СВЕТЛАНА КРАСОВСКАЯ
Воспитание детей в духе уважения к правам человека
▼ Скачать + Заказать документы
Решение проблемы развития ценности ненасилия у подрастающего поколения, является важной общественной и педагогической задачей в условиях культивирования жестокости и насилия в мире, распространения различных форм агрессивного национализма, терроризма, обесценивания человеческой жизни, роста насилия в семьях, в детской и подростковой среде.
Особую тревогу вызывает положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Публикация «Воспитание детей в духе уважения к правам человека» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Зачастую, почти все наши воспитанники пережили тот или иной вид насилия. Привыкшие к насилию и издевательствам в дезадаптированной семье, они часто перестают воспринимать насилие как зло, поскольку имеют смутное представление о духе ненасилия, своих правах и обязанностях. В сознании таких детей нередко прочно закрепляется ошибочная установка на правомерность применения насилия, культивируемого ими позже, уже во «взрослой» жизни.
Все это заставляет задуматься, как воспитать у детей миролюбие, негативное восприятие войны, гуманное отношение к людям и природе. Важно уже с самого раннего детства научить ребенка взаимодействовать с другими на ненасильственной основе, приобрести такие качества, которые объективно делают человека более сильным, независимым, свободным, способным принимать решения самостоятельно, максимально учитывая интересы и потребности других людей, когда чувство долга органически сочетается с собственными устремлениями и желаниями. А для этого необходимо, чтобы сама педагогика постепенно перестроилась с авторитарных позиций на демократические, чтобы она сама в полной мере стала педагогикой ненасилия.
В связи с этим важной целью педагогов становится воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, уважения прав и достоинства других людей, бережного отношения к природе, в умении преодолевать конфликты без использования открытых и скрытых форм принуждения.
Для реализации данной цели в качестве конкретных задач выступают два взаимосвязанных блока:
- воспитание детей в духе миролюбия, ненасилия, толерантности;
- гуманизация процесса обучения и воспитания, взаимодействия взрослых и детей.
Чтобы формировать у детей гуманное отношение к миру воспитывающий
взрослый сам должен быть гуманным. Какой же педагог имеет наибольшие шансы для приобретения такой позиции? Конечно тот, который ориентирован на личностную модель взаимодействия с детьми. Такое взаимодействие построено на принципах признания прав за каждой стороной быть субъектом своей собственной деятельности. Противоречия между взрослым и ребенком разрешаются путем сотрудничества, где каждая сторона свободна в выборе содержания, форм деятельности. Отношения строятся на основе взаимопринятия и взаимопонимания. Демократический стиль руководства становится преобладающим. Обучение строится с учетом индивидуальности каждого ребенка.
Так же я считаю необходимо обучение детей правам ребенка невозможно представить, если у них нет понимания ценности себя как личности и уважения других людей. Многие дети испытывают проблемы в выражении себя как личности из-за недостаточной уверенности в себе (чувство страха, ощущение угрозы). Особенно это касается детей оставшихся без попечения родителей. Достаточно сложно уважать других людей, если не ценишь себя. Необходимо помочь детям найти эти ценности в себе. Потому эта проблема актуальна в наши дни. Я убеждена в том что знание прав ребенка может развить в детях личностное начало и чувство гражданской ответственности за свои действия, поступки, а в конечном счете – за свою собственную судьбу.
Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение, формирование уважительного отношения к законодательству и правам человека и на критическое отношение к тем, кто преступает закон.
Воспитание в духе прав человека направлено на формирование у ребенка чувства справедливости, всеобщего равенства прав и возможностей. Поэтому недопустимы несправедливость, меры воздействия, принижающие человеческое достоинство детей, нарушающие их право быть любимыми, равными среди других.
Правовое образование предполагает ознакомление юных граждан с конкретными и понятными им правами.
Детям доступны такие четыре группы прав :
1. Права на достойное существование, выживание, включающее право на жизнь и здоровье, жилище, пищу, имя, семью, заботу родителей, гражданство.
2. Права на развитие, образование, отдых и досуг.
3. Права на защиту от унижения, насилия и эксплуатации, а также особые права детей-инвалидов и сирот.
4. Права на свободу слова, мысли и деятельности.
Знакомство детей с их правами целесообразно осуществлять в двух направлениях : "Я мои права", "Я и права других людей". Это способствует пониманию таких простых и одновременно сложных истин, как: "Мои права – это мои возможности, мои свободы", "Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека".
Дети, воспитывающиеся в нашем учреждении, прибыли к нам из неблагополучных, асоциальных семей с отсутствием знаний своих прав и обязанностей. Этот факт является основанием для восполнения пробела и начала воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения детей.
Для формирования основ правового сознания у детей можно использовать разнообразные формы работы: беседы, дидактические и ролевые игры, упражнения, рассказы из личного опыта, художественную деятельность, создание проблемных ситуаций, трудовые поручения, чтение художественной литературы, подвижные игры. Все виды театрализованной деятельности, праздники и викторины.
Так, например, при ознакомлении детей права на дом и семью, можно прочитать такие сказки как «Теремок», «Зимовье зверей», показать театрализованную игру «Заюшкина избушка». Это поможет сформировать представление детей о том, что у каждого должен быть свой дом, в котором все должны жить дружно. При ознакомлении права ребенка на медицинскую помощь, можно начать с беседы: откуда берутся болезни, кто и как заботится о здоровье детей. В занятии на тему "Право на личное имущество" может войти чтение рассказа Н. Носова "Огурцы", провести беседу по содержанию, а также провести игру "Попроси игрушку". При ознакомлении права на образование, поиграть в сюжетно-ролевую игру «Школа», провести экскурсию по городу, она позволит познакомить детей с учреждениями, в которых осуществляется образовательный процесс: школа, музей, театр, библиотека и т. д.
Для закрепления пройденного можно провести викторины, игровые конкурсы, брей - ринги и т. д.
Я хочу предложить вам сказку, с которой и нужно начинать обучение детей правам, в этой сказке говорится о маленьком человечке, который жил среди больших людей в большом городе. Маленький человечек днем ходил на работу а вечером высаживал в своем саду тюльпаны. Но большие люди не замечали его, они могли его толкнуть и не извиниться или пройти через сад и потоптать его цветы. — Что вы делаете? — кричал им маленький Человечек. Но Большие люди не обращали на него никакого внимания и шли дальше по своим делам. Однажды маленький Человечек нашёл в библиотеке книгу, которая называлась «Всеобщая декларация прав человека». В ней говорилось о том, что все люди должны знать свои права и относиться друг к другу с уважением. Книжка эта ему очень понравилась. Давайте и мы узнаем, о чем эта книга.
Сегодня мы много говорили о правах ребенка. Но сумеют ли дети пользоваться своими правами? Часто мы являемся свидетелями того как дети на просьбу заправь кровать, убрать на место свои вещи, игрушки, садиться делать уроки, начинают реагировать негативно со словами «не имеете право». Нужно дать понять ребенку, что если есть права, то есть и обязанности. Законом непосредственно не установлены какие-либо обязанности детей, но это не значит, что дети могут получать все, а сами не принимать никакого участия в жизни центра.