Ковалишина Елена Валериевна
Взаимодействие педагогов с семьями
▼ Скачать + Заказать документы
«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность».
В. А. Сухомлинский
Охрана здоровья подрастающего поколения является важнейшей государственной проблемой не только потому, что определяется качество жизни ребёнка, но и в силу того, что фундамент здоровья взрослого населения страны закладывается в детском возрасте.
Публикация «Взаимодействие педагогов с семьями» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Условия, от которых зависит напрямую здоровье ребёнка, закладываются в семье, именно то, что прививают родители ребенку с детства в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.
Но не всегда современной семье удается самостоятельно найти эффективные способы сохранения и укрепления здоровья своего ребенка, приобщить его к здоровому образу жизни, создать свои семейные традиции физического воспитания. ДОО это помощник по оказанию существенной помощи семье.
«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» 9п. 1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»). Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни. Воспитание в семье на современном этапе не мыслится без помощи специалистов. Анализ научных исследований показывает, что возрастает количество социально-незащищенных родителей и детей, наблюдается социально-психологическая тревожность семьи, ухудшение состояния здоровья детей. Данные тенденции в жизни общества нельзя оставить без внимания. Изменения социокультурной ситуации требуют совершенствования содержания, форм и методов в работе с семьей, которые могли бы удовлетворить запросы родителей как в информационном, так и в организованном плане. Дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников предусматривает повышение роли родителей в вопросах оздоровления детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание семейных традиций физического воспитания. В совместной деятельности педагогов и родителей, необходимо формировать понимание, что родители — не пассивные наблюдатели педагогического процесса, а его активные участники.
Лучший способ для воспитателя — найти общий язык с родителями воспитанников: проявить интерес к здоровью и развитию конкретного ребенка. Очень важно убедить родителей в том, какое значение имеют единые подходы к распорядку дня в семье и детском саду, как полезнее провести выходные дни, правильное питание в семье, какой вред наносит ребенку перегрев. Особого внимания заслуживает проблема закаливания. Необходимо убеждать родителей воспитанников в том, что ослабленному и болезненному ребенку закаливание необходимо больше, чем здоровому. Очень важна в этом роль здорового образа жизни семьи. На закаленных детей меньше влияют резкие изменения температуры, они имеют хороший аппетит, более активны, уравновешены и жизнерадостны.
Для повышения интереса детей к физической культуре необходимо тесное взаимодействие педагогов с семьями воспитанников. Используя в практике активные формы взаимодействия с семьей, можно поставить перед собой следующие задачи:
• сформировать у детей желание вести здоровый образ жизни;
• повышать роль семьи в физическом воспитании и оздоровлении детей;
• способствовать развитию творческой инициативы родителей в формировании у детей устойчивого интереса к физической культуре;
• формировать общественное мнение о значимости физической культуры в ДОУ и семье.
Формы работы должны носить не только консультативную, но и практическую направленность и являться системными мероприятиями с участием родителей, педагогов и детей.
Формы работы с семьей :
1. Открытые физкультурные занятия для родителей- дают возможность наглядно продемонстрировать состояние физического развития детей и их физическую подготовленность. Родители знакомятся с большим перечнем доступных упражнений и подвижных игр, способствующих развитию у детей двигательных навыков. Осваивают методы обучения упражнениям, чтобы в результате повторений закрепить приобретенные навыки.
2. Физкультурные праздники- способствуют приобщению детей и родителей к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают у детей дисциплинированность, ответственность, дружбу. А также совместная двигательная деятельность способствует созданию положительных эмоций, бодрого настроения, что является важным условием активного отдыха.
3. Нестандартное оборудование для двигательной активности детей- дает возможность родителям поучаствовать в создании спортивного инвентаря, создать условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной активности.
4. Беседы- индивидуальные и групповые- в основном носят индивидуальный характер. Беседы лаконичны, значимы для родителей, побуждают собеседника к высказыванию. Обсуждаются характерные особенности ребенка, возможные формы организации совместной деятельности дома, на улице, а так же рекомендуется литература по развитию движения у детей.
5. Консультации. Целью консультаций является усвоение родителями определенных знаний, умений, помощь им в разрешении проблемных вопросов.
6. Разработка и оформление стендовой информации- позволяет познакомить родителей с задачами физического воспитания, с вопросами. касающимися здорового образа жизни, правильного питания, организации режима, закаливания, подбора физкультурного инвентаря и др.
7. Родительское собрание- позволяет наладить более близкий контакт с семьей воспитанников, обсудить интересующие вопросы, обменяться мнениями в том или ином направлении работы дошкольного учреждения, наметить дальнейшие планы.
8. Анкетирование- необходимо для выявления значимости отдельных факторов, предусматривающие получение разнообразных данных, сведений и характеристик. Они позволяют изучить культуру здоровья семьи, выявить индивидуальные особенности детей для построения дальнейшей работы с ними и внедрения эффективных программ физкультурно-оздоровительной направленности в семью.
9. Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволит заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлечь их в жизнь нашего ДОУ. Результат данной деятельности- участие родителей в образовательном процессе и заинтересованность в формировании предметно- пространственной среды.
10. Для родителей, которые всегда спешат, предоставляем информацию в форме экспресс- листовок. Листовки разнообразны по содержанию, такие как: "игры с мячом", "поиграем всей семьей", где родители смогут узнать, какие движения можно разучить с ребенком, о правилах той или иной игры. Также будут полезны листовки оздоровительного характера на темы: "В семейную копилку," "Здоровье всему голова".
11. Фотовыставки. Родители видят достижения всех воспитанников детского сада, узнают новости о спортивных достижениях своих детей.
12. Школа здоровья. Одна из наиболее продуктивных форм приобщения семей к здоровому образу жизни и физической культуре. К ним относятся туристические прогулки, походы- в разное время года за пределы детского сада (на водоем, на лесную поляну, в березовую рощу, посещение спортивных зрелищ на стадионах города, чтение соответствующей литературы, личный пример.
13. Нетрадиционная форма обратной связи с родителями "Почтовый ящик", в который они могут положить записки со своими отзывами, предложениями, идеями, вопросами к администрации детского сада.
С целью морального стимулирования наиболее активным родителям по итогам года на общем родительском собрании можно вручить благодарственные письма от администрации детского сада.
Результативность: родители становятся более компетентны в вопросах оздоровления и физического развития ребенка, что побуждает их принимать участие в наиболее открытых мероприятиях, таких как праздники, мастер-классы. Родители, которые преодолели стеснения во время открытых мероприятий в ДОУ, становятся более активными участниками жизни ребенка в школе (с охотой вступают в родительский комитет, участвуют в различных проектах и т. п.)