевальном коллективе. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий, укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность ребенка.

Преподаватель должен придерживаться определенной схемы урока – разминка (подготовка мышц к работе, основная часть (новый материал, отработка пройденного, заключительная часть (релаксация, дыхательная гимнастика, растяжки). Правильная разминка играет важную роль в профилактике травматизма. Подготовка к физическим и психологическим нагрузкам должна соответствовать возрасту ребенка. Все виды обучения и творчества всегда идут «от простого к сложному». Любое возрастное несоответствие физических нагрузок и перегрузок психоэмоционального характера могут привести к травматизму и эмоциональному срыву. Каждый элемент отрабатывается в многократном и ежедневном повторении. Постепенно увеличивается набор движений. Добавляем усложнения только после усвоения предыдущей ступени. Затем увеличиваем темп исполнения движений. Например, исполняем броски ног вперед, в сторону, назад. Сначала исполняем упражнения лежа на коврике по четыре раза на высоту 45 градусов. Потом добавляем высоту 90 градусов и количество до восьми раз. Следим, чтобы учащийся лежал с прямой спиной, прямо поставленной головой, руки плотно лежат на полу ладонями вниз, сохраняя прямой корпус. В дальнейшем дети исполняют 8 и 16 бросков. Усложняем ритмически. На следующий год обучения дети исполняют броски, стоя лицом и спиной к станку держась двумя руками за палку, потом за одну руку. Увеличиваем количество и темп исполнения. В более старшем возрасте добавляем полупальцы, проходящее passe (сгибание ноги в колене, piqe (укол носком в пол) с одновременным открыванием руки.

Такое постепенное усложнение готовит к работе мышцы спины и является профилактикой сколиоза. Такой же пример для укрепления стопы, голеностопа и икроножной мышцы. Исполняем движение полу-пальцы в небольшом количестве и в спокойном ритмическом рисунке, затем меняем позиции ног, темп, добавляем работу рук. Переходим на переменное исполнение с одной ноги на другую. Таким образом, стопа готова к прыжкам с двух ног, разножкам во всех направлениях и различных ритмических рисунках.

II прием – средства защиты. Современная медицинская индустрия выпускает огромное количество удобных и практичных средств защиты от травм. Фиксаторы голеностопа, наколенники, налокотники, разогревающие мази и крема, силиконовые вкладыши. Для начала поговорим об индивидуальном коврике для занятий хореографией. Он помогает ребенку избежать случайных ушибов, делает занятия комфортными и гигиеничными. Коврик можно скручивать и класть под голову, поясничный отдел, под икроножную мышцу. В народном и современном танце широко используются наколенники, в классическом – фиксаторы голеностопа и силиконовые вкладыши (для предотвращения потертостей и мозолей).

III прием – методы восстановления. Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную усталость и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают учащемуся быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а также даёт определённый терапевтический эффект.

Большое значение в процессе восстановления детского организма после физических нагрузок имеет грамотное проведение заключительной части занятия. Здесь используются методы релаксации (эмоционального расслабления, элементы дыхательной гимнастики и физические упражнения направленные на снятие мышечного тонуса.

Следует отметить правильную организацию распорядка дня ребенка. Важным аспектом восстановления здоровья является здоровый сон. Ребенок должен спать не менее 8-ми часов в день. Детям младшего возраста необходим дополнительный сон днем, так называемый «тихий час». Следующим восстановительным фактором является свежий воздух. Активные прогулки крайне необходимы для восстановления физических и эмоциональных нагрузок. Хорошо использовать ближайшие парковые зоны, можно просто городские детские площадки. Отсюда вытекает, что любая смена обстановки, переключение видов деятельности так же является приемом восстановления. Так же нужно обратить внимание на должное питание ребенка, введение в рацион комплекса витаминов с пометкой «для детей ведущих активный образ жизни или при повышенных умственных и физических нагрузках».

IV прием – психо-эмоциональная подготовка. Концертная деятельность связанна со стрессами. Каждый учащийся несет на себе груз ответственности в преодолении одной «коллективной цели». Цель может быть маленькая (выучить танцевальную композицию и показать маме) или «сверхцель» (получение коллективом звания, но стресс присутствует независимо от значимости мероприятия. Нужно говорить с детьми о поддержке друг друга, обсуждать вместе новые планы и перспективы, новые танцевальные номера. Дети хорошо реагируют на совместное обсуждение костюмов и поездок. Некоторые коллективы практикуют летние выезды в «пионерские лагеря» и заграничные поездки. Все это решается в тесном контакте с родителями учащихся.

V прием – тесная связь с родителями. Танцевально-хореографическое творчество предполагает тесное взаимодействие преподавателя и ребенка. Но без участия родителей в процессе творчества, сохранения здоровья, правильного питания, досуга детей и психологической поддержки все становится бессмысленным.

Преподавателем проводится огромная работа по разъяснению техники исполнения упражнений, профилактике травматизма, пропаганде здорового образа жизни, выездов на досуговые мероприятия, индивидуальные перспективы ребенка.

5. Заключение

Применение в работе здоровьесберегающих технологий повышают результативность воспитательно-образовательного процесса, способствуют сохранению и укреплению здоровья ребенка, улучшению психологического климата в классах, коллективе, активно приобщает родителей к работе по укреплению здоровья детей.

Использование здоровьесберегающих технологий, является обязательной частью профессиональной работы преподавателя хореографических дисциплин. Грамотный подход к образовательному процессу и уважительное отношение к ребенку, как личности является залогом физического и психоэмоционального здоровья ребенка.

6. Список используемой литературы

1. Смирнов Н. К. – Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2002.;

2. Храмова В. Г. – Здоровьесберегающие технологии на уроках хореографии.

3. Павловский А. А. – Образовательная программа «Хореография». СПб, 2009 г.

4. Ваганова А. Я. – «Основы классического танца».

5. Яковлева Е. Ю. – Парциальная программа «Разноцветный мир танца». СПБГУПМ. СПб, 1999 г.

6. Выготский Л. С. – «Воображение и творчество в детском возрасте». М. : 1991 г.

7. Ананьев Б. Г. – «Психология чувственного сознания», М, 1960 г.

8. «Искусство и дети» под ред. Шестакова В. М. 1968 г.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии»Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии» Разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий во многом обусловлены поиском путей совершенствования здоровьесберегающей деятельности.

Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС» Одной из важнейших задач ДОУ, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС, является поддержание и укрепление.

Здоровьесберегающие педагогические технологии, используемые мной в ДОУ 1. Физминутки (во время образовательной деятельности, в течении 2-5 минут, по мере утомляемости детей). Рекомендуются в качестве профилактики.

Здоровьесберегающие технологииЗдоровьесберегающие технологии Всем доброго времени суток. Хочется сегодня поговорить про здоровье наших воспитанников. Все мы прекрасно знаем, что дошкольный возраст.

Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастикаЗдоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья, но и на активное формирование.

Здоровьесберегающие технологии (часть 1) Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования, так как дошкольный.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ-фотоотчетЗдоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ-фотоотчет Использование нетрадиционных методов и приемов результативно для развития дошкольников. Особо остро в настоящее время стоит вопрос о здоровье.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном учебном заведении Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное.

Здоровьесберегающие технологии в начальной школеЗдоровьесберегающие технологии в начальной школе Здоровье для человека - самая главная ценность. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья детей. Основная задача.

Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе школы . Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе. Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в танцевально-хореографическом творчестве ребенка
Опубликовано: 13 декабря 2020 в 19:29
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровьесберегающие технологии в танцевально-хореографическом творчестве ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Чернякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД