Ксения Хорошева
Экологическое образование в старшем дошкольном возрасте. Наполнение развивающей предметно-пространственной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Наполнение развивающей предметно-пространственной экологической среды в группе при организации системы работы с детьми по теме “экологическое образование” в старшем дошкольном возрасте.
Публикация «Экологическое образование в старшем дошкольном возрасте, Наполнение развивающей предметно-пространственной среды» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения планеты Земля. Первостепенное значение при этом должно придаваться экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей предметной среды.
Центр природы или природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. У детей формируются предпосылки экологического сознания, развивается экологическая культура, познавательный интерес к экологии, проблемам природы, желание и стремление разрешить некоторые из экологических проблем, доступными ребенку – дошкольнику средствами.
Воспитателю необходимо подобрать и разместить в нем растения, требующие разных способов ухода, приготовить необходимое оборудование для трудовой деятельности в уголке природы. Полное и систематическое использование всех возможностей уголка природы позволит сформировать у старших дошкольников обширные знания о мире живой и неживой природы, о связях в ней, роли человека в сохранении природных богатств, а также воспитать основы экологической культуры и экологически разумного поведения и природопользования. В каждой возрастной группе необходимо иметь достаточное количество природных материалов для поделок: листьев, крылаток клёна, каштанов, желудей, веточек, перьев. Дети младшего возраста изготавливают поделки вместе с воспитателем, старшие воспитанники вполне могут использовать эти материалы для самостоятельного творчества. Но педагоги обустраивают уголки в соответствии с программными требованиями и возрастом воспитанников.
Уголок природы для детей старшей группы.
Дети шестого-седьмого года жизни — будущие школьники. Знания о природе и экологические представления у них сформированы наиболее полно. Они знают о многообразии представителей трёх царств : растений, животных и грибов, умеют применить эти знания на практике, определяя лекарственные и редкие охраняемые растения, ядовитые и съедобные грибы. Детям становится доступно понимание цикличности процессов в природе, закономерность тех или иных её явлений. Ухаживая за живыми объектами, старшие дошкольники умеют регулировать своё поведение (например, самостоятельно определить, нужен ли полив и в каком объёме). Круг познавательных интересов детей максимально расширяется: им интересны не только растения и животные различных климатических зон родной планеты, но и небесные тела, природа космоса, а также подземный мир минералов и полезных ископаемых. Знания о разнообразии и богатстве живого мира позволяет детям старшего дошкольного возраста сравнивать растения, животных и человека, делать выводы, устанавливать соответствия и различия (дышит, растёт, питается всё живое, но только человек может говорить, думать, испытывать чувства)
На основе всего вышеперечисленного формируется понятие об экосистеме планеты Земля, её уникальности и ценности. При постоянной поддержке и создании достаточной развивающей среды дети овладевают нормами культурного поведения в природе, у них появляется желание следовать им, беречь и приумножать её дары и богатства. Деятельность детей в уголке природы становится более насыщенной и разнообразной, как и само наполнение уголка материалами и пособиями.
В уголке природы в каждой группе необходимо иметь
*Муляжи овощей и фруктов.
*Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.
*Альбомы «Времена года»;
*Рисунки детей о природе и поделки из природного материала.
*Книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные;
*Картины известных художников
Уголок дежурств в старшей группе
Вводятся дежурства — соответственно, необходим уголок дежурств. От его вида в немалой степени зависит желание детей дежурить, поэтому воспитателю следует продумать, как сделать его ярким и привлекательным
Подбор и содержание растений для уголка природы в старшей группе
Чтобы дети получили наиболее полные и разнообразные знания о них, в уголке природы размещают как прямостоячие, так и вьющиеся и стелющиеся растения, а также с корнями в виде луковиц и клубнелуковиц. Воспитатель должен сам хорошо изучить, как ухаживать за такими растениями, чтобы передать знания детям. Кроме того, необходимы растения с резко отличными потребностями, к примеру, в поливе, чтобы дети видели существенную разницу. В старшей группе в уголок природы помещают 6-7 видов растений по 2-3 экземпляра с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся, имеющие луковицы и клубнелуковицы.
Старшая группа
2 вида Бегонии, 2 вида Герани, Колеус, Плющ, Комнатный виноград, Традесканция, Амараллис и др. Растения, имеющие различные виды стеблей, различную форму, величину, окраску листьев и цветов.
В уголке природы должны быть:
*Паспорт уголка природы.
* Тематические альбомы:
-луговые цветы,
-садовые цветы,
-комнатные растения,
-насекомые,
-фартуки для дежурных, лейки, опрыскиватель, кисточки, тряпочки, лопатка и рыхлитель.
Дети должны знать 6–7 из них, называть части, форму корневища (луковица, клубень, описывать наиболее яркие интересные признаки комнатных цветов (например, что камнеломку можно размножать «живыми детками», отпрысками). Поскольку мы имеем дело с дошкольниками, которые могут «заиграться» и забыть о потребностях растения, следует изготовить сигнальные карточки для напоминания.
Календари и дневники наблюдений.
Кроме общего календаря, где дети уже самостоятельно рисуют значки, изображающие состояние погоды, в старшей и подготовительной группе могут вводиться и другие формы работы по закреплению знаний о природе: сезонные дневники наблюдений за природой; календари наблюдений за птицами, ростом растений; индивидуальные календари. Их оформление и ведение во многом зависит от творческого потенциала и желания педагога привить детям навыки наблюдений.
Наглядные пособия для уголка природы в старшей группе
Наглядный материал пополняется в соответствии с растущим кругозором детей. Это могут быть как приобретённые в специализированных магазинах наборы рисунков и фотографий, так и скачанные из интернета изображения : явления неживой природы (иней, морозные узоры, звёздное небо, извержение вулкана, гроза); пейзажи различных климатических зон, таких как тропический лес, пустыня, льды Арктики; увеличенные изображения маленьких живых существ (улитка, муравей, божья коровка); фотографии экзотических животных с детёнышами (коала, львица, кенгуру); картины открытого космоса.
Но в центре внимания, конечно же, должна быть природа родного края. В рамках краеведческой работы можно вместе с родителями воспитанников изготовить фотоальбомы «Природа моего города», «Мой цветущий родной посёлок». Здесь можно отобразить красоту скверов, пышных летних клумб, озеленение дворов. Дети с удовольствием будут рассматривать такой альбом, отыскивать знакомые места
Старшая группа
И. Грабарь «Осенний день»
И. Левитан «Осенний день». «Осень»
И. Шишкин «Утро в сосновом бору»
И. Ерышев «Хлебное поле». «Корова».
Вон Гог «Картофель». «Корзина с яблоками»
И. Бродская «Опавшие листья»
И. Горлов «Осень»
И. Остроухов «Золотая осень». «Лошадь»
И. Шишкин «Корабельная роща»
П. Кончаловский «Поднос и овощи»
А. Куприн «Натюрморт с кабачками и корзиной». «Белки осенью (из серии дикие животные)
И. Э. Грабарь «Зимний пейзаж».
К. Ф. Юон «Волшебница – зима»
Д. Я. Александров «Зимняя сказка»
Серия картин «Из жизни диких животных»
В. А. Цыплоков «Ока зимой»
И. Э. Гроборь «Февральская лазурь»
В. М. Кустодиев «Масленица»
В. Бакшеев «Голубая весна»
Я. Бродская «Март»
Серия «Как дети спасали птичку»
С. Герасимов «Последний снег». «Ива цветет», Лед прошел»
А. Саврасов «Грачи прилетели».
«Дикие животные (серия «Весна»)
А. Рылов «В голубом просторе»
А. Пластов «Ужин трактористов»
Т. Яблонская «Мой»
Д. Налбандян «Цветы»
А. Бубнов «На поле"
Дидактические игры в уголке природы для старшей группы.
Особое внимание в старших группах следует уделять играм экологической и природоохранной направленности,
Старшая группа
1. Не ошибись.
2. Похож не похож
3. Вершки и корешки
4. Загадай, мы отгадаем
5. Магазин «Семена»
6. Отгадай, что за растения
7. Зоологическое лото, Ботаническое лото.
8. Кто что делает
9. Что растет в лесу. 4 времени года
10. Созрело – не созрело
11. Съедобное – не съедобное
12. Консервный завод
13. Где спрятано растение?
14. Детки на ветке
15. Магазин «Цветы», «Овощи – фрукты»
16. Лесник
17. Собери урожай. Что где растет?
18. Какое время года?
19. Летает – не летает?
20. Кто где зимует?
21. Найди дерево по описанию.
22. Открытки и картинки, на которых изображены растения. Подбери цвета лета, осени, весны и др.
23. Овощехранилище
24. Найдите, что опишу
25. Зоологическое домино
26. Что за птица?
27. Консервный завод
28. Кто где живет?
29. Что где растет?
30. Птицы, звери, рыбы.
31. Так бывает или нет?
32. Путешествие (40, 77)
33. Разведчики (сколько шагов, нахождение следов)
34. Магазин «Цветы»
35. Охотник
36. Найди дерево по семенам
37. Птицелов
38. Узнай цветок
39. Необыкновенное путешествие по временам года – «Круглый год»
Литература для уголка природы в старшей группе.
Старшие дошкольники увлечённо изучают детские энциклопедии, познавательную литературу. Будет совсем не лишним разместить несколько детских энциклопедий природоведческого направления. Можно также включить художественные произведения о природе и животных, например, книги Виталия Бианки, рассказы Евгения Чарушина, сказки Сергея Козлова и другие.
Сюда входят книги, энциклопедии "Все обо всем", атласы, альбомы - картинки.
Обрудование для экспериментирования и опытов.
Его также следует подбирать с таким расчётом, чтобы дети могли выполнять простейшие природоохранные действия в своей мини-лаборатории или моделировать ситуации, отображающие защиту природы человеком (очищение загрязнённой воды при помощи марлевого фильтра). Старшие дошкольники могут пользоваться схематическими поэтапными руководствами к выполнению опытов, сравнивая свои действия и результаты с изображёнными на схеме.
В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:
- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
- серии картин с изображением природных сообществ;
- книги познавательного характера, атласы;
- тематические альбомы;
- коллекции
- мини-музей (тематика различна, например
" Часы бывают разные:", "Изделия из камня".
- материалы распределены по разделам : "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина" ;
- природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др. ;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. ;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
- сито, воронки
- половинки мыльниц, формы для льда
-проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы
- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки
- мини-стенд "О чем хочу узнать завтра";
- личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;
- карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"
- персонажи, наделанные определенными чертами
Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их.
Постоянные наблюдения и уход за растениями воспитывают у детей гуманное отношение к природным объектам, основанное на знании особенностей их жизни и накоплении эмоционально-чувственного опыта общения с ними.