Оксана Вербицкая
Педагогический совет «Воспитание у дошкольников любви и уважения к семейным ценностям»
▼ Скачать + Заказать документы
За многовековую историю человечества сложилось две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Сегодня уже не ведется спор о том, какое из них важнее.
В истории существует немало примером общественного воспитания : это и воспитание Спартанских мальчиков, и воспитание детей в специальных домах и приютах, особенно распространенное в нашей стране в 20-х, 30-х, 40-х годах. Сначала это были беспризорники, потом – «дети врагов народа», потом сироты, у которых все родные погибли во время Великой отечественной войны.
Публикация «Педагогический совет „Воспитание у дошкольников любви и уважения к семейным ценностям“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
В наше время тоже ведутся разговоры о пользе общественного воспитания. В СМИ муссируется так называемая «Теория Петрова», который говорит о том, что современные родители некомпетентны в вопросах воспитания и необходимо детей забирать и воспитывать под присмотром профессионалов.
В тех же СМИ часто появляется информация о насилии в семье в отношении детей, о ненадлежащем уходе за ними.
Но все же в большинстве своем, современная наука единодушна в том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность не сравнимы ни с каким. Даже очень квалифицированным воспитанием.
Семья и ДОУ - два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различие воспитательных функций, для всестороннего развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В ДОУ малыш получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Основной же особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяющее его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации и мировоззрение ребенка в целом.
Семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка. Наряду с такими особенностями, как структура, характер отношений, позиция ребенка в семье, огромное влияние на развитие личности ребенка оказывает культура семьи.
Культуру семьи составляют нормы и правила поведения. Материальные предметы, служащие для осуществления ее внутренних и внешних функций.
Важнейший элемент культуры семьи – семейные традиции.
Традиции – от латинского слова «передача», действие или порядок вещей, устоявшееся временем, повторяющееся в неизменном виде раз за разом.
Традиции сплачивают семью, они должны приносить удовольствие, благо; выполняться регулярно, могут передаваться из поколения в поколение.
Каждое историческое время диктовало свои традиции. (пословицы)
В 11-12-ом веке на Руси ребенку давали два имени – родовое и крестильное.
У Маркса было три дочери, и они тоже стали активными участниками рабочего движения.
В Петербургских семьях позапрошлого века традиционным было коллекционирование цветов, листьев в гербариях, камней. Взрослые и дети вместе лепили, вырезали, клеили. У детей 4-6 лет были свои обязанности – уборка комнаты, помощь на кухне (мололи кофе, заваривали чай). Дети 7-8 лет вели дневники, в которых отражали свои мысли и переживания.
В современных традициях находят свое воплощение и тесно переплетаются элементы народных, национальных традиций прошлых веков и современных тенденций:
- посадка дерева в честь новорожденного
- семейная фотолетопись
- передача от отца к сыну первой прочитанной книги, какой-то знаковой вещи
- празднование дня рождения, других праздничных дат
- семейное пение, рукоделие и т. д.
О традициях семей, чьи дети посещают наш детский сад, расскажут воспитатели. (Рассматривание семейных альбомов)
Сын хлебом кормит, а дочь последний кусок унесет.
Не учась и лаптя не сплетешь
Не учили, когда поперек лавки ложился, а во всю вытянулся, так и не научишь.
В чужом платье не накрасоваться
Паси, чтоб вскормить, не паси, чтоб озолотить.
Не все таской, ино и лаской
Незнайка лежит, а Знайка впереди бежит
Дай Бог с кем венчаться, с тем и кончаться
Все в семье спят, а невестке молоть велят.