Татьяна Кобзарь
Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через любовь к природе родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Природа - это уникальная книга. Ее тираж - один экземпляр. Только один! И поэтому, читая ее, нужно беречь каждую страницу.
Дошкольный возраст характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, накоплению личного опыта взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим, экологическое воспитание детей - дошкольников приобретает важнейшее значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является неотъемлемой частью духовной культуры человека.
Публикация «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через любовь к природе родного края» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Именно поэтому мы занялись экологическим воспитанием дошкольников через любовь к природе родного края.
Целью работы в данном направлении являлось - становление начал экологической культуры у дошкольников, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.
Исходя из цели, были обозначены следующие задачи:
1. Способствовать расширению элементарных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника.
2. Способствовать формированию умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.
3. Создать условия для воспитания гуманного, бережного, заботливого отношения к природе родного края, и окружающему миру в целом, развитию чувства эмпатии к объектам живой и неживой природы.
4. Способствовать активизации участия родителей в экологическом воспитании дошкольников.
Определены направления работы по данной теме:
работа с дошкольниками (дети подготовительной к школе группы,
работа с родителями воспитанников.
Тематика, формы, методы и приемы организации работы по экологическому воспитанию дошкольников через любовь к родному краю были разнообразны.
Работа с детьми
Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству, к природе родного края.
В рамках реализации нашей работы был проведен фотоконкурс «Природы чудеса».
Так же прошла выставка рисунков и плакатов «Берегите планету», выполненных в нетрадиционной технике. Созданием этих работ хотелось донести до сознания детей народной мудрости «чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят».
Ознакомление дошкольников с животным и растительным миром ведем через беседы, рассматривание иллюстраций, альбомов «Природа родного края», знакомство с «Красной книгой». Организуем различные дидактические игры, например: «Кто живет на лугу», «Кто живет в лесу». Проводим игры-викторины: «Судьба природы – наша судьба», «Береги природу» и другие. Для обогащения и систематизирования знаний детей о диких животных нашего края, их образе жизни, питании, жилищах, о подготовке животных к зиме, о значении диких животных в природе и для человека, был оформлен альбом «Животные нашего края».
В нашем саду сложилось много хороших традиций. Одна из них – проведение тематических дней: «День Енисея», «День города», «Веселая ярмарка» и т. д., включающие в себя досуги и развлечения, которые проходят в нетрадиционной форме. При подготовке и проведении таких дней хорошо видна взаимосвязь педагогов с родителями воспитанников, которые являются не пассивными наблюдателями, а активными участниками всех мероприятий.
Оформляются выставки творческих работ к «Дню Енисея», «Дню города Саяногорск»; фотогазеты «Всей семьей на природе», «В гармонии с природой».
Большое внимание уделяем проектной деятельности, которая стала частью всего воспитательного процесса. Были успешно реализованы такие проекты как: «Поможем пернатым перезимовать», «Животные Хакассии» (Приложение 1, «В гостях у Лесовичка», «Природа вокруг нас» (Приложение 2, «Осенние листочки», «Красная книга» и другие.
Рассмотрим организацию работы по проекту «Поможем пернатым перезимовать».
Он реализовывался в зимнее время года. Проблема проекта заключалась в том, что с наступлением холодов нашим пернатым друзьям очень трудно выжить. Дети получили письмо (письмо-жалоба – интересный прием в работе с детьми, при получении которого дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, лесу, реке и т. д. как нужно оберегать и охранять природу – своего края и всей планеты) от птиц с просьбой о помощи. Коллективно дети решили помочь птицам, и нашли решение данной проблемы – своевременно развесить кормушки. Вместе с родителями дети принялись за дело. Были организованы настоящие «столовые» для наших пернатых друзей. Каких только кормушек не появилось на территории детского сада. Кроме этого, во время проекта дошкольники узнали, какой корм едят разные виды птиц. Дежурили в «столовых» - поправляли кормушки и насыпали корм. Также были организованы чтение художественной литературы, заучивание стихотворений и песен о птицах, рассматривание серии картин «Как дети спасли птичку», играли в подвижные игры («Воробушки и лиса», «Птички в домике», «Совушка-сова», выставка рисунков, фотосессия со своей кормушкой. Главный итог проекта – изготовление кормушек, которые помогли перезимовать птицам, и гордость за то, что совместно с родителями внесли свой посильный вклад в спасение птиц родного края.
Приступая к работе по любому проекту, важно заинтересовать ребенка проблемой. От этого во многом зависит успех данного метода. Поэтому, увлекая дошкольников естественнонаучными знаниями о природе, мы используем разнообразные игровые обучающие ситуации, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры. Включение элементов сюжетно-ролевых игр в процессе формирования у дошкольников представлений о природе создает эмоциональный фон, благодаря которому, дети быстрее усваивают новый материал.
Сравнительно новым средством организации работы по экологическому воспитанию через любовь к родному краю, которое мы использовали в своей работе, было создание лэпбука. Это отличный способ закрепить определенную тему с дошкольниками, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Работа с родителями
Развивать положительные нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению норм поведения в природе, научить любить и беречь природу родного края и всю природу в целом возможно только при совместных усилиях с родителями. Поэтому была подготовлена консультация для родителей «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников», а так же изготовлены буклеты об экологических опасностях «Правила поведения в лесу», «Мусор земле не к лицу» и др.
Совместно с детьми родители принимали активное участие в экологических акциях, таких как: «Чистый берег» (Приложение 3, «Посади дерево», «Скворечники для птиц», осознанно понимая необходимость защиты природы, стремление к активной деятельности по охране окружающей природы в рамках детского сада, родного города. В результате проведения акций дети сплотились с родителями, которые являются нашими надежными помощниками в экологическом воспитании детей.
Также была организована выставка поделок из бросового материала «Цвети Земля», целью проведения которой являлось вовлечь детей и родителей в удивительное занятие - создание интересных, полезных вещей из ничего.
Родители приняли активное участие в подготовке к выставке, проявили незаурядные творческие способности, фантазию и воображение. Работы в итоге получились оригинальные, интересные.
Опыт работы показал, что большинство родителей с удовольствием оказывают помощь и вместе с детьми увлекаются данной проблемой. В результате работа проходит эффективнее, плодотворнее, качественнее.
В процессе целенаправленной, систематической работы по экологическому воспитанию дошкольников через любовь к природе родного края в интересной, занимательной форме были замечены такие изменения, как: дети заметно расширили свои экологические представления, свое умение устанавливать причинно-следственные связи; возрос интерес к объектам и явления живой и неживой природы, а также эмоциональная реакция на пагубное влияние человека на природу, появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природы, появился интерес к природе родного края.