марина смирнова
Эффективность использования игрушки для развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад: «Эффективность использования игрушки для развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста»
Выполнила: Смирнова Марина Георгиевна воспитатель МОУ Д/с №376
г. Волгоград
Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе развития ребенка в детском саду.
Публикация «Эффективность использования игрушки для развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
По проблеме развития связной речи в детском саду проводилось много исследований, в частности, изучались вопросы использования наглядности, а именно, игрушек в процессе обучения.
Игрушка используется как средство обучения описанию и повествованию.
Рассказывая по игрушкам, дети учатся отбирать предметно - логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умение выстраивать композицию, связывать части в единый текст, изобразительно пользоваться языковыми средствами.
Таким образом, с одной стороны, игрушки обладают большим потенциалом для развития связной речи на занятиях в детском саду, но с другой стороны этот вопрос получил недостаточное научно-теоретическое обоснование в методической литературе.
Проблемой исследования является, на каких педагогических занятиях с игрушками возможно более эффективное развитие связной речи у детей пятого года жизни.
Тема исследования - эффективность использования игрушки для развития связной речи на занятиях у детей среднего дошкольного возраста
Цель исследования - определить эффективность использования игрушки в развитии связной речи детей среднего возраста
Задачи исследования
изучение и анализ научно - методической литературы по проблеме исследования
выявление особенностей связных монологических высказываний описательного типа детей пятого года жизни
определение содержания и методики развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста жизни в процессе общения со сверстниками.
Методы исследования
изучение и анализ психологической, лингвистической и педагогической литературы по теме
анализ документации, программ, по которым работают воспитатели
Теоретическая значимость исследования способствуют:
устранению поднятой в исследовании научной проблемы
возможности использовать сегодняшние полезные выводы в завтрашних практических достижениях;
реализации теоретически верных результатов в практических экспериментах;
разносторонности взглядов, постоянно изменяющихся и рождающих новые гипотезы.
Практическая значимость исследования
может быть использовано методистами, воспитателями и обучающимися СПО для повышения образовательного уровня.
Глава I. Теоретические основы формирования связной речи у дошкольников
I.1 Лингвистические и психологические основы формирования связной речи у дошкольников
Изучение проблемы развития связной речи находится в центре внимания разных специалистов: лингвистов, психологов, психолингвистов, педагогов.
Каждый из них находит свое понимание проблемы обучения расска-зыванию, свое отношение к методическому решению проблемы, свои позиции в разработке содержания и методов развития связной речи.
I.2 Проблема формирования связной речи дошкольников в педагогической литературе
Ученые доказали, что в связной речи проявляются все речевые умения и навыки ребенка. Ученые выявили, что рассказывание по игрушкам оказывает огромное влияние на формирование навыков монологической речи.
1.3 Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте
Дети пятого года жизни активно вступают в разговор. Вместе с тем их связная речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы и поправлять ответ товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого.
Глава II. Методика проведения игр, занятий по развитию связной речи
II.1. Обучение монологической речи при помощи игрушек
Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, может служить и источником новых слов.
Для занятий нужно использовать новые или чем-то обновленные знакомые игрушки (кукла в новом платье, фартуке, шапочке; мишка, мишка сидящий в машине). Это вызывает у ребенка новые мысли, эмоциональное отношение к игрушке, речевую реакцию.
II.2 Виды занятий по игрушкам
1. Описание игрушки – связное последовательное описание внешнего вида игрушки. Иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа.
2. Сюжетные рассказы (повествования).
а) рассказ по набору игрушек – связный последовательный рассказ о группе игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу игры-драматизации. Ребенок рассказывает о действиях, которые совершает сам.
б) рассказ по отдельной игрушке – это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя – данной игрушки. Это наиболее трудный вид рассказывания. Игрушка только определяет главного героя, а образы других действующих лиц, действия и ситуации придумывают сами дети на основе творческого воображения и собственного опыта.
Заключение
- Анализ научно-методической литературы показал, что связная речь играет ведущую роль в процессе развития ребенка, оказывает большое влияние на развитие умственного и эстетического воспитания, а также выполняет значимую социальную функцию.
- Ценность занятий с игрушками состоит в том, что дети учатся отбирать предметно-логическое содержание для описания, приобретают умение выстраивать композицию, связывать части в единый текст, избирательно пользоваться языковыми средствами.
- Целенаправленная работа воспитателя по формированию у детей пятого года жизни связных монологических высказываний описательного типа в ходе специально организованных занятий и в процессе повседневной игровой деятельности детей оказывает большое влияние не только на развитие описательной речи, но и на развитие повествовательной.