Айлана Ооржак
Советы и рекомендации старшего воспитателя «Защитим детей от насилия»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители!
Соблюдая правила безопасного поведения, Ваш ребенок сможет принять самое правильное решение в сложной ситуации и избежать жестокого обращения с ним.
«Безопасность личности ребенка в разных сферах социальной жизни»
Обучение детей навыкам безопасного поведения:
1. Безопасность по телефону:
• Поднимая трубку, ребенок не должен называть своего имени и говорить, что он находится дома один.
• Нельзя называть свой адрес. Ребенку следует попросить собеседника перезвонить позже, назвав время прихода родителей.
Публикация «Советы и рекомендации старшего воспитателя „Защитим детей от насилия“» размещена в разделах
- День защиты детей. 1 июня
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Насилие. Жестокое обращение с детьми
- Старшая группа
- Темочки
• Если абонент ошибся номером - ребенку следует попросить собеседника назвать набранный им номер. Сообщать свой номер нельзя.
• Если звонящий представляется другом родителей ребенка – следует попросить его позвонить позднее – когда родители будут дома.
• Если звонят знакомые родителей ребенка и говорят, что они скоро придут – ребенок должен попросить их подойти ко времени прихода родителей.
2. Безопасность: один дома:
• Ребенок не должен открывать дверь незнакомым людям. Если звонящие в дверь представляются работниками коммунальных служб - ребенку следует попросить их прийти позднее, когда дома будут родители.
• Нельзя сообщать незнакомым людям о распорядке дня своей семьи.
• Если ребенок не может открыть дверь - нельзя доверять ключи посторонним.
• Если ребенок пришел домой, а дверь в квартире оказалась открытой – нельзя заходить в квартиру. В этом случае необходимо пойти к соседям и от них позвонить домой, и если трубку не снимают, вызвать полицию по телефону "02".
• Если около квартиры стоит посторонний, не следует подходить к нему, нужно пойти в другой конец лестничной клетки и позвонить к соседям, попросить их о помощи.
3. Безопасность в лифте:
• Научите детей правилам безопасности в лифте, объясните, чем чревато их невыполнение.
• Ни в коем случае не разрешайте ребенку ездить в лифте с посторонними, даже если это ваши соседи.
• Если кабина лифта подошла, но у лифта стоят незнакомые люди: ребенок должен отказаться от поездки под предлогом, что он что-то забыл взять дома или оставил на улице.
• Если незнакомец начинает приставать, снимать одежду, не следует угрожать рассказать все родителям или полиции. Нужно постараться вовлечь насильника в разговор. • Если ребенок все же стал жертвой насилия, жестокого обращения – следует рассказать все родителям и сходить с ним на медицинское освидетельствование.
4. Безопасность на улице:
• Оставляя ребенку ключи от квартиры, не вешайте их ему на шею и не закрепляйте на поясе, оставьте их у соседей или родственников, живущих поблизости, или кладите во внутренний карман.
• Приучите ребенка не доверять ключи от квартиры посторонним, которые представились вашими знакомыми. Ваш ребенок не должен приводить к себе домой незнакомых людей, даже если они сослались на вас.
• Ваш ребенок никогда не должен уходить из учебного заведения с людьми, которых он не знает, даже если они сослались на вас.
• Если вы не сможете прийти за ребенком в школу или детский сад, предупредите, кто его заберет, и покажите этого человека в лицо. Не забудьте предупредить воспитателя о том, кто придет за ребенком. Попросите воспитателя связаться с вами, если за ребенком пришли посторонние люди, о которых вы его не предупреждали.
• Если ребенка пытаются втянуть в спор или драку – ему следует уходить немедленно.
• Если к ребенку подошли люди и спрашивают, как пройти куда-либо – он может объяснить это на словах, но ни в коем случае не провожать их, даже если это по дороге или обратившиеся к нему люди предлагают подвезти его на машине.
• Ребенок не должен играть вблизи дорог, стоящих автомашин, в подвалах и чердаках.
• Если ребенок уходит из дома в отсутствие родителей, - ему нужно оставить записку с информацией о том, куда и с кем он уходит, и когда вернется. Введите в семье правило – если задерживаешься – звони домой.
• Если во время прогулки к ребенку подходит незнакомец и предлагает пойти с ним, обещая что-то за это – ребенку нужно отказаться, а вечером рассказать об этом родителям.
8 Если незнакомец предлагает вашему ребенку посмотреть что-либо или помочь донести сумку, обещая заплатить, ребенок должен ответить категорическим отказом.
• Если ребенок видит тормозящую машину, и сидящие в ней люди предлагают подвезти ребенка, или спрашивают, как проехать куда-либо - он должен как можно дальше отойти от машины и ни в коем случае не садиться в нее – если даже если улица, которую они ищут, ему по пути.
Памятка для родителей и педагогов
Помните, что в случае насилия над Вашим ребенком
нарушены его права:
• право на безопасность;
• право на сохранение своего здоровья (как соматического - физического, так и морально-психологического).
Если Вам стало известно о фактах жестокого обращения
и насилия над Вашим ребенком :
• Поговорите с ребенком, поддержите его;
• Если есть синяки, ссадины – обратитесь к медицинским работникам (в поликлинику, травмпункт, медицинской сестре образовательного учреждения) для освидетельствования и оказания медицинской помощи;
• Напишите заявление участковому полицейскому (или инспектору комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав); при обнаружении факта насилия в образовательном учреждении – руководителю образовательного учреждения;
• Обратитесь за помощью к психологу или психотерапевту.
Как избежать жестокого обращения с ребенком в собственной семье?
• Знать о том, что является жестоким обращением с ребенком и особенно о последствиях такого обращения с детьми.
• Признаться себе, что это происходит в ваших отношениях с ребенком.
• Понять: почему это происходит? Отчего? («Как меня наказывали в детстве? Как я наказываю?»)
• Пробовать применять альтернативные методы, применять советы и рекомендации психологов. Решить свои проблемы, если они в основе жестокого обращения с ребенком.
2. Рекомендации для родителей по взаимодействию с детьми без насилия и агрессии :
• Не предпринимайте никаких действий, если Вы раздражены. Для начала возьмите себя в руки и успокойтесь. Отстранитесь от ситуации и постарайтесь взглянуть на нее со стороны. Все решения принимайте в спокойном состоянии.
• Вспомните о своих интересах, уделите себе внимание. Успокоившись и расслабившись сами, Вы станете спокойнее вести себя и со своим ребенком.
• Будьте с ребенком доброжелательным, но твердым.
• Будьте последовательны в своих действиях.
• Предоставляйте ребенку право выбора. Пусть он знает о тех мерах, которые Вы предпримите в ответ на его непослушание, и сделает самостоятельно выбор между своим послушным поведением и возможным наказанием. Применяйте технику Я-сообщения.
• Позвольте ребенку столкнуться с последствиями своих действий.
• Дайте ребенку возможность достичь с вами договоренности.
• Постарайтесь в своей семье не устанавливать слишком много запретов. Но те, которые существуют, нарушать нельзя – ребенок должен быть в этом уверен. В противном случае его ждет наказание.
• Учитесь правильно критиковать ребенка: порицая, следует дать понять ребенку, что вы критикуете конкретный поступок ребенка, а ваше отношение к нему не меняется.
• Если Вы чувствуете, что вы не правы – имейте мужество признаться ребенку в этом.
Рекомендации для родителей : Профилактика конфликтов с детьми
• Не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени даже для того, чтобы погулять во дворе. Не забывайте - он еще ребенок.
• Если кто-то жалуется на поведение вашего сына или дочери, не спешите сразу наказывать детей, выясните мотивы их поступков.
• Выбирайте наказание, адекватное проступку.
• Не наказывайте ребенка из-за того, что у вас плохое настроение или «для профилактики».
• Будьте внимательны и справедливы к своим детям, решайте вместе их проблемы, и тогда ваш ребенок вряд ли убежит из дома.
• Развивайте в ребнке уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт.
• Научите ребнка эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях.
• Научите подростка не агрессивному и в то же время уверенному отстаиванию своего мнения, умению сказать нет.
• Оставьте дома, на видном месте информацию о работе телефонов экстренной психологической помощи, «телефона доверия» для детей и подростков. Объясните ребнку: для чего люди ходят к психологу? Какие проблемы называют психологическими? как обратиться к психологу?
Практикум «Оценка ситуации» :
Родителям предлагаю определить, является ли способ поведения родителей проявлением жестокого обращения с ребенком. Если да – предложить альтернативный вариант решения.
Примеры ситуаций для анализа:
1. Сын-подросток, имеющий много друзей и любящий общение, пришел домой в 0.00 часов, не предупредив родителей. За это отец наказал его полным лишением прогулок на 1 месяц (да)
2. Маленький ребенок имеет плохой аппетит, поэтому кормить его приходится насильно (да)
3. Ребенок учится очень слабо, хотя уроки готовит всегда старательно и долго. За каждую полученную двойку ему запрещают играть в компьютерные игры. (нет)
4. Девочка накануне экзамена пошла в гости к подруге без разрешения родителей, за что была наказана тем, что без завтрака и обеда должна была сидеть в своей комнате и неотрывно готовится к экзамену. (да)
5. Ребенок родился гиперактивным (очень подвижным, имеющим трудности со вниманием. Мама, не веря диагнозам врачей, считает, что он просто ленится и наказывает его за каждое отвлечение от выполнения уроков. Были случаи привязывания к стулу. (да)
6. Мама, ругая сына-третьеклассника за то, что он вместо того, чтобы готовится к контрольной работе весь вечер играл в компьютерные игры, поставила его в угол на 20 минут. (нет)
7. Девочка-подросток любит спортивный стиль одежды и брюки. Мама очень старательно следит за тем, чтобы дочь в школу носила только платья и юбки и всегда сама выбирает ей вещи. (да)
8. Ребенок 6 лет. Не хочет идти в детский сад и каждое утро после собственной истерики слышит от родителей фразы: «Такой непослушный ребенок мне не нужен! Как же ты меня бесишь! Не будешь слушаться – не заберу тебя из садика, оставлю здесь!» (да)
Спасибо за сотрудничество!